Сексуальное развитие ребенка

Лекция для родителей «Половое воспитание детей 5–6 лет»

Младший дошкольный возраст – период активного проявления любознательности ребенка.Ребенку интересно все: животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек – и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми.

Свою потребность в любознательности ребенок удовлетворяет по-разному. Ежедневно он делает открытия, которые позволяют ему чувствовать свою значимость (конечно, если она имеет внешнее подкрепление в виде поддержки или похвалы взрослых). Он задает вопросы, на которые сам же пытается ответить, если же не получается – обращается к тем (малыш уверен в этом) – непременно знает ответ.

Основные правила полового воспитания детей дошкольного возраста

Главное, что требуется от родителей в случае появления «неудобных» вопросов или ситуаций – это естественность поведения, готовность исчерпывающе на все ответить, умение объяснить все без страха и стыда.

Наверное, вы уже не раз задумывались, как будете подготавливать своего ребенка к взрослой жизни, а возможно вы изводите себя вопросом, как подготовить к его к взрослым отношениям. А, может,только что ваша кроха спросила: «Мамочка, а откуда берутся дети?» и вы замерли в растерянности, не зная, как ему ответить на такой непростой вопрос, как правильно повести себя.

Надеюсь, никого не потребуется убеждать, что половое воспитание должно осуществляться в семье детей. Ведь от того, как понятно и доходчиво родители сумеют объяснить ребенку различные жизненные явления, касающиеся взаимоотношений полов,будет зависеть многое:

-формирование половых установок,

-понимание своих обязанностей,

-понимание необходимости управления собой, своим поведением и желаниями.

По сути, от способности родителей дать ребенку сексуальное воспитание будет зависеть его счастье в дальнейшей личной жизни.

Половое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы всех моральных установок в отношениях полов, психологических особенностей будущих мужчины и женщины, создает важные предпосылки для адекватной идентификации половой роли ребенка.

Действительно,перед взрослыми стоит непростая задача: удовлетворить детское любопытство и в то же время не травмировать очень ранимую детскую психику.

Ваши ответы на непростые вопросы малышей, и гораздо более сложные проблемы, появляющиеся с возрастом, определяют во многом отношение дочери или сына к интимной жизни в будущем. Поэтому именно сейчас половое воспитание детей дошкольного возраста важно, как никогда, а еще более важна его правильность.

Нравится вам это или нет, а оградить ребенка от сексуального воспитания невозможно. Если вы не сделаете половое воспитание детей дошкольного возраста своей прерогативой, то ребенок сам научится всему, только вот каким образом, и с какими последствиями – большой вопрос. Если родители в полной мере не удовлетворят познавательные интересы ребенка, дефицит семейной информации непременно пополнится уличной.

Главные ошибки полового воспитания

Какие эмоции у вас вызывают «неудобные» детские вопросы? Что в этот момент на вашем лице? Выразительное разочарование, растерянность, и стеснение? Не допускайте этого! Детки – весьма хорошие психологи, им обязательно передастся родительская неуверенность в себе и ощущение стыдливости матери или отца. Дети не видят совершенно никакой связи между эротикой и рождением деток, это мы, взрослые, невольно привносим в невинный познавательный детский интерес наш эротический взрослый опыт.Малыши еще не видеть отличия в вопросах: «Как отличить несъедобные грибы от съедобных?» и «Как отличить девочек от мальчиков?», а вот различие реакций, которые дают папы и мамы на эти вопросы замечают мгновенно. Вследствие этого детки начинают выделять отдельный особенный круг вопросов, касающихся, по их мнению, чего-то грязного и неприличного.

Грубые ошибки идут в основном от низкой половой культуры родителей: «Ты посмотри? Ты уже интересуешься этим? Ой, быстро растешь, далеко пойдешь!», или «Хи-хи, иди лучше у мамы (бабушки) спроси». В особенности часто допускают ошибки мамы и папы при общем просмотре фильмов и телевизионных передач, где имеются эротические сцены. Пытаясь закрыть ребенку глаза, отвлечь его, выгнать из комнаты или посмеиваться, наблюдая за удивлением ребенка от увиденного, вы только усугубляете проблему. Половое воспитание детей дошкольного возраста от этого только пострадает. Малыш может решить, что в любви, ласках женщины и мужчины есть что-то неприличное. В лучшем случае он просто не станет задавать интересующие его вопросы вам, а найдет их в кругу сверстников, украдкой. В худшем, ваша реакция может повлиять на его психологическое сексуальное воспитание, отторжение от личных взаимоотношений с противоположным полом, или даже появление интимных предпочтений в отношении своего пола.

Как правильно отвечать на «неудобные» вопросы?

Вне зависимости от возраста ребенка: 4, 7 или 15 ему лет, ваши ответы должны быть правдивыми по содержанию, объективными и научными.

Психологический дискомфорт у родителей вызывают нередко названия половых органов. Общение детей и родителей, как правило, в семье ведется детским языком. Но когда ребенок подрастает, детский язык зачастую вытесняется терминами, бытующими в уличном употреблении. Принятые в семье, ласкательные названия, ребенка уже не устраивают. Поэтому происходит стремительная ассимиляция уличных, «взрослых» терминов. Поэтому уже в младшем школьном возрасте стоит познакомить ребенка с научными медицинскими названиями мужских и женских гениталий – пусть он учит улицу, а не улица его.

Читайте также:
Туберкулез - первые признаки, симптомы, лечение и профилактика

Сказки об аистах, о покупке в магазине, появлении в капусте, и прочие варианты, безусловно, отвлекают ребенка от тайных для него аспектов бытия человека, и одновременно мешают развитию нормального полового сознания. Рано или поздно все вымышленное непременно столкнется с реальностью, уточнится и дополнится уличным «образованием». Вместе с этим может прийти разочарование, недоверие детей к родителям-обманщикам, или даже подозрительное брезгливое отношение к родным.

Постарайтесь с раннего детства сформировать у дочери или сына представление о законе продолжения рода, которому в обязательном порядке подчиняется все, без исключения, живое на Земле. Если вам сложно правильно сформулировать тему, просто дайте ребенку прочитать познавательную книгу, благо сейчас найти такую для ребенка – не проблема.

Половое воспитание мальчиков и половое воспитание девочек в младшем возрасте отличается мало, потому что детей, как правило, интересует одно и то же. Ответы в обоих случаях должны быть доступными для понимания детьми, только так они не вызовут дополнительных вопросов. Вовсе не обязательно входить в детали, забегая вперед на три года в своих объяснениях, или превращать в доклад короткий ответ. Для примера,можно рассказать историю из практики одного известного детского психотерапевта Леви:в ответ на самый обычный вопрос для семилетнего сынишки: «Откуда берутся дети?», мамочка прочитала ему настоящую лекцию. При этом погасила свет, зажгла свечи и начала повесть в патетическом тоне о важности миссии мужчины и женщины. Такое изложение информации, в результате вызвало настоящий шок у мальчика, и необходимость помощи психиатра.Запомните: ребенку нужно давать только те ответы, которые его интересуют в конкретный момент, говоря исключительно о том, что он спрашивает. Лаконично, сжато и однозначно.

Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем несколько правильных ответов на самые распространенные детские вопросы,каждый из которых появится в своем возрасте:

1. На вопрос сына «Почему я мальчик, а сестра – девочка?» можете ответить, что он родился точно таким, как папа, а сестренка – как мама.

2. Адекватный ответ на вопрос «Откуда берутся дети?»«Детки появляются и живут у мамы в животике».

3. «Как я выросла?»«Ты выросла из крошечного зернышка, всегда бывшее у мамы в животе».

4. «Как рождаются дети?» – «Детки рождаются из специального отверстия, становящегося большим при рождении ребенка».

5. «Какая роль папы в рождении ребенка?» – «Семя из полового органа папы попадает в особенное, специальное место у мамы в животе».

Половое воспитание детейдошкольного возраста: осознание половой принадлежности

Когда ребенок вместо «Дай Диме» ли «Дай Кате», начинает говорить «Дай мне», то есть когда он впервые о самом себе скажет «я», это означает, что у ребенка уже есть глубокое понимание, что я – мальчик, а не девочка, и наоборот.

Развитие и половое воспитание детей дошкольного возраста позволяет воспринимать внешние отличия женщины и мужчины – в строении их половых органов, в характере игр, в одежде. В 4-5-летнем возрасте появляется стойкое представление о том, что «Я – девочка», или «Я – мальчик», осознанное понимание поведенческих норм, выбор соответствующих полу ролей в сюжетно-ролевых играх.

Если присутствует нормальное половое, сексуальное воспитание, то в 7-8 лет у ребенка появляется собственная линия поведения, соответствующая моральным и, физическим нормам и требованиям. Эта линия полового поведения проявляется при выборе игр для девочек или мальчиков, в характере общения с противоположным полом, в манере поведения ребенка.

Непосредственно усвоение ролевого поведения полов происходит, когда от простых детских подражательных игр, ребенок переходит к играм сюжетным, отображающим женские и мужские профессии, поступки, характеры, отношения.

Установлено, что с 5-6 лет у мальчиков стабильно начинают преобладать ролевые игры в «войну», «пограничников», «пожарников», «космонавтов», «водителей», «летчиков», «разведчиков», в сопровождении форм общения, предметов, действий – все как в взрослой, настоящей, мужской жизни. Так и происходит осознание и половое воспитание мальчиков в этом возрасте. Ранее половое воспитание девочек происходит через игры в «дочки-матери», «в школу», «в больницу», «в повара».

Отличия здесь только в характерах игровых действий и предметах для игр. Мальчики больше двигаются, бегают, прячутся. Девочки моют, привязывают, причесывают, расставляют, собирают. Поступки девочек связаны напрямую с семьей, с женскими заботами по дому. Мальчики – более близки к воссозданию поведения настоящих мужчин, к мужским профессиям.

Присмотритесь к своим детям повнимательнее. У вас ничего не вызывает обеспокоенности?

Ведь ваши дети в точности проецируют именно ваше, родительское поведение, мальчики – копируют поведение и поступки папа, девочки – поведение мам, считая их примером для подражания, непреложной истиной.

Вместе с этим игра имитирует действия, которые будут в будущем использоваться в выполнении половой роли – мужчины-отца или женщины-матери. Правильно ли, вы родители, себя ведете, в том ли русле даете половое воспитание своим детям?

Половое воспитание детейдошкольного возраста: берем в воспитатели сказку

Разобраться в том, как нужно, а как не следует вести себя девочке или мальчику, помогают дошкольнику сказки, рассказы, которые, как бы, «программируют» в детях определенный стиль поведения.

Дети стремятся наследовать ориентиры полового поведения настоящих героев, в воображении ребенка женственность и мужество воплощаются в конкретных поступках и действиях.

Читайте также:
Ишемическая болезнь сердца - причины, симптомы, лечение

Семейные чтения позволяют малышу пока еще мысленно участвовать в жизни сказочных героев, становиться на сторону персонажей добрых, мужественных, учиться жалеть и защищать обиженных. Важно, чтобы взрослые, помогли им осознать лучше поведение героев, прокомментировать рисунки, обратить внимание на моральные качества действующих лиц, обсудить важность этого, побудить ребенка к размышлениям.К примеру: «Помнишь, почему сердце Кая в льдинку превратилось? Как Герде удалось растопить в сердце Кая лед? Как ты считаешь, если бы Герда не любила Кая и была злой девочкой, она бы смогла ему помочь?» и так далее.

Половое воспитание девочек и половое воспитание мальчиков: неутомимые исследователи

Сколько бы сказок о нежности и смелости, доброте и чуткости, вы не прочли малышу,вы всегда остаетесь самым первым примером: для мальчика – папа, для девочки – мама. Ваши взаимоотношения между собой, роли в семье, манеры общения, поведения являются первой моделью полового поведения женщины или мужчины, которую познает малыш и стремится наследовать. Пока это еще игра, но ребенок, так или иначе, возьмет эту модель за образец и наверняка проведет в собственную взрослую жизнь.

Любознательные и наблюдательные малыши часто не понимают, о чем идет речь взрослых, но отлично улавливают интонации матери и отца. Поэтому, думайте, о чем говорите, и что делаете. Для наглядности пример из жизни. Пятилетний Коля – частый свидетель обсуждений личной жизни знакомых родителей – желая привлечь внимание,авторитетно заявил в присутствии гостей: «А я знаю, кто такая любовница. Она – как жена, только намного лучше». О состоянии родителей думаю говорить излишне – они были в шоке.

Не могут укрыться от любознательных глаз ребенка и конкретные стороны интимной близости родителей. Если вас вдруг застигли в момент сексуальной близости, ни в коем случае не паникуйте, не кричите на ребенка, выгоняя его за дверь,не отвечайте возмущенно на его любопытство: «Ты еще маленький!». Не стоит привлекать излишнего внимания к этому вопросу, во-первых, а во-вторых, пугать ребенка, чтобы он переживал, что папа с мамой делал что-то плохое.

Если вас «застукали», спокойно встаньте и отведите ребенка в его комнату, как будто не произошло ничего экстраординарного. Если заметите, что ребенок обеспокоен увиденным, или задает вопросы о том, что вы с папой делали, скажите, что так мама с папой любят друг друга. Если вы заметили ребенка за «странными» играми с имитацией полового акта с куклами – не волнуйтесь, это нормально. Для деток подобные игровые действия не имеют никакого эротического характера, это всего лишь имитация взаимоотношений отца и матери, которые они подсмотрели, а может даже, и услышали от детей в детском саду или во дворе. Если вас беспокоит, что ребенок пробует играть подобным образом с соседским мальчиком или девочкой, тогда спокойно объясните малышам, что люди так любят друг друга, когда становятся взрослыми, женятся и рожают детей.

Возраст и принципы полового воспитания детей

Размышляя о рождении, детки зачастую проявляют просто незаурядные философские способности. Родителям обязательно нужно следить за ростом половой осведомленности своего крохи, половое воспитание девочек, как и половое воспитание мальчиков, должно быть своевременным и адекватным возрасту.

Чтобы вы могли хотя бы немного подготовиться, и в первую очередь психологически, предлагаем вам ранжирование вопросов по возрастам,которое выявили детские психологи:

1. Ребенок до 2-3 лет интересуется собственным телом, в том числе половыми органами. При этом выясняют признаки отличия девочек и мальчиков, женщин и мужчин.

2. У детей 3-4 лет – возникают вопросы, откуда дети берутся, где они раньше были, почему бывают такие огромные животы у женщин?

3. Детям 5-6 лет – интересно, как дети попадают к матери в живот, каким образом выходят оттуда? Как они там растут?

4. Младшего школьника в 6-8 лет, – волнует, какая роль папы в появлении ребенка в семье? Почему детки похожи на своих родителей или братьев/сестер? Могут ли у детей рождаться дети?

На этом, как правило, любопытство детей останавливается, в их возрасте этого достаточно. Ответы давать нужно сразу, коротко, четко, понятно и правду, но корректную (учитываем интеллектуальное развитие). В противном случае у ребенка появится масса дополнительных вопросов, и не у вас, так в другом месте он удовлетворит свое любопытство. Как именно это делать, мы уже упоминали выше, как и давали примеры ответов.

Правильное половое воспитание детей дошкольного возраста напрямую зависит от того насколько умело вы комментируете характер взаимоотношений и рождение детей. Известно, что детки, информированные родителями правдиво, вырабатывают в себе некий иммунитет от «грязи» и «дряни», которую нередко распространяют «более опытные» представители улицы.

Что должен знать ребенок-дошкольник?

Полноценное половое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает, что дети к моменту поступления в школу знакомы с понятиями и названиями органов половой сферы.В частности психологи рекомендуют пояснить ребенку:

1. Названия половых органов – влагалище, половые губы, клитор, яичники, матка, пенис, мошонка, яички, задний проход.

2. Что зачатие происходит, когда семя мужчины соединяется с женской яйцеклеткой после полового акта.

Читайте также:
Рвота желчью у взрослых, детей, беременных - причины, что делать

3. Что растет ребенок в животе в матке женщины.

4. Что рождается ребенок через влагалище женщины.

5. Основные сведения о ночных поллюциях и менструациях как о нормальных и здоровых процессах организма.

6. Что нельзя поднимать на улице презервативы.

Стыдливость родителей в сексуальных вопросах – это опыт, который они принесли из собственного детства. Однако на самом деле, ничего плохого и постыдного в том, как именно рождаются дети у нас вами, нет. Пришло время и нам, взрослым, подрасти. Чтобы помочь нашим деткам, дать правильное, полноценное половое воспитание мы сами в сексуальном плане должны быть более зрелыми. Ведь от нас зависит счастье и будущее наших детей.

Кроме того, помните, что знание – сила, это лучшая защита от сексуального нападения, от сексуальных посягательств извращенцев и маньяков. Невинного, а по сути неосведомленного ребенка легко обмануть, сыграть на его любознательности.

В конечном итоге, мы знакомим деток не только с физиологией, мы знаком его понятиями нравственности и морали, половой гигиены, помогаем осознать понятия заботы и любви. Материал подготовила

Половое воспитание детей младшего школьного возраста (от 7 до 11-12 лет) (Часть III)

Младший школьный возраст относится к препубертатному периоду психосексуального развития. Этот возраст называют вершиной дет¬ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко¬мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Однако он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В этот период дети переживают кризис 7 лет — это период рож¬дения социального «Я» ребенка. Те¬перь он приходит к осознанию своего места в мире обще¬ственных отношений.

Психология поведения в этом возрасте определяется интенсивной социализацией, связанной с началом обучения и отсутствием выраженного полового метаморфоза. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности.

В младшем школьном возрасте происходит развитие навыков отношения с детьми противоположного пола. Ребенок усваивает моральные и нравственные полоролевые установки: девочек нужно защищать, мальчики смелые и т.п. И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Поляризация полов – естественная закономерность развития, внешне часто проявляющаяся действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу. Так, дети 7-9 лет формируют группы мальчиков и девочек. Мальчики часто считают девочек «глупыми» и «несерьезными», в то время как девочки считают мальчиков «грубыми» и «невоспитанными». Класс разбивается на два лагеря – мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается.

В последнее время все чаще у девочек этого возраста приходится наблюдать мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, а лишь в пубертатном периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и заметное смещение половых ролей и представлений о маскулинности-фемининности в современном обществе и семье.

Возраст 9–10 лет – это период половой гомогенизации – подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро, и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Возрастает интерес к «мужским» и «женским» занятиям, и роль родителей заключается в одобрении действий ребенка, свойственных его полу. В это же время важно включить ребенка в круг семейных обязанностей, например, пока папа с сыном расчищают снег у гаража, мама с дочерью готовят воскресный обед и т.п.

На этой стадии подростки делают первые шаги в романтических отношениях – начинают встречаться, держаться за руки, целуют друг друга в щеку.

До 10 лет дети растут равномерно. В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста. У девочек, как правило, половое созревание и бурный рост начинается в 10-11 лет, у мальчиков – в 12-13 лет.

На данном возрастном этапе возникает интерес к миру интимных отношений. У детей появляются эротические фантазии. Школьникам 10-12 лет хочется понять, зачем нужен презерватив или почему им запрещают смотреть эротические фильмы. Они чаще уделяют внимание сексуальной тематике в книгах, журналах, Интернете. Задача родителей – рассказать ребенку о любви между мужчиной и женщиной, о том, что физическая близость – это одна из форм проявления любви между взрослыми людьми и может привести к рождению ребенка.

Отсутствие должного внимания со стороны родителей, педагогов и врачей к половому воспитанию, преобладание мнения об асексуальности младших школьников зачастую способствуют восприятию детьми сексуальности как постыдной, запретной стороны человеческой жизни и часто приводят к тому, что половое воспитание осуществляется тайными совоспитателями.

Родителям важно помнить, что лучшее воспитание основано на личном примере, в том числе на положительном примере поведения авторитетных для ребенка взрослых. Важно также положительное эмоциональное подкрепление поведения ребенка, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности.

Проявления сексуальности в детском и подростковом возрасте

Проявления сексуальности в детском и подростковом возрасте

Сексуальность присуща каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, свойственным человеку так же, как дыхание или пищеварение.

Читайте также:
Звон в ушах: признаки, причины, последствия, лечение

Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития. То, как оно проходит, непосредственно влияет на сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст, поэтому столь важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.

Психосексуальное развитие ребенка включает несколько стадий.

От 0 до 1,2 (1,5) лет

Совсем маленький ребенок познает мир через рот. Именно рот — главный источник ощущений младенца. Когда малыш сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает эротическое удовольствие.

Возможные нарушения

Зависимый сексуальный характер формируется, если младенец получает грудь не по потребности (недостаточно или не вовремя). Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», который постоянно нуждается в заботе. Склонность к садо-мазохистским отношениям зарождается, если грудь дают насильно.

Как правильно?

Важно, чтобы кормление происходило в атмосфере спокойствия и любви и по потребности ребенка. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.

От 1,2 (1,5) до 3 лет

В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело. Процесс отправления его естественных надобностей вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.

Возможные нарушения

Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют, из-за отсутствия ограничений формируется наоборот склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.

Как правильно?

Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.

От 3 до 6 лет

Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.

Возможные нарушения

Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит его сексуальную жизнь.

Как правильно?

На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше трех лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.

От 6 лет до начала полового созревания

Жизнь ребенка выходит за пределы семьи. Он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телам других. Самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.

Возможные нарушения

Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.

Как правильно?

В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой. В первую очередь становится важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться, задать все личные вопросы, с кем можно обсудить любые проблемы.

Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.

Половое созревание

С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, недостаток которых он и пытается таким радикальным способом найти на стороне.

Читайте также:
Что означает желтый налет на языке: причины и лечение
Самое главное

Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.

Запись на прием к врачу-сексологу

Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».

Единый контактный центр

Чтобы уточнить цены на прием врача-сексолога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:

Детская сексуальность

В каком возрасте у человека появляются первые признаки сексуального поведения? С 15 лет? С 10? Сексуальность напрямую связана с ощущением собственного тела и формируется она с того момента, когда человек начинает ощущать своё тело – то есть с рождения.

Сексуальность можно наблюдать у новорожденных младенцев в самом невинном и непосредственном проявлении. Это врожденные импульсы души и тела, связанные с либидонозной энергией. Сексуальная энергия так же естественна для человека, как дыхание или пищеварение.

Детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Наоборот, любые действия взрослых, грубо обходящихся с сексуальностью ребёнка (будь то открытое соблазнение со стороны взрослого или небрежные прикосновения), травмируют его психику и оставляют след на долгие годы, а иногда и на всю жизнь.

Сексуальное развитие ребенка происходит параллельно с развитием его организма и психики. Особенности психосексуального развития непосредственно влияют на проявления сексуальности во взрослом возрасте. Все сексуальные предпочтения, в том числе и сексуальная ориентация, формируются с рождения и до 6 лет. То есть в подростковом возрасте проявляется то, что сформировалась в раннем детстве. Все серьезные нарушения возникают обычно задолго до вступления в пубертат.

Кроме того, ощущение собственного тела и его привлекательности, способность этично и одновременно свободно проявлять свою зрелую сексуальность значительно определяет поведение и успешность человека в обществе. Поэтому столь важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.

Психосексуальное развитие ребенка включает несколько стадий.

От 0 до полутора (1,5) лет – оральная стадия

Новорожденный малыш познает мир глазами и ртом. Именно рот — главный источник телесных ощущений младенца. Когда младенец сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает телесное (эротическое) удовольствие.

Возможные нарушения

Уже на этой стадии развития психики могут быть сформированы предпосылки для зависимого поведения в будущем, если грудь (и прикосновения матери) предлагается младенцу не по потребности – недостаточно или не вовремя. Повзрослев, в любовных отношениях такой человек будет проявлять себя как «ребенок», который постоянно нуждается в заботе, чтобы его «докормили». Склонность к садизму и мазохизму в отношениях, в том числе психологического плана, зарождается, если грудь дают насильно.

А как надо?

В семейном кругу важно создать условия, чтобы кормление происходило в атмосфере спокойствия и любви и по потребности ребенка. Если младенец проявляет агрессию, например, кусает грудь или щипает мать, это можно мягко останавливать, демонстрируя, что матери больно. Главное – не отвечать ему тем же.

От полутора (1,5) до 3 лет – анальная стадия

В этом возрасте собственное тело ребёнка становится для него объектом изучения. Процесс отправления естественных нужд вызывает у него естественный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку и как родители реагируют на «подарки», которые оказываются в горшке.То, что у родителей вызывает чувство пренебрежения, у ребёнка вызывает неподдельную радость и даже гордость – как очевидный результат своих усилий.

Возможные нарушения

Любые агрессивные или насильственные действия по приучению к горшку могут привести к появлению в характере мазохистских черт. Наказания за «ошибки» малыша и пренебрежительные комментарии к «продуктам его жизнедеятельности» формируют в нём отношение к своему телу как к чему-то отвратительному и неценному. В будущем это чревато сексуальными проблемами и заболеваниям сексуального характера, что прямо или косвенно влияет на способность человека к репродукции и, безусловно, на его отношения с противоположным полом. Но и отсутствие рамок в плане выполнения нужд в этом возрасте может сформировать, наоборот, склонность к агрессивному, девиантному поведению или даже к садизму.

А как надо?

Доброжелательные и при этом в меру настойчивые призывы родителей ходить на горшок – залог формирования здоровой сексуальности. Старайтесь избегать усмешек и кислых выражений лица, когда малыш делает своё важное дело! И ещё при переходе ребёнка на эту стадию рекомендуется постепенно отказаться от кормления малыша грудью, если оно ещё практиковалось, так как это может задержать его дальнейшее психосексуальное развитие.

От 3 до 5 лет – фаллическая / эдипальная стадия

Интерес ребёнка к своему телу возрастает и к нему добавляется интерес к противоположному полу и к разнице полов. Ребёнок находит объект для своей влюблённости внутри собственной семьи – им становится кто-то из родителей (обычно противоположного пола). «Я вырасту и выйду замуж за папу!» – говорит девочка, как бы вступая в конкуренцию с собственной матерью за любовь самого главного мужчины в своей жизни. Для мальчиков объектом любви становится мама, а отец воспринимается как соперник.

Возможные нарушения

Невинные попытки «соблазнить» мать или отца могут шокировать родителей, а соперничество за внимание и любовь часто вызывает раздражение и даже ревность. Взрослые могут начать проявлять агрессию к ребёнку или подвергать его насмешкам, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Это подрывает самооценку подрастающего человека, вносит сомнения в его восприятие себя и своей идентичности, ставит барьеры на проявление интимных чувств.

Читайте также:
Вздутие живота: причины и симптомы. Что делать при вздутии живота?

А как надо?

К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и с необходимой долей серьезности, не преуменьшая и не преувеличивая их значимости. Важно объяснить ребёнку, что мама уже замужем за папой, а папа женат на маме, и что повзрослев, ребёнок найдёт себе другую любовь. Хотя сейчас и мама, и папа его одинаково любят. Для тех мам, кто предпочитает совместный сон с малышом, важно знать, что с трёх лет этого делать не стоит, тем более – под одним одеялом (независимо от пола ребёнка), так как ощущения от близости тела матери на этом этапе может вызывать очень противоречивый чувственный отклик у ребёнка.

От 6 лет до начала полового созревания – латентная стадия

Самопознание ребёнка продолжается за счёт сравнения себя с другими. Сначала с родителями, затем – со сверстниками. Первая влюблённость в девочку или мальчика из класса. Первое знакомство с сексуальными отношениями – по рассказам одноклассников или картинкам в интернете. Ребёнок начинает осознавать свою сексуальность, но у него ещё нет потребности открыто её проявлять.

Возможные нарушения

Табуирование темы сексуальности или, наоборот, чрезмерное её проявление со стороны родителей (например, когда родители ходят по дому в нижнем белье или переодеваются при ребёнке) размывают внутренние рамки и делают представление о запрещённом и дозволенном размытыми. Отсутствие доверительных отношений, насмешки или осуждение вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, ответы на которые он начнёт искать на стороне.

А как надо?

Первый разговор с ребёнком о сексе возможен в возрасте 6-7 лет. Поднимая эту тему, будьте предельно деликатны и учитывайте не только возраст ребёнка, но и его индивидуальные особенности. Существуют специальные издания, в которых тема сексуальных отношений освещается доступным для детей языком. Но важно понять, что это не детская литература, а учебные пособия для родителей. Не стоит молча подсовывать ребёнку книжку в н адежде избежать неудобного разговора. Этим вы лишь фрустрируете его. Прочитайте её сами, а затем, используя содержащуюся в ней информацию, поговорите с ребёнком.

Половое созревание

С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, недостаток которых он и пытается таким радикальным способом найти на стороне.

Самое главное

Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.

Психосексуальное развитие личности: от младенчества до раннего подросткового возраста

Психосексуальное развитие – это процесс полового созревания и самосознания человека, которое сопровождается формированием его сексуальной ориентации и принадлежности к определенному полу. Этот процесс начинается еще утробе матери и заканчивается примерно к 25 годам.

Первым теорию о психосексуальном развитии человека и его этапах описал известный ученый Зигмунд Фрейд. Он поделил период сексуального становления личности на несколько фаз, каждой из которых характерны определенные изменения в самосознании и поведении ребенка, а потом и взрослого человека.

С того времени наука шагнула далеко вперед, и сейчас современные ученые-сексологи несколько иначе описывают и воспринимают психосексуальное развитие ребенка. Однако, по-прежнему важно помнить, что во многом именно от родителей зависит какое гендерное (полоролевое) поведение будет характерно для их уже выросшего чада. А также – сформируется ли у него здоровая сексуальность и нормальное ее восприятие или начнут развиваться фобии и отклонения.

От начала жизни до трех лет

В отличии от представления некоторых родителей, психосексуальное развитие ребенка начинается отнюдь не в подростковом возрасте. Этот процесс зарождается еще во внутриутробном периоде, когда определяется пол ребенка и формируются половые органы.

После рождения, психосексуальное развитие младенца продолжается в тесном взаимодействии с родителями, поведение и отношение которых, как уже было сказано, сильно влияет на становление его личности.

В этом периоде очень важен физический контакт с матерью. Ученые сходятся во мнении, что чем больше мама берет малыша на руки, обнимает, тем больше у него будет доверия к окружающему миру и людям. Также подобный контакт положительно влияет на восприятие ребенка самого себя, воспитывает чувство уверенности в себе и принятии своего тела.

«Кто я: мальчик или девочка»: от года до трех лет

В этот период ребенок постепенно осознает свою половую принадлежность. Он начинает понимать, кто он – мальчик или девочка и что взрослые делятся на «дядей» и «тетей». Если полуторагодовалый карапуз может еще равнодушно относиться к тому, что взрослые неправильно называют его пол, то трехлетка – скорее всего уже будет сердиться.

Читайте также:
Рак кишечника - симптомы, лечение, стадии, виды и прогноз с фото примерами

«Ой, кто тут у нас?» – игриво спрашивает бабушка у Ирочки, которой нет еще двух лет. «Что это у нас за хороший мальчик? Ты – мальчик?». Малышка смеется и мотает головой (нет), ей нравится игра, ей пока еще все равно какого она пола. Тем временем бабушка поворачивается к трехлетнему Илюше, желая продолжить шутку: «А это кто? Наверное, моя любимая девочка?». Но игра вдруг принимает неожиданный оборот: внук кидается на бабушку чуть ли не с кулаками. «Ты что – глупая? Я – мальчик! Мальчик!»

Трехлетка уже не только понимает свою гендерную принадлежность, но и принимает ее как единственно правильную. Мальчик начинает стремиться быть «как папа», девочка – «как мама». Именно с этого возраста уже важно, чтобы с ребенком проводил время и потихоньку включал в какую-то помощь родитель одного с ним пола.

Кроме того, малыша интересуют его половые органы, он начинает изучать их: рассматривать, трогать. Это нормально, если вы не будете специально заострять на этом внимание – это скоро пройдет.

О завершенности этой стадии сигнализирует четкое определение ребенком себя к тому или иному полу. На вопрос о том, кто он, ребенок отвечает: «я – мальчик» или «я – девочка».

«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ

Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.

Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.

Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.

При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.

Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно. Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу. Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.

С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.

Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности. Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития. Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.

В таких случаях лучше обратиться к специалисту – детскому психологу, который поможет выяснить, когда и почему, на какой стадии случился «сбой». Если это необходимо, подскажет, нужны ли дополнительные консультации медиков. Также – поможет скорректировать дальнейшее психосексуальное развитие ребенка.

Период с 7 до 12 лет: формирование полоролевого поведения

Психосексуальное развитие продолжается. Мальчики все больше идентифицируют себя с мальчиками, девочки – с девочками. Закреплению этих ролей способствуют игры и каждодневный быт семьи. Мальчики усваивают модель поведения мужчины благодаря отцу, девочки – модель женщины благодаря матери.

Дети на этом этапе могут стать более стыдливыми, осознавая, что они нравятся противоположному полу. Но в этот момент они уже обращают внимание на свою внешность, беспокоясь о том, насколько она соответствует эталонам, принятым в кругу их сверстников.

В период младшего подросткового возраста (9-12 лет) может появиться первая детская влюбленность. Это значит, что ребенок вступает в платоническую стадию психосексуального развития. Дети учатся знакомиться, обращать на себя внимание, находить общий язык с противоположным полом.

Читайте также:
Конъюнктивит взрослый - как проявляется и чем лечить

В таких отношениях еще нет сексуальной составляющей. Дети общаются на разные темы, изучают интересы друг друга. Мальчики учатся ухаживать за девочками, а девочки – принимать ухаживания мальчиков. Эта стадия во многом формирует эмоциональную и чувственную сторону будущих серьезных отношений.

Важно понимать: если во взрослой жизни у мужчины или женщины есть проблемы с общением с противоположным полом, то корни их нужно искать именно в этом периоде. Поэтому родителям, особенно противоположного пола, крайне нежелательно остро критиковать своих детей. Наоборот – важно дать им почувствовать свою поддержку.

Родителям на заметку: вышеописанные варианты поведения – норма для подобного периода, но могут быть и отклонения. Например, чрезмерно кокетливое поведение девочек 5-10 лет, поцелуи с мальчиками могут сигнализировать о повышении сексуального влечения, что для детей этого возраста не характерно. У мальчиков такое отклонение может проявляться в желании прижаться к телу родственниц, посторонних женщин, часто притрагиваться к гениталиям.

Но такое поведение может быть обусловлено и нехваткой внимания. Шокирующие выходки, за рамками приличий, обязательно вызывают резонанс и позволяют быть замеченными. Второй психологической причиной вроде бы отклоняющегося сексуального поведения может быть не умение соблюдать личные границы окружающих, недостаточно четкое понимание того, как можно и как нельзя себя вести в отношении других людей.

Поэтому первый специалист, к которому имеет смысл обратиться, если что-то настораживает вас в отношениях ребенка со сверстниками или его психосексуальном развитии – детский психолог. Его консультация позволит разобраться в причинах нарушения и определить, какого рода помощь нужна в каждом конкретном случае. Своевременное обращение к психологу позволит скорректировать ситуацию и не допустить формирования отклонений сексуального поведения в будущем.

Как видите, каждый этап психосексуального развития привносит свои изменения в характер и становление личности ребенка. Важно знать их, наблюдать за своими детьми, а при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в , или заполнив форму ниже.

Половое воспитание, когда начинать? Как говорить об этом?

Что должен знать ребенок о сексе и половом созревании в разном возрасте? Можете условно разделить детей на три возрастные группы, например с 7 до 10, с 11 до 13 и с 14 до 17. Какие есть отличительные особенности в вопросах сексуального воспитания у этих групп?

Книга о половом воспитании

Прежде всего нужно отметить, что привязываться к конкретным срокам и датам не совсем правильно, поскольку психосексуальное развитие ребёнка может быть совершенно разное. Кто-то начинает интересоваться противоположным полом и достаточно настойчиво в 12 лет, а кто-то и после 20 лет не успевает войти во вкус. Поэтому градация по возрастам будет достаточно условна. В тех случаях, если родители сомневаются, я бы рекомендовал бы обращаться за консультацией к врачу сексологу именно по поводу своего ребёнка. Условно можно выделить несколько этапов психосексуального развития: половое самосознание (0-7 лет), полоролевое поведение (7-11 лет), формирование психосексуальных ориентаций (11-18 лет). На этапе полового самосознания ребёнок в норме укрепляется в своей половой роли и уже четко представляет, к какому полу он относится. Половое воспитание на этом этапе заключается в закреплении роли, соответствующей полу. Это происходит в поощрении внешнего вида. На этом этапе важно показывать ребенку различия в мужском и женском. Происходит первый этап научения. На этом этапе дети, как правило,задают вопросы откуда он взялся, его естественным образом интересует различия между полами в рамках познания мира. С этим вопросом необходимо готовиться заранее абсолютно спокойно, без стеснения можно показывать и например, фотография во время беременности и честно говорить, что ребёнок был в животике. Рассказы про аиста в XXI веке считаю абсолютно недопустимыми. Информацию надо выдавать дозированно и соответствующей возрасту. То есть, если ребенку достаточно информации о том, что он появился в животике, совершенно необязательно ему рассказывать о о том, как он попал в этот животик. В тех случаях если ребёнок сам настойчиво интересуется и этим вопросом, можно говорить о том, что это от семечки от папы, и что когда люди любят друг друга у них появляются дети. На следующем этапе ролевого поведения большое значение имеют закрепление поведенческих стереотипов, которые проявляются в играх. Кроме этого, на этом этапе, очень важно, чтобы уже идентифицирующий себя по полу ребёнок мог обучаться, вести себя соответственно этому полу. Например, мальчик может проводить время с отцом, ходя вместе с ним на рыбалку, занимаясь спортом. Девочка может с мамой наводить уют в доме, вместе познавать искусство творческой кулинарии. Здесь родители должны показывать ребенку и модели взаимодействия между полами. Например, папа может при ребёнке дарить цветы маме, приглашать её на свидания. Мама в присутствии дочки может готовиться к этому свиданию, красиво наряжаться, спрашивать у девочки, в каком платье она выглядит более красиво. Абсолютно гармонично и естественно проявление нежности при ребёнке. Например, объятия при встрече. В этом случае, по сути, ребёнку показывается модель счастливой семьи, как своего рода настоящий рекламный ролик. В таком случае гораздо выше шансов, что ребёнок будет стремиться воссоздать семейные традиции и тепло в доме, уже в своей семье. На этом этапе важно рассказывать детям о качестве отношений, что в отношениях важна не только красота, но и душевная близость, сплоченность, дружба, взаимное уважение. На этапе психосексуальных ориентаций важно с уважением относиться к первым влюбленностям, не высмеивать их, быть хорошими друзьями ребёнку. Ценить его доверие, когда он обращается с подобными вопросами. Рассказывать ему о своих переживаниях в таком же возрасте и показывать на своих примерах, как их удавалось преодолевать. На этом этапе можно поискать научно-популярную литературу, соответствующую возрасту и дать ребенку ее почитать или оставить случайно на открытом месте. Но, стоит отметить, что далеко не вся литература, представленная сегодня на рынке, может быть полезной. Некоторая может быть даже и вредна. Поэтому, если есть сомнения, имеет смысл также проконсультироваться с врачом сексологом, поскольку это очень важные вопросы для будущего вашего ребенка.

Читайте также:
Отёк уха

Как стоит доносить детям информацию о сексе (формулировки, в каком возрасте подойдет игровой формат, а где следует от него отойти), какую терминологию необходимо использовать (например, говорить напрямую “вульва” или использовать эвфемизм?)

Конечно, пятилетнему ребёнку не нужно расписывать всю анатомию в медицинском ключе, и совершенно необязательно, например, рассказывать и показывать девочке, где находится клитор. Если же мы говорим о средней школе, когда ребёнок уже проходит биологию и может в рамках школьного курса оперировать понятиями на уровне пестиков и тычинок, в этом случае уже может быть уместно говорить в том числе и и медицинскими терминами. . Поэтому уже в среднем школьном возрасте вполне можно рассказывать ребенку в общих чертах о названиях, тем не менее не вдаваясь в подробности. Например, мальчику вполне достаточно понимать что есть половой член, и есть яички. И что важно не носить тесное белье, для того, чтобы не было в будущем проблем с созреванием сперматозоидов и репродукцией, что нужно следить за гигиеной полового члена, и что это также важно, как чистить зубы (в том случае, если родители упустили вопросы гигиены в более раннем возрасте). А о семенных канатиках ему рассказывать совершенно необязательно. Конечно, можно привести и слова-синонимы. К например, мужской половой орган, он же пенис, он же, половой член. Конечно, эту беседу с мальчиком поручить лучше папе, чем маме и наоборот, а о подмывании должна говорить с дочкой, разумеется мама, а не папа.

Какие могут быть плюсы и минусы введения программы секспросвета в общеобразовательной школе? Насколько такая программа базируется на западном опыте?

Насильственно грести всех под одну гребёнку, без учёта особенностей социально-психологических факторов, считаю неправильным.
Такие программы не должны развращать и подталкивать детей к чрезмерной сексуализации и раннему началу половой жизни. Западный опыт копировать совершенно необязательно, тем более, с каждым годом разница между нашими цивилизациями становится всё более выражена. Более того, отечественная сексология, на самом деле, ещё восьмидесятых годах, в СССР, уже во многом была далеко впереди многих западных исследователей в этой области, и многие работы основоположника отечественной и сексопатологии профессора Васильченко, моего учителя, и по сей день весьма актуальны. Подобные занятия в школах проводить можно. Но разрабатывать эти программы должны отечественные врачи сексологи, помня о принципах дозированности и и необходимости информации, а также о принципе «не навреди».

Если речь о сексе, нужно ли говорить с детьми о насилии и противостоянии ему? Если да, то когда это делать и как?

Конечно, но при этом важно уметь показать ребенку, что нарушение любых границ, будь-то сексуальных, психологических, физических, одинаково неприемлемо. И в том случае, если ему некомфортно, то очень важно и уметь дать отпор, и не стыдясь и не боясь осуждения, базируясь на многолетней дружбе и доверии, запросить помощь у родителей или учителей. Начинать эти беседы можно даже и в дошкольном возрасте. Например, если ребёнку некомфортно находиться на руках, у дяди, а дядя этого хочет, то конечно, нужно всегда занимать позицию позицию защиты ребенка, и, если ему это некомфортно, то не стоит на него давить. При давлении же ребёнок обучается покорности и у него может постепенно формироваться позиция жертвы.

Тема секса смущает детей, тем более, школьников. Как преподносить информацию, связанную с половым воспитанием так, чтобы никому в классе не пришлось краснеть?

Считаю, что во избежание «кривой» реализации на местах хороших идей имеет смысл разработать, утвердить и показывать обучающие материалы в виде фильма с участием профессионалов. В этом случае учителю биологии не нужно будет краснеть и выдавать свое смущение, с трудом подбирая слова. Подобные занятия имеет смысл проводить отдельные для мальчиков и для девочек, чтобы лишний раз не смущать и детей. Форма подачи этого материала должна быть факультативной и добровольной, для того, чтобы учесть все национальные и религиозные особенности семей. Просмотр фильма можно делать и не в классе, а выдавая каждому ученику по отдельности ссылку на просмотр, ведь на дворе XXI век и уже нужно уметь доносить в каждую информацию с учётом психологических особенностей. В этом случае будут учтены и законные требования родителей знать о том, чему именно обучают их детей в школе. И у родителей будет возможность самим посмотреть материал, прежде чем решать, давать ли этот материал для просмотра своим детям. При подобном разумном подходе можно избежать различных конфликтных ситуаций, ведь наша страна очень неоднородна и многонациональна, поэтому важно учитывать уклад в каждой отдельной семье. Кроме этого, можно разрабатывать пилотные проекты для каждого отдельного региона с учетом местных особенностей. В «Профессиональном объединении врачей сексологов» есть эти грамотные врачи- сексологи, практически в каждом регионе. Подобные программы могли бы снизить уровень подростковых беременностей, и суицидов, уровень заболеваний, передающимся половым путем, могли бы профилактировать сексуальное расстройства в зрелом возрасте, могли бы помогать молодым людям найти себя и в будущем построить счастливые семьи, что весьма актуально в свете демографических проблем.

Читайте также:
Циклические изменения в других репродуктивных органах

В 2000-е про секс, менструацию и половое созревание мальчикам и девочкам рассказывали отдельно. Сейчас про секспросвет будут рассказывать одновременно и мальчикам, и девочкам, насколько это правильно?

Это, на мой взгляд, неправильно, и может способствовать ранней сексуализации детей. Я во многих интервью не устаю повторять, что дети не должны заниматься сексом. И не нужно их к этому их подталкивать. Не нужно обучение превращать в растление. Когда уместно рассказать подросткам о способах контрацепции? Могут ли подростки воспринять подобный разговор как способ к действию? Несколько лет назад, предпринимались попытки реализации секспросвета, граничащие с абсурдом. Встречались случаи, где третьеклассников учили одевать презервативы. На одном из ток-шоу, куда меня приглашали в качестве эксперта, приводили цитаты из книжек для школьников младших классов, о том как правильно делать кунилингус. Считаю это либо своего рода диверсией, которая дискредитирует саму идею полового воспитания, или же глупостью, или же слепым подражанием некоторым западным лекалам. Освещение вопросов контрацепции, действительно, весьма деликатная тема. Доносить её в общем классе, без учёта психологических особенностей каждого ученика, считаю неправильным. В рамках же индивидуальных модулей, в виде фильма, важно уметь подать идею предохранения от нежелательной беременности уже после того, когда половая жизнь будет восприниматься юношей или девушкой, в первую очередь, не как развлечение, а через призму избирательности и развития отношений, как высшую степень доверия. Важно научить детей любить, строить отношения, дружить, не спешить с началом половой жизни, уберечь от боли и разочарований. Последние 20 лет «свято место» было почти пусто, немногие родители уделяли достаточно времени для полового воспитания своих детей. И это место было захвачено порнографией, мифами и домыслами. Пришло время начинать говорить не о сексе, а о любви, не об экспериментах, а о семье, учить детей строить отношения, быть созидателями, а не потребителями.

Насколько корректно обсуждать вопросы интимного характера с детьми в стенах школы (общественного места), а не дома в непринужденной обстановке?

Склоняюсь к мысли, что домашняя обстановка может быть более деликатной и эффективной. В некоторых семьях это может быть неплохим началом для доверительной беседы между родителями и детьми, конечно, лучше с представителем своего же пола. Если же семья неполная, и мама одна воспитывает сына, то в этом случае, конечно, важно, чтобы у ребенка была модель для мужского подражания, и например, кто-то из родственников или друзей семьи, имеющего статус настоящего друга мог тоже поговорить с таким мальчиком и на такие темы. Важно понять простую вещь. Ребёнок так или иначе всё равно получит информацию об этих интересующих его вопросах. И выбор за Вами, в каком виде он получит эту информацию: из порнографических роликов из своего смартфона, или же неграмотных высказываний сверстников, или же от профессионалов и своих родителей, которые помогут ребенку постепенно становиться взрослее, умнее, ответственнее на этом непростом этапе.

Многие родители просят сделать предмет, где будут преподавать секспросвет, факультативным. Считают, что говорит на такие темы в 3 классе рано. Как вы считаете — рано или нет?

Факультатив лучше, чем принудительный секспросвет без границ. И еще принципиально важно содержание. В тех случаях, если, например, говорят о половых различиях и о том, что мальчик может быть джентльменом и помогая нести портфель девочке, он помогает ей, и ведёт себя как настоящий мужчина, то в этом случае, такие беседы по сути, о половом воспитании, можно проводить и в дошкольном возрасте. Ну а конечно, если третьеклассников будут учить одевать презервативы, то я как врач сексолог, и родитель, конечно, категорически против. В вопросах полового воспитания очень важно уметь соблюсти меру. Ведь, как известно, одно и тоже вещество, но в разных концентрациях может быть и лекарством, и ядом. Поэтому только профессионалы, врачи сексологи, могут подобрать правильную дозу. Здесь нужно действовать наверняка. Слепые эксперименты на детях недопустимы. Но двигаться вперед все же нужно. 21 век. Будущее формируется сегодня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: