Рассеянность внимания у взрослого и ребенка – причины и лечние

Нарушение концентрации внимания

Внимание – способность человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности, умение отключаться от побочных раздражителей. Это одна из структурных составляющих процесса познания. Внимание является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Нарушение концентрации внимания может возникнуть у детей и взрослых. В Юсуповской больнице врачи применяют современные методы лечения заболеваний, проявлением которых является нарушение концентрации внимания.

Медицинский персонал внимательно относится к психологическим проблемам пациентов. Психотерапевты используют новейшие методики психотерапии, которые позволяют избавиться от рассеянности. Внимание усиливает восприятие, способствует удержанию нужной информации в оперативной и кратковременной памяти, создаёт условие для перевода запоминаемого материала в долговременную память, определяет направленность и продуктивность мышления.

Существует 2 вида внимания, которые зависят от времени: немедленный и медленный. Немедленный вид, или быстрая концентрация внимания, позволяет мгновенно реагировать на окружающую реальность, анализировать информацию и концентрироваться на одном событии или задаче. Медленный вид внимания человеку необходим во время трудовой деятельности или обучения. Он позволяет усвоить информацию во время образовательного процесса или не спеша поразмыслить над проблемой.

Нарушение концентрации внимания

Причины нарушения внимания

Способность концентрировать внимание увеличивается до 25 лет, до 45 лет остаётся стабильной или улучшается. После пятидесяти лет начинается постепенная деградация. На способность концентрировать внимание влияет образ жизни (вредные привычки), хронические заболевания и новообразования головного мозга. Нарушение внимания возникает под воздействием следующих факторов:

  • Гипоксия головного мозга;
  • Стрессы, нарушение качества сна;
  • Информационная перегрузка;
  • Неправильное питание.

Рассеянность, нарушение концентрации внимания может быть предвестником заболеваний центральной нервной системы. Чтобы исключить осложнения, стоит обратиться к врачам Юсуповской больницы.

Медикаментозная терапия при рассеянности и нарушении внимания

Для того чтобы избавить пациента от рассеянности и нарушения внимания неврологи назначают ноотропные препараты. Они стимулирую мозговую деятельность. Ноотропы улучшают процесс обучения, повышают концентрацию внимания. К этой группе лекарственных средств относятся следующие фармакологические препараты:

  1. Нобен – содержит синтетический коэнзим Q10. При наращивании концентрации этого вещества в головном мозге происходит стимуляция памяти, улучшается концентрация внимания;
  2. Билобил – основным действующим веществом является экстракт гинкго билоба, который оказывает вазоактивное действие, стимулирует нервные клетки головного мозга и оказывает слабое и антидепрессивное воздействие;
  3. Глицин – является заменимой аминокислотой, которая легко проникает в вещество головного мозга, обладает успокаивающим эффектом, повышает концентрацию внимания, способствует улучшению процесса усвоения информации;
  4. Аминалон – активным ингредиентом препарата является гамма-аминомасляная кислота. Препарат способствует оптимальному ускорению по усвоению глюкозы, способствует ускорению реабилитационного периода после инсульта, повышает концентрацию внимания.

Для укрепления нервной системы пациентам с нарушением внимания назначают комплексный витаминный препарат биотредин. Он содержит витамин В6 и аминокислота треонина. Укрепляет нервную систему, тем самым повышая внимательность. Для улучшения концентрации внимания неврологи назначают пирацетам, энцефабол, фенотропил, фезам. Пациентам пожилого возраста показан витаминный комплекс витрум мемори. Комплекс витамин разработан для людей пожилого возраста. Он способен улучшать память и концентрацию внимания, уменьшать рассеянность. Неврологи Юсуповской больницы индивидуально подбирают каждому пациенту наиболее эффективные и безопасные препараты.

Диета при нарушении внимания

Улучшить работу головного мозга, избавиться от рассеянности и повысить концентрацию внимания помогает правильное питание. Ежедневный рацион питания должен включать молочные продукты, крупы из различного зерна, фрукты и овощи. Картофель, банан, мука грубого помола позволяют улучшить краткосрочной вид памяти при нарушении концентрации внимании.

Мощнейшим антиоксидантом является чёрный шоколад. Он повышает в крови уровень серотонина – гормона радости, улучшает память и концентрацию внимания. Сахар быстро восстанавливает энергетический запас в клетках головного мозга.

Отличным источником витамина «Е» и антиоксидантов являются семечки и орехи. Они улучшают деятельность головного мозга. Их рекомендуется употреблять в пищу при рассеянности, нарушении внимания.

Морские сорта рыбы содержат насыщенные омега-3-аминокислоты, которые улучшают кровоснабжение мозга, стимулируют интеллектуальную деятельность. Рыба должна быть в рационе каждого человека не менее двух раз в неделю. Улучшают память, умственную деятельность, борются с бессонницей и успокаивают нервную систему пряности: шафран, паприка, горчица, лавровый лист.

Нарушение концентрации внимания

Как избавиться от рассеянности без лекарств

Медитации позволят развить концентрацию внимания и избавиться от рассеянности. Вначале необходимо выбрать объект – любой предмет, и поместить его перед собой. Затем следует занять удобную расслабленную позу:

  • Сесть с прямой спиной;
  • Руки опустить на колени;
  • Плечи расслабить.

Сначала нужно просто смотреть на предмет, расположенный перед вами. После того, как появятся отвлекающие мысли, необходимо снова сфокусировать внимание на объекте, не оценивая его и не анализируя. Теперь можно немного расширить фокус внимания. Позвольте попасть в него вещам, которые окружают предмет. Затем снова сконцентрируйтесь на объекте. Повторите действия несколько раз.

При рассеянности полезно вести активный образ жизни. После аэробных упражнений, которые следует выполнять в течение двадцати минут между занятиями, концентрация внимания повышается. Результат подтверждают специальные тесты. Развить внимание помогают подвижные игры и занятия динамичными видами спорта. Они помогают развить внимание, благоприятно влияют на мозг и способны повысить уровень интеллекта.

Наиболее полезны следующие виды физических нагрузок:

  • Гимнастика, выполняемая регулярно, усиливает питание мозга и повышает концентрацию внимания.
  • Плавание оказывает нагрузку на все группы мышц и дыхательную систему, улучшает кровоснабжение головного мозга;
  • Футбол, баскетбол, волейбол помогают избавиться от рассеянности.
Читайте также:
Заеды в уголках рта - причины и лечение, профилактика

Для того чтобы собраться с мыслями, можно применить элементарные приёмы психотерапии:

  • Обозначить желаемый результат. Можно не сомневаться в правильности своих действий в процессе реализации задачи, определив показатели, которых нужно достичь;
  • Установить временные рамки. Поможет работать в нужном темпе установленное для выполнения задачи время;
  • Убрать отвлекающие факторы. Для того чтобы максимально сфокусировать внимание, следует оградить себя от лишних звуков и предметов.

Концентрация внимания повысится, если разбить большое дело на несколько задач и составить план. Для наглядности план действий можно написать или нарисовать. Это помогает сконцентрироваться и выполнить задачу быстрее.

Повысить концентрацию внимания, производительность и эффективность труда позволяет правильно обустроенное рабочее место. Чтобы не отвлекаться от процесса выполнения задания, необходимо обеспечить рабочее место нужными предметами и средствами. Способность эффективно планировать рабочее время и правильно расставлять приоритеты даёт возможность видеть общую картину и чувствовать себя целостно, правильно выделять преимущества, избегать стрессовых ситуаций, концентрировать внимание на главном.

После некачественного сна повышается рассеянность, нарушается внимание. Ко сну нужно отходить не позже 22.00. Оптимальная длительность ночного сна – от 7 до 9 часов. Спать нужно в удобной постели, проветрив комнату, или с открытой форточкой. За 30 минут до отхода ко сну следует прекратить просмотр телепередач и работу с компьютером. Быстрому засыпанию способствует лёгкая негромкая музыка. Выполняя эти рекомендации можно попытаться избавиться от нарушения внимания без лекарств.

Для того чтобы подобрать препараты, повышающие концентрацию внимания, записывайтесь на приём к неврологу Юсуповской больницы онлайн или позвонив по телефону. Контакт центр работает круглосуточно без выходных и перерыва на обед. Врач проведёт обследование, установит причину рассеянности и подберёт необходимые препараты.

Рассеянность

Рассеянность – это органическое или функциональное снижение способности к совершению сосредоточенной целенаправленной деятельности. В узком смысле под рассеянностью понимают нарушение концентрации внимания. Она проявляется как забывчивость, невнимательность, несобранность. Может быть чертой характера, симптомом болезни или временным состоянием утомления. Диагностика рассеянности проводится методами патопсихологии: используются пробы для исследования аттентивно-мнестической сферы, работоспособности. В контексте симптоматического лечения проводится психокоррекция, БОС-тренинги, назначаются лекарственные препараты (ноотропы, антидепрессанты).

Общая характеристика

Основа рассеянности – нарушение способности концентрировать внимание на определенных действиях или объектах. В норме внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической активности. Эти свойства понимаются как умение человека углубиться в деятельность, отвлечься от посторонних сигналов. Противоположным состоянию сосредоточенности является рассеянность – неспособность удерживать концентрацию на выбранном объекте: на теме беседы, физической или умственной работе.

По механизму расстройства внимания выделяют несколько видов рассеянности. Истинная может ощущаться как сонливость или отупение, проявляется неясным и смутным восприятием, снижением интеллектуальных функций, бесцельной фиксацией взора в пустоту. Мнимая рассеянность возникает при интенсивной концентрации на каком-то одном объекте, невозможности распределения внимания на другие. Например, рассеянным выглядит ученый, постоянно обдумывающий новую теорию.

Ученическая форма рассеянности обусловлена чрезмерной переключаемостью и подвижностью мыслительных процессов. Такое расстройство характерно для детей, связано не с отсутствием концентрации, а с неспособностью удерживать ее длительное время. Причины старческой забывчивости – плохая переключаемость, недостаточная концентрация. Поэтому в беседе пожилые люди иногда «застревают» на одной теме: не развивают ее, долго рассуждают о несущественных деталях, не могут быстро начать разговор о другом.

Как виды рассеянности рассматриваются направленное, избирательное и мотивационно-обусловленное невнимание. Когда человек сознательно игнорирует определенные мысли, воспоминания, ощущения, речь идет о направленном невнимании. Так, женщина, недавно пережившая развод, может казаться рассеянной при обсуждении причины расставания. Привычное невнимание – игнорирование ежедневных повторяющихся сигналов: тиканья часов, лая собак, храпа. Понятие мотивационно-обусловленного невнимания введено З. Фрейдом. Оно подразумевает забывчивость при посещении определенных мест, случайной встрече некоторых людей.

Причины рассеянности

Субъективно рассеянность переживается как состояние смутности и расплывчатости сознания, недостаточной подвижности мыслительного процесса, необъяснимой забывчивости. Эмоционально-волевой компонент представлен неустойчивостью интереса, безразличием, отсутствием напряженности усилий, пассивностью. Причины рассеянности разнообразны – состояние усталости, монотония, физическое недомогание, некоторые болезни.

Физиологическая рассеянность

Большинство людей рассеянны не постоянно, а лишь в определенное время – после заболевания, к концу рабочего дня, при переживании неблагоприятных событий жизни. Их забывчивость, несобранность обусловлены физиологическими факторами, в основе которых лежит истощение ресурсов организма, естественные колебания гормонального фона. Восстановление прежней внимательности и работоспособности происходит сразу после устранения причины. Физиологической основой рассеянности может стать:

  • Недостаток сна. Недосып вследствие инсомнии или внешних причин является наиболее распространенной причиной невнимательности. Дефицит сна негативно сказывается на работе мозга, провоцирует замедление всех процессов – внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевых актов. Невыспавшийся человек рассеян, заторможен, хуже выполняет привычные дела.
  • Усталость. Активность, целенаправленность интеллектуальной деятельности естественно снижается после периода нагрузок. Усталость, по сути, является истощением. Рассеянность, забывчивость появляются в результате долгой работы без перерывов на отдых.
  • Монотонная работа. Монотонией называется негативное психическое состояние, причиной которого становится однообразная деятельность и отсутствие перерывов для отдыха. Оно характеризуется понижением скорости психических процессов, ухудшением способности переключать внимание. Развивается задолго до истинного утомления.
  • Беременность, климакс. Периоды вынашивания ребенка и климакса сопровождаются гормональным дисбалансом. Избыток либо недостаток гормонов приводит к изменениям в функционировании мозга. Это отражается на эмоциональной сфере, работоспособности: женщины становятся впечатлительными, раздражительными, забывчивыми.
  • Период после болезни. Тяжелые заболевания истощают организм, выводят человека из привычной социальной среды. Поэтому после острого периода требуется некоторое время для восстановления сил, адаптации к нормальному распорядку дня и нагрузкам. Рассеянность и забывчивость обычно проходят в течение 1-2 недель, возвращение к прежнему уровню активности свидетельствует о полном выздоровлении.
  • Опьянение. Состояние опьянения (интоксикации) развивается вследствие приема алкоголя, наркотиков. Психоактивное действие веществ проявляется рассеянностью, замедлением реакции, нарушением координации движений. Легкое снижение концентрации в сочетании с повышенным настроением наблюдается на начальной стадии опьянения. По мере нарастания интоксикации формируются расстройства речи, утрачивается ориентировка в пространстве.
Читайте также:
Эндокринолог - кто это, что лечит у женщин и мужчин

Психологические факторы рассеянности

Иногда рассеянность является результатом отношения человека к выполняемой деятельности, окружающим объектам. В интересных, личностно важных ситуациях люди становятся собранными, в малозначимых, неприятных – наоборот. Неспособность концентрировать и удерживать внимание связана с эмоционально-волевыми качествами, личными увлечениями и предпочтениями, общими правилами функционирования психики. Распространенные психологические причины рассеянности:

  • Увлеченность одним объектом. Состояние характерно для людей, сильно увлеченных каким-либо объектом – другим человеком, научными разработками, интересным хобби. Их внимание сужено, не распределяется на иные ситуации и людей, поэтому при попытке отвлечения возникает растерянность. Примеры таких людей – ученые, занимающиеся новыми исследованиями, художники в периоды творческого подъема.
  • Интенсивные отвлекающие факторы. Концентрация и устойчивость – функции произвольного внимания. Когда в ситуации присутствует много посторонних интенсивных стимулов – шум, яркий свет, голоса – происходит непроизвольное переключение. Внимание становится рассеянным между множеством объектов. Поэтому, например, многим сложно читать книгу во время поездки на общественном транспорте.
  • Ограниченность оперативной памяти. По данным экспериментальных психологических исследований, люди способны одновременно удерживать в сознании от 5 до 9 объектов (точное количество индивидуально). Когда информации больше, появляется забывчивость, поскольку наименее значимые стимулы перестают привлекать внимание.
  • Нежелание совершать деятельность. Состояние отмечается при выполнении задач, которые воспринимаются как неинтересные, кажутся бессмысленными или вызывают личную неприязнь. В подобных случаях человеку приходится прилагать большие волевые усилия, чтобы организовать собственную целенаправленную активность.
  • Особенности характера. Иногда у забывчивости и несобранности нет особой причины, эти качества являются частью характера. Людей описывают как мечтательных, своеобразных, творческих, иногда – инфантильных. Часто в основе этого лежит отсутствие потребности или опыта целенаправленной организованной деятельности.

Рассеянность как симптом болезни

Рассеянность не является специфическим проявлением какого-либо одного заболевания. При расстройствах невротического типа она в большей степени обусловлена изменением эмоционально-волевого и мотивационного компонента: больным трудно сконцентрироваться вследствие подавленности, отсутствия интереса к происходящему или сфокусированности на личной проблеме. У пациентов с неврологическими патологиями наблюдается снижение всех познавательных функций: памяти, интеллекта, мышления, внимания. Наиболее распространенные причины рассеянности:

  • Невротические расстройства. У людей с депрессией заторможены все познавательные процессы, отсутствует вовлеченность в окружающие события, снижена мотивация к деятельности, поэтому они выглядят забывчивыми, несобранными. При тревожных расстройствах больные чрезмерно сконцентрированы на беспокоящих их мыслях, неспособны фокусироваться на чем-то другом. В повседневных делах проявляют растерянность, часто ошибаются, медленно включаются в новую деятельность.
  • Шизофрения. При данном заболевании происходят биохимические изменения в головном мозге, которые проявляются изменением эмоций, личностных качеств, интеллектуальных процессов. Причины рассеянности пациентов на начальных этапах болезни – уменьшение потребности в общении, тяга к одиночеству. Больные подолгу пребывают в своих фантазиях и мыслях, а при общении с другими становятся растерянными. При длительном течении шизофренического процесса возникает нейрокогнитивный дефицит, рассеянность усиливается на фоне общего снижения интеллектуальных способностей.
  • Органические поражения мозга. Данная группа включает большое количество патологий, протекающих с дистрофическими изменениями нервной ткани, нарушением работы нейронов, гибелью нервных клеток. Примеры: черепно-мозговые травмы, болезнь Альцгеймера, сосудистые патологии, опухоли мозга. Для пациентов характерны трудности переключения с объекта на объект, снижение работоспособности, повышенная отвлекаемость на второстепенные малозначимые стимулы, забывчивость. По этой причине часто рассеянны люди пожилого и старческого возраста.
  • Эндокринные болезни. Эмоциональное состояние изменяется при нарушениях функций гипоталамо-гипофизарной системы, яичников, надпочечников, щитовидной железы. Характерно повышение раздражительности и плаксивости, появление депрессии, быстрая утомляемость. Причины рассеянности – избыток или недостаток гормонов, воздействующих на области головного мозга, которые отвечают за эмоции, самоконтроль, когнитивные процессы.
  • Синдром отмены медикаментов. Резкое прекращение приема некоторых лекарственных препаратов сопровождается развитием синдрома отмены – реакцией организма на недостаток поступавших ранее соединений с возобновлением симптомов болезни. Рассеянность становится сильнее после резкого прекращения терапии ноотропами, седативными средствами. Другие проявления – головная боль, головокружения, заторможенность, бессонница. Для предупреждения такого состояния препараты следует отменять постепенно.
  • Никотиновый абстинентный синдром. После отказа от курения на протяжении первых 2-5 суток происходит резкое понижение уровня сахара в крови. Этот процесс сопровождается различными недомоганиями, самые частые из которых – рассеянность, забывчивость, головокружения. Плохое самочувствие нередко становится причиной возвращения к табакокурению.

Обследование

Выявление нарушений внимания выполняется при диагностике психических патологий и неврологических заболеваний, а также в рамках медико-психологической экспертизы при устройстве на некоторые типы работ. Обследование проводят врачи-психиатры, клинические психологи, психотерапевты. Результаты позволяют диагностировать рассеянность, определить, чем вызвана забывчивость. Основными методами исследования являются:

  • Беседа. Признаки рассеянности обнаруживаются при первичном опросе пациента: он с трудом удерживает тему разговора, переспрашивает, часто отвлекается на волнующую его проблему (физическую боль, психотравмирующее событие, невротические переживания). В тяжелых случаях получение необходимой клинической информации в процессе опроса возможно только при организующей помощи врача, то есть при специальном удерживании внимания больного громким голосом, строгой интонацией, частым обращением по имени.
  • Наблюдение. Поведение пациентов отличается сниженной целенаправленностью. Они часто без причины отвлекаются на внешние второстепенные сигналы – шаги за дверью, шум за окном, разговоры других людей. Могут подолгу искать очки в сумке, забывают взять нужные врачу медицинские документы. Если приходят на прием без сопровождения родственника, блуждают в поисках нужного кабинета.
  • Пробы на внимание. Количественная оценка активности внимания производится при помощи специальных патопсихологических тестов. Распространенные методики: отыскивание чисел по таблицам Шульте, корректурная проба, прямое/обратное отсчитывание. По результатам определяется темп сенсомоторных реакций, переключаемость умственных процессов, колебания работоспособности, утомляемость. О рассеянности свидетельствует снижение концентрации и стойкости аттенционных функций.
Читайте также:
Гематома при беременности на ранних сроках - симптомы и лечение

Для определения причины состояния рассеянности у больных с симптомами невротических или иных психических расстройств проводится комплексное исследование познавательной сферы, эмоционально-личностных особенностей. Если жалобы пациента указывают на наличие эндокринного или неврологического заболевания, его направляют на консультацию к соответствующим специалистам.

Лечение

При физиологической рассеянности медицинское вмешательство не требуется, необходимы мероприятия, способные восстановить работоспособность – полноценный сон, чередование работы с отдыхом, уменьшение нагрузок в период беременности и реабилитации после тяжелого заболевания. Если отвлекаемость и забывчивость связаны с психологическими причинами, психическими или соматическими заболеваниями, наряду с основным лечением необходима специальная терапия. Применяются психокоррекционные методы, тренинг БОС, лекарственная терапия.

Психокоррекция направлена на повышение концентрации внимания

Психокоррекционные занятия

Занятия с психологом направлены на развитие произвольности мыслительной сферы. Используются упражнения, требующие концентрации, умения переключаться с одного объекта на другой, удерживать сразу несколько условий или задач. При выраженной рассеянности практикуется последовательный пересказ событий прошлого дня, поиск окружающих предметов с общим признаком (например, цветом). При умеренных и легких нарушениях тренировка происходит с помощью таблиц Шульте, черно-красных числовых таблиц, корректурной пробы.

БОС-тренинг

Аппаратный БОС-аутотренинг – метод обучения саморегуляции психических и физиологических функций, в ходе которого используется специальная компьютерная программа. Для повышения функций внимания эффективен ЭЭГ-БОС, фиксирующий биоэлектрическую активность мозга. Пациент способен управлять качеством картинки на мониторе, звуковым сопровождением, активностью персонажей игры, прилагая волевое усилие для поддержания активного внимания. При нарастании рассеянности качество обратной связи снижается.

Медикаментозная терапия

При рассеянности на основе эмоционального нарушения пациентам может быть назначено медикаментозное лечение (антидепрессанты, противотревожные препараты). Устранение симптомов депрессии, тревоги, страха нередко сопровождается восстановлением работоспособности и навыка концентрации, исчезновением забывчивости. Применение ноотропов может оказаться эффективным при органических поражениях мозга. Лекарства этой группы улучшают питание нервных тканей, усиливают приток кислорода к мозгу, благодаря чему происходит симуляция умственной деятельности, улучшается концентрация, память.

Организация времени, пространства

Бороться с рассеянностью помогает составление плана дня или какой-либо деятельности. Стоит продумать основные задачи, способы их выполнения, количество времени для работы и отдыха. Важно чтобы интеллектуальные нагрузки чередовались с физическими. Выполняя задачу, нужно приложить усилие и сконцентрироваться на основной деятельности. Для этого рекомендуется правильно подготовить рабочее место – убрать все лишние предметы, такие как телефон, журналы, декоративные элементы интерьера, то есть, заранее устранить все потенциальные причины отвлекаемости.

4. Органические поражения головного мозга. Учебное пособие/ Сычёва М.А., Сергеева И.Г., Тулупов А.А. – 2015.

Нарушение концентрации внимания причины, способы диагностики и лечения

Рассеянность внимания — нарушение способности концентрировать внимание на какой-либо задаче, теме разговора или предмете. При нарушении человек постоянно отвлекается на посторонние раздражители, не может заниматься одной задачей, проявляет забывчивость, опаздывает на работу, не может организовать рабочий график. Эти проблемы сопровождаются импульсивностью и другими проблемами эмоциональной сферы — постоянными сменами настроения, гиперактивностью, нервным возбуждением и постоянной усталостью.

Игнорировать перечисленные симптомы нельзя, длительное нарушение концентрации вредит здоровью и плохо сказывается на эмоционально-психологическом состоянии. Чтобы не допустить осложнений, важно своевременно обратиться к врачу и пройти лечение.

изображение

Причины нарушения концентрации внимания

Чаще всего проблемы с вниманием возникают на фоне синдрома дефицита внимания — проблемы, которая возникает не только у детей, но и взрослых. Неврологи рассматривают синдром как хроническое нарушение, для которого нет эффективного лечения. Считается, что часть детей перерастает гиперактивность и забывчивость и приспосабливается к этим проявлениям во взрослом возрасте.

  • депрессии и депрессивные состояния;
  • гипопрозексии, гиперпрозексии и парапрозексии;
  • эпилепсии.

Иногда импульсивность и невозможность долго концентрироваться становятся следствием перенесённых травм головы. Чаще всего это происходит у детей, когда кости черепа еще развиваются и больше подвержены повреждениям.

Статью проверил

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 24 Марта 2021 года

Дата обновления: 02 Февраля 2022 года

Содержание статьи

Типы нарушения концентрации внимания

Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.

Истинная рассеянность

При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает. Состояние часто возникает после бессонницы, головной боли, длительной однообразной и скучной работы. В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.

Читайте также:
Ротавирус у взрослых - симптомы и методы лечения

Мнимое снижение внимания

  • Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты. Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом. К этой группе нарушений относятся:
  • профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
  • поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.

Ученическая рассеянность внимания

Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов. При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой. Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.

Старческая невнимательность

При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.

Что происходит при нарушении концентрации внимания

  • Вам сложно сфокусироваться на какой-либо задаче, вы постоянно отвлекаетесь на незначительные раздражители или переключаетесь на другие дела;
  • не можете сфокусироваться при чтении книги, во время разговора с другими людьми;
  • чрезмерно концентрируетесь на чем-то одном, например, во время чтения или просмотра фильма не замечаете ничего вокруг;
  • испытываете трудности с самоорганизацией, постоянно откладываете рабочие дела, опаздываете, плохо ориентируетесь во времени, часто теряете вещи;
  • страдаете от проблем в эмоциональной сфере, в том числе частых перемен настроения, нервного возбуждения, гиперактивности или чувства усталости, разбитости.

Методы диагностики

Чтобы диагностировать проблемы с концентрацией внимания, в клинике ЦМРТ проводят комплексную диагностику, в которой участвуют невролог, психолог, а при необходимости — психиатр. Врачи записывают жалобы пациента или родителей, если на приём приводят ребёнка, проводят опрос, тестирования и используют другие методы определения состояния пациента.

mrt-card

МРТ (магнитно-резонансная томография)

mrt-card

УЗИ (ультразвуковое исследование)

mrt-card

Дуплексное сканирование

mrt-card

Компьютерная топография позвоночника Diers

mrt-card

Компьютерная электроэнцефалография

mrt-card

Чек-ап (комплексное обследование организма)

К какому врачу обратиться

Если вы не можете сконцентрироваться, постоянно отвлекаетесь и испытываете проблемы с самоорганизацией, запишитесь на приём к терапевту ЦМРТ. Врач проведёт первичный осмотр и для уточнения диагноза привлечёт других профильных специалистов – невролога, эндокринолога или психотерапевта.

Как избавиться от рассеянности

image

Неспособность сосредоточиться, рассеянность, потеря внимания и забывчивость негативно сказываются на работе, личной и повседневной жизни. Человек постоянно чувствует неуверенность, беспокоится, а не забыл ли что-либо важное. Случается – и забывает.

Единичные такие случаи безопасны. Если приобретают систематический характер, то нужно искать причины, почему человек рассеянный и забывчивый: такое состояние не просто неприятно и мешает развиваться, добиваться целей во всех сферах жизни.

Типы нарушений концентрации внимания

Потеря собранности – распространенный симптом. Он может возникать как признак переутомления или не совсем здорового образа жизни [1]. И также – как симптом неврологического заболевания.

Как только вы замечаете, что стали очень рассеянным или забывчивым, невнимательным, то перед тем, как решить, что делать и что попить, важно выяснить конкретную причину возникновения подобного состояния.

Рассеянная память – явление, возникающее не только у пожилых людей, но и в молодом, юном возрасте. Прогрессирующая на таком фоне невнимательность – часто патология, требующая уточнения и внимания.

Медики, проблемы с запоминанием и концентрацией, разделяют по признакам. Каждый из вариантов обладает своими признаками и последствиями.

Усталая рассеянная женщина ошиблась

Рассеянное состояние может быть нескольких типов.

  1. Истинное снижение внимания. Человек отвлекается от реального течения времени и дел, не может сконцентрироваться ни на чем. Периодически впадает в состояние, похожее на транс. Часто такое происходит после монотонной работы, обработки однообразной информации, длительного управления транспортным средством в спокойном трафике. Внешне, состояние похоже на дрему с открытыми глазами.
  1. Мнимая рассеянность. В таком случае человек не способен сконцентрироваться на задачах, так как параллельно занят обдумыванием глубинной проблемы или погружен в творческий процесс. К подобному состоянию склонны люди, занимающиеся тяжелым интеллектуальным трудом. Сконцентрировавшись на поиске решения задачи, они словно выпадают из реальности [2].
  1. Старческая деградация памяти. Теряется способность сконцентрироваться на определенном деле или переориентировать внимание на другую задачу. Рассеянность приобретает постоянство и выражается в усиливающейся забывчивости. Подобные симптомы говорят о дегенеративных процессах в коре головного мозга. Как правило, возникают у пожилых людей. Однако не исключено формирование заболевания и в молодом, даже юном, возрасте.

Студент рассеянно смотрит в окно

  1. Академическая, ученическая невнимательность. Встречается не только у школьников, со временем переходит в студенческую жизнь. Проявляется у детей, страдающих СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). У взрослых может стать признаком зарождающиеся психопатии.

Разобраться с тем, как не быть рассеянным, подобрать действенные меры терапии и профилактики можно. Для этого устанавливают тип отклонения, с которым пришлось столкнуться.

Читайте также:
Как отбелить зубы в домашних условиях быстро и эффективно

Причины развития рассеянности

Если у вас появилась внезапная рассеянность или возникли постоянные проблемы с памятью, это далеко не всегда признак чего-то опасного. Тем не менее, отвергать подобную возможность нельзя.

Ослабление внимательности – распространенный синдром. Может говорить как о незначительном отклонении в здоровье, так и о развитии тяжелого поражения коры головного мозга. Крайне важно как можно быстрее выяснить причину плохого самочувствия и начать лечение.

Причинами потери концентрации внимания и расстройства памяти, становятся такие заболевания и отклонения:

  1. синдром отмены некоторых медикаментов;
  2. период избавления от зависимости от курения или алкоголя (абстиненция);
  3. тревожные расстройства, требующие коррекции у специалиста;
  4. психопатология, шизофрения;
  5. хронический недостаток сна;

Юноша бросает пить, рассеян

  1. регулярные эпизоды переутомления, усталость;
  2. дегенеративные заболевания головного мозга (Паркинсон, Альцгеймер);
  3. травмы головы с вовлечением головного мозга [3];
  4. монотонная, рутинная работа;
  5. у женщин – период беременности или наступление климакса (гормональная перестройка бывает и у мужчин);
  6. интоксикация организма солями тяжелых металлов, ядами, продуктами обмена веществ, в частности – при грубой патологии печени;
  7. нежелание заниматься определенным видом деятельности;
  8. отвлекающие факторы в окружении;
  9. особенности развития нервной системы, СДВГ;
  10. увлеченность одной проблемой, не дающая сфокусироваться на внешних задачах.

Точно установить, что же вызвало рассеянность внимания в вашем случае, сможет врач по итогам специализированных тестов, исследований и анализов.

Диагностика

Как только вы понимаете, что начали возникать регулярные проблемы с памятью, нужно задуматься, как вылечить рассеянность и забывчивость. Это симптомы ухудшения когнитивных функций, которые выступают поводом посетить специализированную клинику и пройти полноценное обследование.

Мужчина с рассеянностью пришел в клинику

Из-за большого количества возможных вариантов заболеваний, имеющих этот симптом, пускать все на самотек и пытаться заниматься самолечением опасно.

Обратитесь за помощью в специализированную клинику.

Пациентам с подобной проблемой проводится тщательная диагностика. Диагностический алгоритм, в зависимости от сопутствующих признаков, включает в себя:

  • Беседа с пациентом. Признаки невнимательности определяются уже при первичном опросе. Врач ориентируется на то, насколько человек контактен, поддерживает нить разговора, как часто сбивается на беспокоящие его факторы. Часто в ходе разговора, пытаясь удержать внимание пациента, применяет специальные методики: постоянно называет имя пациента, меняет тон и громкость разговора, проявляет особую строгость в формулировках.
  • Наблюдение за поведением человека во время осмотра. О проблеме задумываются, когда пациент постоянно отвлекается. На посторонние шумы за дверью, теряет нить разговора, концентрируется на второстепенных вещах. Его привлекает вид из окна, а не вопросы врача. Или не может найти нужный кабинет без посторонней помощи. Видя такие признаки, доктор сможет сделать обоснованные выводы о тяжести состояния посетителя.
  • Специализированные тесты. Патопсихологические исследования позволяют оценить степень развития симптомов, их направленность. Проводя их, врач определяет, с каким конкретно типом внимания у пациента возникают проблемы, насколько сильна забывчивость.
  • Лабораторные и аппаратные исследования проводятся, когда возникает подозрение на развитие органического поражения мозга. В зависимости от предполагаемого диагноза, назначаются исследования уровня гормонов, МРТ головного мозга и УЗИ сосудов шейного отдела позвоночника. Информативна ЭЭГ – электроэнцефалография, запись ритмов мозга [4].

Аппарат для ЭЭГ

Получив результаты исследований, врач сможет определить, из-за чего вы стали более забывчивым. Также расскажет, как стать менее рассеянным в короткие сроки.

Лечение

Сталкиваясь с регулярной несобранностью, рассеянностью внимания, забывчивостью у взрослого, необходимо сразу разбираться, как с этим бороться и лечить, ведь причины банальной невнимательности и небольшого ухудшения памяти могут быть более чем серьезными.

От своевременности принятых мер может зависеть продолжительность жизни и ее качество, психическое и телесное здоровье. Вовремя обратившись в специализированную клинику, вы не только избавитесь от проблемы. Но и сможете улучшить интеллектуальное здоровье, повысить когнитивные способности. Комплексные методы терапии положительно влияют на все функции мозга.

В зависимости от причин рассеянного внимания у взрослых мужчин и женщин, врач определяется, что делать, и назначает лечение. Как правило, в курс включаются:

  • Медикаментозная терапия. Лекарства назначаются в случае органического поражения коры головного мозга или при психиатрической составляющей симптоматики. Препараты, помогающие избавиться от депрессии или нервозности, нередко прописывают одновременно с ноотропами. Такой комплекс улучшает питание тканей мозга, стимулирует повышение когнитивных функций.

БОС процедура лечения рассеянного склероза

  • Физиотерапевтические процедуры. Специализированная клиника подбирает процедуры, улучшающие работу мозга конкретного человека. Применяются токи, лазер, магнитное поле. Результат показывает биологическая обратная связь – БОС-тренинг. Сеансы тренируют самоорганизацию внимания, параллельно с изучением активности мозга в ход решения поставленных задач.
  • Организация распорядка дня и образа жизни. Порой, улучшить состояние возможно, сменив некоторые аспекты жизни. Ведение списка дел на день, исключение отвлекающих факторов на рабочем месте, внесение изменений в распорядок дня. Нередко, этого хватает, чтоб если не полностью избавиться от проблемы, то уменьшить ее проявления.
  • Психокоррекционные тренинги. Занятия со специалистами, самостоятельное выполнение упражнений улучшают концентрацию внимания. Человек приобретает навыки удерживать в поле зрения сразу несколько задач.

Единого рецепта, как побороть повышенную рассеянность на работе, невнимательность у взрослого человека не существует, лечение ухудшения памяти всегда индивидуально.

Определить действенный метод улучшить внимание и память, увеличить интеллектуальные способности, сможет только врач. Опытный доктор в специализированной клинике.

В отдельных случаях для поиска путей избавления от проблемы, проводятся консилиумы с привлечением медиков разных специальностей.

Читайте также:
Синяки под глазами у ребенка – причины, лечение, профилактика

Врачи ищут причину рассеянности

Самостоятельное лечение и профилактика

Сильная рассеянность – это не только очень плохая память, но и постоянные бытовые и рабочие неудобства, поэтому забывчивость и невнимательность у любого взрослого человека, мужчины или женщины, требуют изучения и лечения. С обращением внимания на причины возникновения феномена.

Когда проблема вызвана не заболеванием, а психологическими или бытовыми факторами, возможно избавиться от нее самостоятельно.

Перечислим методы, которые помогут избежать развития забывчивости, выступая в качестве профилактики:

  • выровняйте режим сна и отдыха;
  • не забывайте о регулярных физических упражнениях, как способе переключить внимание;
  • избегайте тяжелых психологических нагрузок и переутомления;
  • следите за питанием и достаточным количеством витаминов и полезных веществ в рационе;
  • регулярно выполняйте упражнения для улучшения памяти и концентрации внимания;
  • практикуйте релаксационные техники в случае нервного или интеллектуального перенапряжения, например, медитируйте [5].

Тренировки для улучшения концентрации

Указанные методы помогут бороться с проявлениями плохой памяти без лекарств, но что конкретно делать, как лечить рассеянность и забывчивость, чтобы избавиться от появившихся симптомов, расскажет только врач после тщательной диагностики.

Подобную проблему нельзя пускать на самотек и оставлять без профессионального внимания.

Обязательно нужно уточнить причину состояния. И, если опасности для здоровья нет – развивать свои способности. Здесь поможет специализированный комплекс NeuroHack.

Синдром рассеянного внимания: причины, симптомы, лечение

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Рассеянное внимание – одна из форм невнимания, при которой человеку сложно сконцентрировать внимание.

Патогенез развития и симптоматика может разниться в зависимости от характера заболевания.

Код по МКБ-10

Причины рассеянного внимания

Причины рассеянного внимания не обусловлены генетической предрасположенностью, заболевание приобретается в течение жизни пациента. Данная патология может возникать по разным причинам, поскольку не относится к разряду нозоспецифических. Среди основных причин выделяют:

  • усталость, бессонница, длительная или частая депривация сна, отсутствие разнообразия в ежедневной деятельности
  • психические заболевания (тревожное расстройство, депрессия)
  • психосоматика (при отсутствии желания заниматься тем или иным делом человек не может сконцентрировать внимание на нем)

Таким образом, факторами риска являются отсутствие режима дня, трудоемкая и длительная работа, заболевания психики. Точная причина неизвестна, однако установлено, что воспитание, условия проживания, работы или обучения на развитие рассеянного внимания не влияют.

В случае, если рассеянное внимание было диагностировано в детском возрасте, его симптомы могут проявляться и позже. Согласно статистике, 4% детей в возрасте от 6 до 17 лет имеют данный симптом, 60% из них испытывают трудности с концентрацией внимания во взрослом возрасте. Среди пациентов старше 18 лет у 5% пациентов диагностируют данную патологию. Она может быть как приобретенной в старшем возрасте, так и являться следствием такого расстройства в детстве. Считается, что мальчики более подвержены рассеянному вниманию в детском возрасте, нежели девочки. Рассеянное внимание у взрослых проявляется равномерно у обоих полов.

trusted-source

[1], [2], [3], [4]

Симптомы

Синдром рассеянного внимания имеет разную симптоматику в зависимости от вида заболевания и индивидуальных особенностей пациента. Объединяют все виды первые признаки синдрома, когда человеку сложно сконцентрировать внимание на определенной деятельности или предмете.

Выделяют 6 видов синдрома.

  1. Невнимание истинное, либо рассеяние. Данное состояние практически тождественно прострации. Причинами чаще всего является депривация сна, монотонный труд, усталость. Подвидом истинного невнимания является дорожный гипноз, который проявляется у водителей во время длительного вождения машины и заключается в ощущении провала во времени.
  • полное отключение от важных вещей в окружении человека, в том числе и запланированных действий
  • отсутствие интереса к чему-либо, скука
  • упадок сил
  • расплывчатость мыслей и чувств
  • внимание человека блуждает, он не может сконцентрироваться на чем-то определенном на длительный срок.
  1. Ученическая рассеянность внимания. Рассеянное внимание у школьника проявляется при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, при других психопатологиях.
  • активность, излишняя подвижность
  • рассеянное внимание, трудно сосредоточиться на одном предмете
  1. Старческая рассеянность внимания. Встречается у пожилых пациентов. Причиной является рассеянная концентрация и внимание при этом является недостаточно сосредоточенным.
  2. Когнитивное невнимание, или избирательное. Данный вид моторного невнимания проявляется относительно таких вещей, как привычная внешняя среда, пульс, звук часов.
  3. Мотивационно-обусловленная рассеянность внимания. Описана З. Фрейдом, проявляется в случаях, когда человек прикладывает усилия для отвлечения от определенных явлений, людей, предметов.
  4. Мнимое рассеянное внимание. Данный вид невнимания является следствием внутренней концентрации. Существует 3 подвида мнимого невнимания:
  • “профессорское” проявляется при решении сложных проблем и заданий, при этом отсутствует эмоциональность, мысли четко направлены на конкретную цель и упорядочены
  • “поэтическое” проявляется в случае мечтательности человека
  • “гипноз цели” часто встречается у представителей определенных профессий, например, у военных летчиков, когда внимание концентрируется на одной цели.

Диагностика рассеянного внимания

Диагностика рассеянного внимания происходит путем наблюдения за пациентом в случае, если в течение 6 месяцев наблюдаются определенные симптомы. Впоследствии пациенту могут предложить пройти некоторые тесты.

Читайте также:
Таблетки Амброксол - инструкция по применению

У детей синдром диагностируется через:

  • сбор данных от родителей
  • сбор данных из места обучения или детского сада
  • осмотр ребенка специалистом на предмет нарушений
  • полноценную диагностику.

У взрослых синдром диагностируется через общие показания пациента относительно тревожащих симптомов и полную диагностику. Следует отметить, что взрослые пациенты пренебрегают симптомами и не обращаются к специалистам, что делать при рассеянном внимании не рекомендуется из-за возможных негативных последствий.

trusted-source

[5], [6], [7], [8]

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика проводится для определения точной этиологии, поскольку причиной проявления могут быть депрессия, эпилепсия, травмы головы, СДВГ (у детей) и другие патологии.

trusted-source

[9], [10], [11], [12]

Лечение рассеянного внимания

Лечение определяет специалист, исходя из конкретных симптомов и особенностей. Основным видом лечения считается психологическая коррекция. Самовольно использовать любые средства категорически запрещается.

Лечение рассеянного внимания при помощи лекарств подразумевает использование таких медикаментов, как:

  • психостимуляторы

Назначают исключительно при средней или тяжелой степени развития болезни.

Одним из средств, который может назначить специалист, является Аддералл (Аддерол). В основном используется при синдроме дефицита внимания и гиперактивности и нарколепсии. Относится к фармакологической группе амфетаминовых психостимуляторов. Обычно препарат запивают стаканом воды, а назначают прием в первой половине дня, однако точную дозировку определяет специалист. Категорически запрещено отклоняться от назначенной меры, поскольку среди побочных эффектов наблюдается развитие зависимости, аллергические реакции, тревожность, цефалгия, расстройства кишечника, бессонница. Категорически запрещен прием Аддералла при атеросклерозе, гипертонии и иных сердечно-сосудистых заболеваниях, глаукоме, наркотической или алкогольной зависимости.

  • нестимулирующие средства

При рассеянном внимании, вызванном СДВГ, часто назначают симпатомиметический препарат центрального воздействия Страттера. Данный медикамент может быть назначен пациентам всех возрастных групп старше 6 лет. Противопоказаниями являются пороки сердца, глаукома, гиперчувствительность к компонентам. Побочными эффектами бывают расстройства пищеварительной, центральной нервной, мочевыделительной и сердечно-сосудистой систем, ухудшение зрения и кожи. Назначают прием препарата 1 раз в сутки или 2 раза при условии деления дневной дозы наполовину. Рекомендуют прием дозами от 80 до 120 (максимум) миллиграмм.

Данные медикаменты помогают в случаях, когда причина рассеянного внимания связана с депрессией. Следует отметить, что антидепрессанты являются не такими действенными относительно улучшения сосредоточенности внимания, однако при депрессии или тревожном расстройстве способны устранить непосредственно причину.

Так, сравнительно легким для восприятия организмом препаратом является Флуоксетин. Препарат принимают курсом в течение 3-4 недель по 1 капсуле раз в день, преимущественно утром. Флуоксетин запрещено принимать при беременности и лактации, почечной или печеночной недостаточности, склонности к самоубийству. Предельно осторожно назначают данный препарат при эпилепсии, диабете, заболевании Паркинсона. Также можно отметить Мапротилин. Препарат принимают 3 раза в сутки по 50 миллиграмм. Запрещено употреблять средство при глаукоме, патологиях почек и печени, аденоме предстательной железы. Возможны побочные эффекты в виде аллергии, тахикардии, расстройства кишечника, проблем со зрением.

Эффективным препаратом является Энцефабол. Данное средство относится к препаратам, которые нормализуют обменные процессы в тканях мозга. Энцефабол в таблетках назначают по 2 таблетки 3 раза в день. Препарат следует запивать водой. Противопоказаниями являются беременность и лактация, непереносимость пиритинола и фруктозы.

Дополнительно назначают витамины в виде поливитаминных комплексов и физиотерапевтическое лечение.

В качестве вспомогательной терапии можно использовать лечение травами. Так, наиболее эффективными считаются мелисса, буквица, боярышник, северный проломник. Также используют народное лечение:

  1. Сушеный корень рябины настаивают в течение 4-6 часов в кипятке исходя из пропорции 1 ст. л. корня на 200 мл воды. Принимают настой, равномерно распределив вышеуказанную дозу для употребления в течение дня, через полчаса после каждого приема пищи. Курс лечения 1 месяц.
  2. Сосновые почки настаивают в кипятке исходя из пропорции 1 ст. л. корня на 200 мл воды. Принимают в течение дня равномерное количество настоя после еды. Противопоказанием являются патологии почек.
  3. Равномерно смешанные свежие соки моркови и свеклы употребляют 3 раза в сутки после еды.
  4. Считается, что помогает вдыхание ароматов эфирных масел розмарина, мяты, эвкалипта, базилика.

При обращении к гомеопатии рекомендуется обратить внимание на такие препараты:

Расстройство активности и внимания

Расстройство активности и внимания

Студент медицинского факультета УЛГУ. Интересы: современные медицинские технологии, открытия в области медицины, перспективы развития медицины в России и за рубежом.

  • Запись опубликована: 10.10.2020
  • Время чтения: 1 mins read

Синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) – это неврологическое заболевание, первые признаки которого появляются в детстве и характеризуются гиперактивностью, забывчивостью, импульсивностью, невнимательностью, отвлечением. Считается одним из самых распространенных и тяжелых поведенческих расстройств у детей и подростков.

Что такое СДВГ

СДВГ – англ. Attention Deficit Disorder Hyperactivity, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, называют в литературе гиперкинетическим расстройством. В случае нарушений внимания и отсутствия двигательной гиперактивности мы говорим о СДВ (синдром дефицита внимания).

Это группа расстройств, характеризуется ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием настойчивости в выполнении задач, требующих когнитивного участия, тенденцией переходить от одного вида деятельности к другому, не выполняя ни одно из них, а также дезорганизованной, плохо контролируемой гиперактивностью .

Плохо контролируемая гиперактивность

Плохо контролируемая гиперактивность

Считается, что СДВГ встречается у 4-8% детей младшего школьного возраста (6-9 лет), в основном у мальчиков, независимо от расы или культуры. После этого заболеваемость снижается на 50% каждые 5 лет, однако у 60% взрослых некоторые признаки синдрома (особенно связанные с дефицитом внимания) сохраняются. Затем они называются синдром дефицита внимания взрослых.

Читайте также:
Учащенное дыхание у ребенка, взрослого - причины, лечение

Классификация расстройств активности и внимания

В соответствии с действующими международными классификациями нарушений здоровья, такими как DSM-III R, психомоторная гиперактивность у детей включена в группу расстройств, связанных с деструктивным поведением. Однако, согласно МКБ-10, патология относится к поведенческим и эмоциональным расстройствам, которые обычно начинаются в детском и подростковом возрасте.

Причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это синдром расстройств, чаще всего генетического происхождения, который вызывает симптомы из трех групп: импульсивность, гиперактивность и синдром дефицита внимания, вызванный дисбалансом между дофаминовой и норадреналиновой системами в ЦНС.

Расстройство активности и внимания характеризуется нейрофизиологическими изменениями. Они могут быть врожденными или приобретенными и проявляться изменениями в структуре или функции центральной нервной системы в метаболизме дофамина и норадреналина, изменениями в передней части коры головного мозга или неспособностью подавлять процессы возбуждения.

Симптомы гиперактивности также могут появиться в результате:

  • повреждения центральной нервной системы;
  • гипоксии при родах;
  • также при других симптоматических синдромах, например, у пациентов с хрупкой Х-хромосомой.

Взаимосвязь с биологическими и социальными факторами

Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью имеет биологическую основу, а это означает, что оно не является результатом педагогических ошибок или психогенных факторов.

Некоторые симптомы, похожие на синдром дефицита внимания и гиперактивности, могут возникать у детей, воспитываемых без системы правил и последствий, а также, например, у детей, подвергшихся физическому, психологическому или половому негативному воздействию .

Психологическое негативное воздействие на ребенка

Психологическое негативное воздействие на ребенка

Виды и стадии патологии

  • Гиперактивность – симптомы двигательной гиперактивности и импульсивности;
  • Невнимательность – синдром дефицита внимания;
  • Смешанный тип – симптомы нарушения внимания и активности.

Расстройства активности и внимания могут осложняться другими психическими расстройствами: расстройствами противоречивого неповиновения и антиобщественного поведения, наркоманией, депрессией, тревожными расстройствами.

Симптомы расстройства

  • выраженное двигательное возбуждение с точки зрения крупной и мелкой моторики;
  • неспособность оставаться неподвижным даже короткое время;
  • вскакивания с места;
  • бессмысленная ходьба;
  • повышенная скорость и частая вариация движений (ощущение постоянной спешки);
  • компульсивное размахивание руками;
  • учащение мелких движений конечностей (удары ногами, громкое топтание, шевеление пальцев, постоянная работа с вещами, находящимися в пределах досягаемости рук или ног, раскачивание на стуле и т. д.);
  • бесцельный бег.
  • трудности с концентрацией внимания (неустойчивое внимание, сильно зависит от аффективных факторов);
  • отсутствие настойчивости в случае небольшого интереса и неспособность ощутить прямую выгоду от действия;
  • повышенный ориентировочный рефлекс;
  • поспешность;
  • значительная утомляемость в умственной работе и связанная с этим неравномерная работа;
  • поверхностное мышление;
  • переключение внимания с объекта на объект (неправильные, необдуманные ответы на вопросы или неправильное решение задач);
  • в исследованиях интеллекта некоторые авторы находят уровень «ниже ожидаемого»;
  • зрительно-моторные проблемы;
  • трудности с синтезом в мышлении ;
  • отсутствие навыков планирования.

Многие дети с синдромом дефицита внимания имеют ту или иную форму нарушения речи или языка, в том числе:

  • задержка речевого развития;
  • проблемы с артикуляцией;
  • проблемы со структурой предложения;
  • неправильное расположение звуков;
  • сложно выразить мысли и слова письменно;
  • краткосрочная память.
  • неконтролируемые, иногда очень сильные эмоциональные реакции;
  • усиление выражения чувств;
  • повышенная эмоциональная чувствительность к раздражителям окружающей среды;
  • вспышки гнева;
  • импульсивность действия.

Общие черты личности ребенка с синдромом дефицита внимания:

  • импульсивное действие;
  • желание доминировать в группе;
  • низкая самооценка;
  • периодически возникающая депрессия;
  • незрелое поведение;
  • нарушения сна: просыпается рано, трудности с засыпанием, беспокойный сон;
  • физическое развитие: высокий уровень физической активности;
  • социальное развитие: замедленное социальное развитие, трудности в установлении контактов со сверстниками, хвастаются перед сверстниками, чтобы привлечь внимание.

Диагностика расстройств активности и внимания

Дифференциальный диагноз с синдромом Аспергера – до 35% людей могут иметь проблемы, характерные для синдрома Аспергера.

СДВГ невозможно диагностировать в раннем детстве. Однако есть несколько симптомов, указывающих на развитие нарушения в следующие годы:

  • постоянная физическая активность;
  • ребенок не учится на собственных ошибках;
  • задержка или ускоренное развитие речи;
  • проблемы со сном ;
  • проблемы с питанием, включая рвоту или слабый сосательный рефлекс;
  • приступы колик, которые могут быть следствием аллергии, но также могут быть результатом синдрома дефицита внимания;
  • гиперактивные дети не любят (по мнению многих родителей), когда их обнимают (это связано с сопутствующей тактильной гиперчувствительностью, но не с СДВГ).

В школьном возрасте:

  • сложность адаптации к требованиям школы (занятия в сидячем положении);
  • затруднение в удержании внимания на протяжении всего урока, «летает в облаках»;
  • излишняя разговорчивость и импульсивность.

СДВГ у взрослых

По данным ученых, до 60% детей с диагнозом СДВГ также развивают его симптомы во взрослом возрасте. Несмотря на это, многие взрослые не начинают лечение. Такие люди без помощи психиатра обычно ведут хаотичный образ жизни и легко впадают в зависимость от наркотиков и алкоголя. Часто сопутствуют друг другу такие расстройства, как депрессия, тревожные расстройства, биполярное расстройство, зависимости или неспособность к обучению.

Диагностика

Оценка психообразовательного профиля включает:

  1. Оценка успеваемости ребенка по пяти основным навыкам: чтение, орфография, счет, письмо и устная речь.
  2. Обнаружение определенной степени незрелости центральной нервной системы, например, с помощью корковых вызванных потенциалов (ЭЭГ), что позволяет точно идентифицировать расстройства дефицита внимания у детей и даже их классифицировать.
  3. Тест на интеллект .
Читайте также:
Что такое зубные отложения: характеристика, причины, лечение

Тесты интеллекта проводятся по двум причинам:

  • Чтобы оценить общие способности ребенка и увидеть, есть ли значительная разница между возможными и фактическими достижениями в основных навыках;
  • Дети с синдромом дефицита внимания имеют характерный большой разброс значений IQ.

Благодаря комплексному обследованию ребенка, которое включает медицинский осмотр, психолого-педагогическое обследование, нейрофизиологическое обследование, оценку речи и трудотерапию, только у нескольких детей с синдромом дефицита внимания не удается выявить проблему.

Подавляющее большинство пациентов будет классифицировано как имеющие легкое, умеренное или тяжелое расстройство дефицита внимания. Исследование также покажет, является ли гиперактивность частью клинической картины болезни или нет. Таким образом, ребенок с диагностированным диагнозом может пройти надлежащую терапию.

Лечение расстройства активности и внимания

  • Поведенческая терапия . Цель – изменить поведение ребенка, искореняя вредные привычки и укрепляя хорошие (принцип правил и последствий). Это единственная терапия, которая дает долгосрочный эффект.
  • Лечебное обучение. Дополнительные занятия, во время которых ребенок приобретает определенные привычки, помогающие участвовать в занятиях. Здесь важно участие родителей.
  • Речевая и языковая терапия . Психомоторные гиперактивные дети могут (как и все другие дети) страдать нарушениями речи (например, заиканием, проблемами с артикуляцией), поэтому в таких случаях необходима помощь логопеда.
  • Трудотерапия . Упор в основном на правильное двигательное развитие ребенка.
  • Диетический контроль . Есть предположение, что употребление таких продуктов, как какао, консерванты, красители, салицилаты и сахар, могут дополнительно повышать активность ребенка.

В 2007 году исследование, проведенное в Саутгемптонском университете, подтвердило тесную связь между потреблением красителей в сочетании с консервантом бензоатом натрия с приступами истерии, снижением концентрации внимания, гиперактивностью и аллергическими реакциями.

Вредные красители включают:

  • тартразин (E102);
  • кошениль (E124);
  • желтый закат (E110);
  • азорубин (E122);
  • желтый хинолин (E104);
  • аллюра красный (E129).

Исследование было опубликовано в Lancet в 2007 г. После рассмотрения результатов исследования Британское агентство по пищевым стандартам (FSA) решило выпустить рекомендации по отзыву продуктов, содержащих эти красители. Изменения внесены в меню школьных столовых. Сети супермаркетов Sainsbury и Marks and Spencer решили убрать такие продукты со своих полок. При этом FSA не запретила продажу такой продукции, оставив решение на усмотрение родителей.

Дело было передано в органы ЕС. В июне 2010 года, но Европейский парламент под давлением производителей продуктов питания отказался размещать предупреждения на упаковке.

Фармакологическое лечение применяется не всегда. Улучшают ход нейрохимических процессов в головном мозге препараты типа: пемолин, дексамфетамин.

Общие правила обучения

Цель, к которой должно привести действие ребенка, не должна быть слишком далекой (нетерпение).

Последовательное приучение ребенка к выполнению каждого начатого задания.

Постоянный контроль и напоминание об обязательствах:

  • Объем определенных обязанностей должен соответствовать способностям и ограничениям ребенка;
  • Необходимо избегать дополнительных ненужных раздражителей;
  • Нельзя поддаваться ребенку;
  • Нужно подготовить ребенка к преодолению трудностей (а не защититься от них);
  • После конфликта – его следует обсудить в обстановке спокойствия и сухости, предварительно успокоив ребенка.

Следует избегать словесной и физической агрессии, которая дополнительно стимулирует ребенка. Она может привести к невротическим симптомам, таким как: тревога, ночное недержание мочи, компульсивность. Или вызвать нежелательные защитные реакции: высокомерное отношение, агрессия, ложь и даже привести к неадекватному развитию личности.

Важные моменты в обучении:

  • чтение – рассказы должны быть интересными из-за низкой способности концентрироваться;
  • пересказ, чтобы проверить запомненный текст;
  • регулярное домашнее задание;
  • ребенок должен выполнять умственную работу (учит терпению и скрупулезности).

Важно соблюдать правило трех “р”: рутина, регулярность, повторение. Обучение должно находиться под родительским контролем.

Синдром рассеянного внимания у детей

Все родители мечтают, чтобы их дети были самыми умными, успешными и талантливыми, и надеются, что отличная учеба в школе поспособствует их счастливому будущему. Но, к сожалению, все чаще педагоги и психологи жалуются на забывчивость, невозможность сконцентрировать внимание и высокую активность школьников. Не спешите упрекать своих детей в подобном поведении, существует вероятность, что эти симптомы являются следствием синдрома рассеянного внимания, и нужно начинать с этим бороться, пока недуг ощутимо не сказался на успеваемости и других жизненных обстоятельствах ребенка.

Сегодня мы расскажем вам, что такое СРВ у детей, как распознать это расстройство и какие есть методы лечения и коррекции.

СРВ – что это за синдром?

Рассеянность – это пониженная способность выполнять целенаправленную деятельность. Простыми словами, под рассеянностью понимается нарушение концентрации. Расстройство проявляется забывчивостью и невнимательностью. Это может быть индивидуальная черта личности, симптом болезни или временное состояние усталости.

В нашей стране около 15 процентов школьников страдают СРВ. Обычно первые признаки родители и учителя замечают в возрасте 3-9 лет.

Почему возникает СРВ?

Ученые не озвучивают четкую причину, по которой может возникнуть такое расстройство, но существуют факторы риска, способные спровоцировать синдром рассеянного внимания.

Такой детский недуг может возникнуть из-за:

  • наследственной предрасположенности (ген, который отвечает за поведение человека, может передаться по наследству);
  • неблагоприятной экологии;
  • сложностей в период беременности (вредные привычки, инфекции или другие заболевания матери могут стать причиной нарушений развития плода);
  • родовых травм или трудных родов;
  • резус-конфликта матери и ребенка во время беременности;
  • перенесенной ребенком черепно-мозговой травмы;
  • болезней мозга, почек, сердечно-сосудистой системы;
  • высокой температуры при заболеваниях, перенесенных в первые месяцы жизни.
Читайте также:
Дозы и лечение Коронавирусной инфекции COVID-19 - магний, сода, йод, селен, витамин C, витамин D, глутатион

Получается, что основные причины появления синдрома у детей связаны с поведением и состоянием здоровья матери во время беременности. Отказ от курения и алкоголя, соблюдение норм питания, прием витаминов и регулярные обследования и будут являться профилактикой здоровья малыша.

На какие симптомы в поведении малыша следует обратить внимание?

Симптомы напрямую зависят от характера и возраста ребенка, среды его существования и правил поведения в семье, а также от степени тяжести самого расстройства.

Родителей должно насторожить, если малыш:

  • не способен долго удерживать внимание в процессе школьных или домашних занятий;
  • недисциплинирован, неусидчив и небрежен;
  • плохо понимает слова и фразы или как будто не слышит их;
  • не может себя контролировать, отвлекается на мелочи при выполнении задания;
  • имеет склонность к беспорядку и хаосу на своем столе, разбрасывает вещи и игрушки;
  • забывчив;
  • рассеян, часто теряет личные вещи;
  • испытывает явные сложности в следовании правилам;
  • имеет проблемы в общении со взрослыми и/или сверстниками;
  • нетерпелив и навязчив;
  • постоянно перебивает собеседника, не может дослушать до конца;
  • сложно воспринимает новую информацию;
  • имеет тревожный тип личности, подвержен перепадам настроения;
  • испытывает трудности при письме, путает буквы;
  • постоянно крутится на уроках, разговаривает, жестикулирует;
  • не доводит начатое до конца.

Важно наблюдать за ребенком, и при первых же появившихся признаках начать уделять ему усиленное внимание.

Как диагностируют синдром?

Необходимо понимать, что повышенная рассеянность – это, прежде всего, нарушение поведения, а не психики, поэтому точный диагноз так непросто установить.

Для начала убедитесь, действительно ли ваш ребенок страдает синдромом рассеянного внимания, ведь и среди здоровых детей есть неусидчивые и активные. Если признаки, которые мы озвучили выше, обнаружились в дошкольном возрасте, не проходят в течение полугода, проявляются везде (дома, в школе, в гостях, на прогулке), явно мешают ребенку учиться и общаться, то, скорее всего, это СВГ.

Диагносты применяют специальные тесты-опросники для детей и их родителей, просят маму и папу последить за поведением ребенка в повседневной домашней обстановке, проводят психологические обследования для выявления нарушений развития, навыков и для определения уровня интеллекта, изучают болезни ребенка в раннем возрасте и болезни матери.

Надо ли лечить СРВ?

Существует ошибочное мнение, что ребенок самостоятельно избавится от СРВ примерно к 13 годам. Такой исход возможен только для 50% рассеянных детей. Для остальных, к сожалению, игнорирование проблемы приведет к не самым радужным перспективам. Статистика уверяет, что такие дети зачастую способны бросить учебу, связаться с плохой компанией, попасть в аварию, получить травму, приобрести зависимость от алкоголя, курения или стать игроманами, часто они не имеют друзей (а впоследствии – не могут создать свою семью).

Во взрослом возрасте синдром поспособствует низкому социальному статусу и тому, что человек не сможет проявить себя в профессии, будет склонен к употреблению наркотических и психотропных веществ. Поэтому психологи однозначно советуют корректировать рассеянное внимание в детстве.

Рассказываем, в чем будет состоять лечение у специалистов и какие действия родителей крайне желательны.

Как лечить?

Медикаментозная терапия назначается редко: только в тех случаях, когда выявляются серьезные нарушения, ухудшающие развитие, социальную адаптацию и общее качество жизни ребенка. Лекарства и успокоительные средства назначает только врач!

Комплексный подход – это идеальное решение, которое принесет результат уже в скором времени.

  1. Подходящий распорядок дня. Чтобы привить таким детям дисциплинарные навыки и наладить поведение, без строгого режима не обойтись. Режим дня должен быть составлен четко и, по возможности, красочно, его можно распечатать и повесить на виду (например, над кроватью). Нужно обязательно оставить пару часов днем и вечером под свободное время, в которое ребенок может заниматься любимыми делами или посещать секции.
  2. Верное воспитание и повышенный родительский контроль. Непростые дети требуют внимания, любви и поддержки родителей. Нелишним будет дать малышу больше самостоятельности, доверить ему какие-то несложные домашние обязанности – мытье посуды или вечернюю уборку своих игрушек.
  3. Полноценное питание играет немаловажную роль. Рацион должен быть грамотно составлен и включать в себя все необходимые продукты, чтобы обеспечить юный организм нужным количеством белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды.
  4. Физическая активность. Занятия спортом не только приучат к дисциплине, но и помогут наладить нервную систему и растратить избыток энергии с пользой для здоровья.
  5. Занятия с психологом – обязательный этап для эффективного результата. При помощи психологических методов, специалист поможет малышу справиться с излишней эмоциональностью, адаптироваться к коллективу, избавиться от напряжения. Занятия проходят в интересной игровой форме, поэтому обычно нравятся самому маленькому пациенту.

Понятно, что соблюдать все эти правила – непросто и для ребенка, и для самих родителей. Но при должной настойчивости есть реальный шанс добиться нормализации внимания, вырастить успешную и гармоничную личность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: