Общий осмотр ребенка

Когда и на что обследовать ребенка?

Родители часто возмущаются, когда педиатр выдает очередную стопку направлений на осмотры и анализы. Они могут показаться лишней тратой времени, сил и денег. Рассказываем, почему на самом деле это важно и на что в каком возрасте обращать внимание.

Почему нужны регулярные осмотры

Даже если ребенок здоров на вид и нормально развивается, у него могут быть скрытые заболевания. Профилактические осмотры направлены на их обнаружение на ранней стадии и определяются приказом Минздрава РФ.

Важно обнаружить патологический процесс как можно раньше, так лечение будет менее травматичным, а прогноз на выздоровление лучше. Например, травматолог-ортопед часто осматривает каждого ребенка на первом году жизни, чтобы не пропустить дисплазию тазобедренного сустава. Это серьезная патология, которую сложно заметить у малыша без осмотра специалиста и УЗИ. Но если в первые месяцы жизни она лечится ограничением подвижности с помощью гипсования или шины, то в более старшем возрасте может потребоваться серьезная операция и длительное восстановление.

Первый год жизни

Первые осмотры начинаются в роддоме. Ребенку делают необходимые исследования сразу после рождения, чтобы убедиться, что он в порядке. Затем берут кровь на пять распространенных генетических заболеваний: фенилкетонурия, галактоземия, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз и адреногенитальный синдром. Их важно обнаружить как можно раньше, чтобы сохранить здоровье малышу.

«На первом месяце жизни малыш осматривается педиатром каждую неделю, рассказывает педиатр GMS Clinic Дарья Захарова , — это называется патронаж. Он помогает оценивать, как ребенок приспосабливается к новым внеутробным условиям и не пропустить проявления врожденного заболевания. Кроме того, в это время родители получают рекомендации по уходу и по кормлению , которые дают возможность почувствовать поддержку и уверенность».

Следующий большой осмотр проводится в месяц.

Ортопед выявляет дисплазию тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра, кривошею и косолапость. Их нужно обнаружить до того как ребенок начнет ползать и ходить, чтобы вовремя скорректировать.

Невролог смотрит, как ребенок реагирует на свет и звук, измеряет родничок и проверяет рефлексы — они должны соответствовать определенному периоду жизни, и оценивает развитие ребенка по возрасту.

Офтальмолог проверяет реакцию зрачков на свет и фиксацию взгляда с помощью яркого предмета, исключает врожденные пороки развития зрения: катаракту, глаукому и других.

Детский хирург смотрит на правильное развитие конечностей и строение половых органов, проверяет состояние пупочного кольца и нет ли грыжи или аномалий развития.

УЗИ сердца, живота, тазобедренных суставов и нейросонография проводятся, чтобы исключить пороки развития внутренних органов. ЭКГ делается, чтобы оценить работу сердца для исключения жизнеугрожающих аритмий или других патологий. Если исследования и осмотры показывают, что все в порядке, то дальше малыша до года осматривает только педиатр.

«Он оценивает прибавку веса и роста малыша, — говорит Захарова, — помогает наладить грудное вскармливание или подобрать смесь, а также подсказывает когда и как правильно вводить прикорм ».

Кроме этого педиатр следит за темпами психомоторного развития малыша, которые индивидуальны, но нуждаются в регулярной оценки в установленные сроки.

«Например, если ребенок в 4,5 месяца не переворачивается со спины на живот, —подсказывает Дарья Захарова, — это требует простого наблюдения, а в 6 месяцев такая ситуация уже вызывает беспокойство. Кроме этого педиатр составляет план вакцинации для ребенка. Если он здоров, сдавать общий анализ крови и мочи перед каждой прививкой не нужно, обычно достаточно осмотра врача».

Год

В этом возрасте педиатр оценивает физическое и психическое развитие ребенка и на этом основании направляет на необходимые осмотры специалистов и анализов.

Читайте также:
Боль при дефекации

«В год обязательно выполняется общий анализ крови, — объясняет педиатр клиники „Фэнтези“ Рузанна Аванесян , — когда максимальна частота анемии, особенно если ребенок до этого не принимал железо профилактически и ест мало мяса в прикорме. Для детей на грудном вскармливании это важнее, смеси обогащены железом, а в грудном молоке его не хватает. Для умственного развития ребенка важно достаточное количество железа и гемоглобина».

Кроме общего анализа крови, нужно сдать общий анализ мочи, чтобы не пропустить скрыто протекающие мочевые инфекции. Они могут не проявляться внешне, а ребенок еще не может объяснить, если ему дискомфортно. Также важно пройти осмотр у других специалистов.

Травматолог-ортопед определяет готовность к ходьбе и развитие мускулатуры. Еще раз осматривает, чтобы не пропустить дисплазию тазобедренного сустава. А также смотрит правильность постановки стопы и рассказывает, какая нужна обувь для начала ходьбы .

Невролог оценивает психомоторное развитие ребенка. Для этого он осматривает родничок, измеряет окружность головы, проверяет рефлексы малыша, обращает внимание на то, как ребенок стоит и сидит, как реагирует на чужих людей. Также врач оценивает развитие речи, хотя бы со слов родителей.

Офтальмолог смотрит глазное дно, определяет запас зрения, может дать первые рекомендации и прогнозы по развитию близорукости или других заболеваний глаз.

Хирург осматривает живот малыша, чтобы исключить возможную грыжу. У мальчиков на правильное расположение яичек, они должны уже опуститься в мошонку. Если этого не произошло, может потребоваться оперативное лечение.

Все нормы у детей достаточно условны, не надо бояться, если ребенок не всегда соответствует показателям в таблице. Врачи оценивают развитие ребенка в целом, а не по отдельным показателям.

«В год ребенок может еще не ходить, — объясняет Рузанна Аванесян, — при прочих нормальных показателях, может пойти в полтора года. В норме он умеет ползать, самостоятельно садиться и сидеть, а также вставать и передвигаться у опоры. Считается, что в год ребенок должен говорить 5–10 слов, но в норме он может еще не говорить совсем или говорить только „мама“, „папа“, „дай“, „на ».

По словам Аванесян, в год ребенок должен понимать обращенную речь и выполнять простые просьбы: подойди, дай, положи. Также важен хороший глазной контакт, при общении ребенок должен смотреть в глаза. Важный признак адекватного психического развития — ребенок прослеживает ваш взгляд, когда что-то показывает сам или когда что-то показывают взрослые.

«Также важным признаком, который должен быть развит в год — отмечает Рузанна Аванесян, — у ребенка будет боязнь чужих. В этом возрасте малыш, как правило, не подпускает их к себе. Бывают открытые миру дети, но большинство чужого взрослого начинают разглядывать настороженно».

Три года

В этом возрасте ребенок обычно идет в детский сад и для этого тоже проходит профилактический осмотр. Это нужно для определения группы детского сада, например, для возможного направления в логопедическую группу. Дети часто начинают болеть в детском саду из-за увеличения вирусной нагрузки и стрессов, поэтому важно подготовиться к этому периоду .

Проводится осмотр невролога и оториноларинголога, также обязательны общий анализ крови и мочи .

«К 3 годам ребенок совершает скачок в развитии, — рассказывает Дарья Захарова, — темпы этого развития очень индивидуальны, но должна быть явная динамика. На первый план выходят речевые навыки, ребенок уже может изъясняться предложениями».

По словам Захаровой, физически развитый ребенок в этом возрасте уверенно бегает, прыгает, забирается по вертикальной лестнице, может кататься на трёхколесном велосипеде. Умеет самостоятельно раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослых.

Читайте также:
Причины боли в позвоночнике, патологии и их лечение

«Развивается мелкая моторика, — продолжает Дарья Захарова, — ребенок держит карандаш тремя пальцами, может рисовать прямые линии, круг. Умеет собирать простые конструкторы, строит башенки. Начинает называть себя в первом лице, проявляет большую самостоятельность, вовлекается в групповые игры с другими детьми, дольше может оставаться без родителей, и это не вызывает у него такого острого беспокойства, как раньше».

Темпы развития у детей разные и зависят от множества факторов: наследственности, окружающей среды и скорости созревания мозга. Поэтому не стоит беспокоиться, если ребенок не укладывается в нормы, но при этом развивается в своем темпе. Но если в три года ребенок не говорит совсем или физически заметно отстает от сверстников, стоит обратиться к педиатру и неврологу за консультацией.

Перед школой

В шесть–семь лет у ребенка начинается период первого вытяжения, когда ребенок быстро растет. Это повышает нагрузку на опорно-двигательную систему, поэтому нужно подготовить место для будущего первоклассника так, чтобы не портить осанку и уменьшить риск развития близорукости.

В этом возрасте ребенку предстоит осмотр множества специалистов: хирурга, оториноларинголога, офтальмолога, психиатра, невролога, а также гинеколога или уролога . Каждый врач делает заключение о готовности ребенка к школе и может дать рекомендации о том, как подготовить его к повышенным нагрузкам.

Важно пройти УЗИ органов брюшной полости, сердца и почек, а также записать ЭКГ и сдать анализы крови и мочи. Педиатр оценивает готовность ребенка к школе, в том числе определяет группу здоровья для занятий физкультурой.

«Перед школой нужно проверить зрение, — говорит Рузанна Аванесян, — это особенно актуально, ребенку предстоит большая зрительная нагрузка. Желательно сделать УЗИ сердца и щитовидной железы, чтобы посмотреть нет ли пролапса, каких-то других приобретенных пороков. Кроме этого девочкам важно сделать УЗИ малого таза, а мальчикам — мошонки».

Подростковый возраст

К этому возрасту детей уже редко регулярно водят к педиатру, а тем более к другим специалистам. Хотя подростку особенно важно полноценное медицинское наблюдение. С 15 лет ребенок может посещать врача без сопровождения взрослых.

« В этот период важна консультация педиатра, который оценивает общее состояние здоровья, — рассказывает Дарья Захарова, — и назначает необходимые в каждом конкретном случае анализы. Иногда достаточно обойтись общим анализом крови и мочи, а иногда требуется оценить гормональный профиль, например, при подозрении на проблемы с щитовидной железой. Также педиатр поможет выявить, в каких случаях нужна ультразвуковая диагностика или другие дополнительные исследования».

У подростков часто бывает дефицит витаминов . Связано это с увеличенной потребностью из-за бурного роста и с плохим питанием детей, которые в этом возрасте часто игнорируют рекомендации взрослых.

«Всем подросткам рекомендованы консультации офтальмолога, стоматолога, а также подросткового психолога, — напоминает Дарья Захарова, — этот возраст связан с гормональным и эмоциональным взрослением, внутренними кризисами и важно оказать грамотную помощь и поддержку. Для девочек в этот период важна консультация гинеколога, для мальчиков— уролога».

В любом возрасте

Регулярные осмотры и исследования помогают обнаружить большинство заболеваний или состояний, требующих лечения и коррекции. Но есть ситуации, когда нужно обратиться к врачу внепланово:

– постоянная жажда, частые мочеиспускания, потеря веса, слабость и головокружения. Могут быть признаками сахарного диабета или другого эндокринологического заболевания.

Читайте также:
Выпадение волос: основные причины и возможное лечение

– частые переломы, разрывы связок и вывихи.

– синева носогубного треугольника или ногтей при любой физической нагрузке, медленный рост и малые прибавки в весе — это может быть признаком пропущенного врожденного порока сердца или аритмии.

– частый и длительный кашель, не связанный с инфекциями.

«Если ребенок без видимой причины становится вялым, апатичным, начинает терять вес, — предупреждает Рузанна Аванесян, — нужно обследование, чтобы исключить какие-то редкие, но серьезные заболевания. Если вы видите, что ребенок начал часто болеть, плохо сопротивляется инфекциям, у него выпадают волосы, кожа стала сухой — это может быть дефицит железа или другие причины».

Даже если ребенка ничего не беспокоит, нужно ежегодно посещать стоматолога . Врач может обнаружить скрытый кариес или патологию прикуса , которыми лучше заняться до того как проблема проявится в полной степени. Кроме этого ежегодно нужно делать пробу Манту, а после 15 лет флюорограмму для профилактики туберкулеза, также нужно соблюдать национальный календарь прививок . После 18 лет тоже нужно будет следить за здоровьем, как это правильно делать взрослым, рассказываем в отдельной статье .

Пропедевтика детских болезней: конспект лекций

Конспект лекций по пропедевтике детский болезней представлен в соответствие с современными стандартами. В нем освещены анатомо-физиологические особенности систем организма ребенка, семиотика их поражений. Изложены вопросы естественного и искусственного вскармливания, правила введения прикорма, питания кормящей матери. Благодаря четким определениям основных понятий студент может за короткий срок усвоить важную часть информации, успешно сдать экзамен.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Общие вопросы педиатрии
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Общий осмотр ребенка
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Общий осмотр ребенка

1. Температура тела и терморегуляция у ребенка

При рождении температура тела ребенка около 37,2 °C. Затем в течение 2–3 ч происходит снижение температуры на 1–2 °C. Это состояние называется транзиторной гипотермией. Затем вновь начинается постепенное повышение, и к 5-му дню жизни температура составляет 37,0 °C. У 0,3–0,5 % новорожденных на 3—5-й день жизни наблюдается так называемая транзиторная лихорадка, при которой подъем температуры достигает 38–39 °C. Такое состояние объясняется незрелостью центра теплорегуляции и нарушением теплопродукции и теплоотдачи.

Размах колебаний температуры тела в течение суток при стабильной температуре окружающего воздуха в течение 2–3 месяцев составляет до 0,6 °C, а к 3–5 годам достигает 1,0 °C. Наиболее высокая температура наблюдается между 17 и 19 ч, а самая низкая — от 4 до 7 ч утра.

Колебания температуры отражают состояние физической и психоэмоциональной активности здоровых детей.

Центральное звено терморегуляции — гипоталамические центры.

Регуляция теплопродукции (химическая терморегуляция) осуществляется преимущественно задними ядрами гипоталамуса, регуляция теплоотдачи (физическая терморегуляция) — передними его ядрами. Созревание гипоталамического звена совпадает с установлением правильной суточной ритмики температуры тела.

Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему, как и аномалии ее, могут быть причиной неадекватной терморегуляции.

Способность ребенка к теплопродукции выражена достаточно хорошо с первых часов жизни. В механизмах теплопродукции у новорожденного на первое место ставят так называемый несократительный термогенез, т. е. теплообразование в жировой ткани. Второй компонент теплопродукции (сократительный термогенез) — повышение мышечной активности и тонуса при охлаждении — является важной частью теплового баланса, уже с первых часов жизни ребенка резко возрастает при холодовом раздражении кожи.

Пассивная теплоотдача у новорожденных выше (относительно), чем у детей старшего возраста и взрослых. Это обусловлено большой поверхностью тела на единицу массы, а также особенностями строения кожи (богатой васкуляризацией, тонкостью изолирующего слоя, часто недостаточностью подкожного жирового слоя).

Читайте также:
Гемофилия - что это за болезнь? Причины, симптомы, лечение

Созревание активно регулируемой теплоотдачи отстает от развития теплопродукции и фактически завершается только к 7—8-летнему возрасту. При этом более рано созревает сосудистая теплоотдача.

Адекватная регуляция теплоотдачи испарением (потоотделением) формируется позднее.

Более позднее развитие теплоотдачи по сравнению с теплопродукцией и ее меньшая эффективность приводят к тому, что перегревание детей первых месяцев и лет жизни более опасно, чем охлаждение.

Перегревание грудных детей приводит к обезвоживанию и может вызвать тепловой удар или шок с нарушением функций центральной нервной системы и жизненно важных органов.

Поэтому чем меньше ребенок, тем более он нуждается в создании для него специального температурного режима, предохраняющего как от охлаждения, так и от перегревания.

2. Общий осмотр ребенка

Оценка общего состояния больного имеет большое значение, так как оно определяет объем и очередность лечебных мероприятий, необходимых больному, а также возможность и допустимость дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования на данном этапе заболевания.

Определение тяжести состояния больного позволяет решить вопрос о целесообразности госпитализации данного больного в отделение интенсивной терапии и реанимации, помещении больного в отдельный бокс, обычную палату и т. д.

Различают четыре степени тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, а также крайне тяжелое, или терминальное (предагональное), состояние. Тяжесть состояния оценивается врачом при осмотре больного; она меняется не только изо дня в день, но и в течение часов и суток.

В акушерстве и педиатрии для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар. Оценка состояния ребенка проводится на 1 и 5-й мин жизни. Общая оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков (дыхания, сердцебиения, окраски кожи, мышечного тонуса, рефлексов). Максимальная оценка по каждому признаку составляет 2 балла. Состояние новорожденного считается удовлетворительным при оценке по шкале Апгар 8—10 баллов. Чем тяжелее состояние, тем ниже оценка. Оценка 0 баллов соответствует клинической смерти.

У детей старшего возраста (включая грудных) для оценки общего состояния используют два основных критерия:

1) степень выраженности синдрома токсикоза;

2) степень выраженности функциональных нарушений той или иной системы.

О тяжести токсикоза судят по последовательности развития и степени выраженности следующих клинических признаков: вялости (апатии), малоподвижности (адинамии), сменяемых периодически беспокойством, сонливости, ступора, сопора, комы, судорожного синдрома. При токсикозе можно клинически выявить и признаки поражения других систем. В первую очередь это касается системы дыхания и кровообращения. Для токсикоза свойственны учащение или, наоборот, урежение дыхания, эмфизематозное вздутие легких, обычно учащение пульса (реже урежение), изменение его наполнения и напряжения, приглушенность тонов сердца, снижение артериального давления. У детей раннего возраста при токсикозе наблюдается вздутие живота, некоторое увеличение печени и т. д.

Если больной находится в стационаре, оценить тяжесть токсикоза можно дополнительными лабораторно-инструментальными методами исследования: по степени нарушения КОС, изменениям ЭКГ; при эндокринных заболеваниях — по содержанию в крови различных гормонов, сахара и кетоновых тел, глюкозурии, уровню электролитов, осмолярности плазмы; при заболеваниях почек — по степени азотемии, электролитных нарушений, нарушению биохимических показателей крови (уровня белка крови, гематокрита, электролитов) и т. д.

Оценка общего состояния больного при длительно текущих и хронических заболеваниях основана на степени выраженности недостаточности или глубины и распространенности поражения той или иной системы, которое специфично для этого класса заболеваний.

Читайте также:
Менингит у взрослых: признаки, симптомы и лечение

В первый год жизни ребенка врач-педиатр проводит интенсивное наблюдение за ростом и развитием малыша с обязательным ежемесячным измерением длины и массы тела. Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

В значительной части случаев именно отклонения от нормального темпа ростовых и весовых прибавок являются первыми признаками заболеваний, обязывающими провести всестороннее обследование ребенка.

Изменения массы тела более быстрые, чувствительные к воздействию неблагоприятных факторов, чем изменения роста. Поэтому в особо критические периоды жизни новорожденного или грудного ребенка (болезни, изменений питания) обязательным является ежедневное взвешивание.

Быстрое падение массы тела, наблюдающееся в грудном возрасте, чаще всего бывает связано с возникновением расстройств пищеварения, сопровождающихся рвотой и жидким стулом, недостаточным введением жидкости, потерями воды через кожу и легкие при учащенном дыхании и повышении температуры тела. Быстрое, т. е. в течение 1–2 суток, падение массы тела на 10–15 % от исходного чаще всего свидетельствует об остром обезвоживании ребенка (дегидратации, или эксикозе).

Хронические расстройства питания и заболевания, вызывающие отклонения в развитии детей, обычно приводят к более медленным изменениям массы и длины тела у них.

Быстрая прибавка в росте и весе, несвойственная данному возрасту, может иметь гипофизарную природу, т. е. определяться гиперпродукцией соматотропного гормона гипофиза, которая бывает в подавляющем большинстве случаев при опухоли аденогипофиза.

Особое внимание у ребенка первого года жизни вызывают нервно-психическое развитие и становление моторных функций. За первый год жизни моторные функции совершенствуются от полной двигательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками к году. Если в этом возрасте имеется отставание в психомоторном развитии, у ребенка нужно искать патологию центральной нервной системы (ЦНС) либо генетические заболевания.

Чем раньше обнаружено отклонение в развитии ребенка, тем быстрее будет произведена коррекция этого состояния. Поэтому первый год жизни ребенка является самым ответственным в плане наблюдения врача-педиатра и медицинской сестры.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Н.Н. Муравьева, к.м.н., доцент; Т.А. Клиорина, к.м.н., доцент; Е.О. Калиничева, к.м.н., доцент; Л.И. Кравченко, к.м.н., доцент; М.И. Соколова, к.м.н., доцент; Е.Г. Храмцова, к.м.н., доцент; А.Э. Эглит, к.м.н., доцент, В.П. Алексеенко, к.м.н., ассистент.

«Методы объективного обследования здорового и больного ребенка» Учебное пособие для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета иностранных учащихся медицинских ВУЗов. – СПб: СПбГМА, 2009. – 68 с.

В учебном пособии изложены основные методы и принципы объективного исследования здоровых и больных детей с учетом анатомо-физиологических осо-енностей, а также семиотика заболеваний детей и подростков. После каждого раз-

дела предлагается перечень вопросов для самоконтроля усвоенного материала.

Учебное пособие предназначено для студентов лечебного, медико-профи-лактического факультетов и факультета иностранных учащихся медицинских ВУЗов.

медицинская академия им. И.И Мечникова, 2009

«Медицина изучается у постели больного, а не в классе»

Сэр Вильям Ослер (1849-1919)

Общие правила проведения объективного осмотра здорового и больного ребенка.

Перед началом осмотра ребенка врачу нужно познакомиться с ним и его родителями. При разговоре с пациентом следует быть доброжелательным, чтобы снять тревожное настроение, создать доверие к врачу. Абсолютно недопустимо использование слов и терминов, которые способны вызвать беспокойство ребенка или его родителей относительно неблагоприятного прогноза, неблагополучного течения болезни или нерациональности терапии.

Внешний вид врача должен быть аккуратным. При осмотре ребенка необходимо иметь выдержку и терпение, поскольку во время осмотра маленький пациент должен быть спокоен. Объективное исследование нужно проводить при ярком (лучше дневном) освещении. Ребенок до 3-х лет должен быть полностью раздет; детей старшего возраста следует раздевать постепенно по мере осмотра. При нахождении больного в постели врачу удобнее проводить осмотр, расположившись, справа от пациента. Осмотр зева и другие исследования, способные вызвать неприятные ощущения у больного, должны выполняться в последнюю очередь.

Читайте также:
Постинфекционный гломерулонефрит: причины, симптомы, диагностика и лечение постинфекционного гломерулонефрита

Объективное исследование ребенка начинается с оценки общего состояния, о котором можно судить по следующим критериям: положение в постели, сознание, активность поведения, при этом также учитываются жалобы больного и данные, полученные в процессе всего осмотра. При описании объективного статуса оценка общего состояния ставится на первое место. Общее состояние больного может быть удовлетворительным, средней тяжести, тяжелым, крайне тяжелым. Об удовлетворительномсостоянии можно говорить тогда, когда у пациента отсутствуют жалобы, а при объективном исследовании не выявляются симптомы, свидетельствующие о нарушении функций жизненно важных органов. Состояниесредней тяжестихарактеризуется наличием серьезных жалоб и признаков субкомпенсации функций отдельных жизненно важных органов и систем. Притяжеломсостоянии жалобы резко выражены, а также имеет место декомпенсация основных физиологических систем организма.Крайне тяжелоесостояние характеризуется усугублением расстройств функций жизненно важных органов и появлением признаков, угрожающих жизни ребенка.

Врач должен обратить внимание на настроение пациента (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное, неустойчивое) и интерес к окружающему. Затем проводится оценка положения ребенка в постели, которое может быть активным, пассивным или вынужденным. При активном положении ребенок может принять в постели любую позу, совершать активные движения. О пассивном положении говорят в том случае, если ребенок не может изменить своего положения без посторонней помощи. Если для облегчения своего состояния ребенок принимает определенные позы, то говорят о вынужденном положении. Оценивая сознание больного, врач принимает во внимание реакцию на окружающее, произвольные движения, рефлексы. Сознание может быть ясным, сомнолентным, сопорозным. При сомнолентном состоянии сознания реакция на окружающее замедлена и понижена, ребенок реагирует плачем на раздражение, на вопросы отвечает вяло. При сопорозном состоянии сознания реакции на окружающее нет, но сохранена реакция на болевые раздражения. Потерю сознания определяют как коматозное состояние (кома).

Плановые осмотры детей до года – таблица графика врачей

Диспансеризация детей до года – важный процесс, пренебрегать которым нельзя. Многие заболевания поддаются успешному лечению, если выявлены в младенчестве. Именно посещение обязательных врачей до года избавит малыша от серьезных проблем со здоровьем, когда он вырастет.

Диспансеризация предполагает ежемесячные визиты к докторам, которые необходимы для контроля над процессом развития новорожденного, наблюдения за его состоянием здоровья. Специалисты также отвечают на вопросы родителей, касающиеся ухода, кормления, гигиены, развития младенцев в возрасте до 1 года. Наблюдение осуществляется по родовому сертификату, который будущая мама получает, когда она еще беременна. Этот документ обязывает медиков и родителей провести ряд осмотров ребенка и взять у него основные анализы. План диспансерного наблюдения предусматривает, что ребенок должен проходить каждый месяц осмотры у педиатра, а также в определенные периоды посещать узких специалистов в детской поликлинике по месту прописки или частном медицинском центре.

Чтобы зарегистрировать ребенка в поликлинике, нужно принести страховой полис новорожденного и его свидетельство о рождении. Кроме того, во время осмотров нужны следующие вещи:

  • подгузник;
  • одноразовая впитывающая пеленка;
  • смена одежды для ребенка;
  • влажные и сухие бумажные салфетки;
  • соска, бутылочка.
Читайте также:
Артроз плечевого сустава - симптомы, диагностика, лечение

График прохождения врачей до года (по месяцам)

В течение первого года жизни ребенку необходимо пройти 6 плановых осмотров. Первый – наблюдение и обследование в роддоме, а далее – в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. При этом раз в месяц нужно ходить с ребенком к педиатру. Если вы обращаетесь в муниципальную поликлинику, то следует предусмотреть время визитов на так называемые «грудничковые дни», когда ведется прием только детей до года, чтобы снизить риск передачи инфекции от больных детей – здоровым.

Таблица плановых осмотров и анализов для ребенка до года

Возраст Врач Необходимые анализы
Новорожденный Педиатр Аудиологический скрининг (проверка слуха специальным прибором), неонатальный скрининг на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и галактоземию
1 месяц Педиатр, детский хирург, офтальмолог, невролог УЗИ органов брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов, головного мозга (нейросонография), аудиологический скрининг
2 месяца Педиатр
3 месяца Педиатр, травматолог-ортопед, невролог Аудиологический скрининг, общие анализы мочи и крови
4 месяца Педиатр
5 месяцев Педиатр
6 месяцев Педиатр, невролог, детский хирург Общие анализы мочи и крови
7 месяцев Педиатр
8 месяцев Педиатр
9 месяцев Педиатр, стоматолог Общие анализы мочи и крови
10 месяцев Педиатр
11 месяцев Педиатр
12 месяцев Педиатр, ЛОР, детский психиатр, детский хирург, офтальмолог, детский стоматолог Общие анализы мочи и крови, ЭКГ, анализ на уровень сахара в крови

Плановые осмотры специалистами ребенка до года

Помимо педиатра, ребенка должны осматривать узкие специалисты. Это необходимо для профилактики и ранней диагностики заболеваний, проверки уровня и темпов развития и др.

В первый год жизни ребенку необходимо пройти 6 осмотров в плановом порядке: в роддоме, и по месяцам – в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.

В роддоме

Новорожденных детей в роддоме осматривает педиатр, который измеряет рост, вес, окружность груди и головы, проводит оценку по шкале Апгар. При отсутствии противопоказаний и при согласии родителей в первые сутки делается прививка против вируса гепатита В, на третьи – БЦЖ. На четвертые сутки проводится неонатальный скрининг (у недоношенных детей – на седьмые сутки). Он представляет собой обследование новорожденных по государственной программе с целью наиболее раннего обнаружения серьезных генетических болезней. При условии раннего обнаружения эти заболевания либо не развиваются далее, либо не дают осложнений. Скрининг выполняется путем забора крови из пятки ребенка и дальнейшего нанесения ее на тест-полоску, которая затем проверяется в лаборатории.

В 1 месяц

Педиатр измеряет рост и вес ребенка, окружность груди и головы, размеры большого родничка. Врач также должен осмотреть место прививки БЦЖ. Помимо педиатра, ребенку нужно пройти осмотры у детского хирурга, невролога, офтальмолога, сделать ряд УЗИ и аудиоскрининг. Рекомендуется сначала пройти УЗИ, с результатами которых затем идти к профильным специалистам. Если нет противопоказаний, то в этом возрасте также проводится повторная вакцинация от вируса гепатита В.

  • Детский хирург осматривает ребенка на предмет таких патологий, как грыжи, вывихи и т. д., оценивает особенности строения опорно-двигательного аппарата и скелета, осматривает наружные половые органы (для мальчиков).
  • Невролог получает от родителей информацию о поведении ребенка, оценивает нервно-психическое развитие. Если выявлены отклонения, то малыша относят к определенной группе риска.
  • Офтальмолог проверяет остроту зрения, оценивает то, как ребенок фокусирует взгляд на каком-то объекте. Также специалист проверяет состояние слезных протоков, глазных мышц, век, глазного дна.

В 3 месяца

Сначала следует сдать общий анализ мочи и общий анализ крови, пройти аудиологический скрининг, если он не проводился ранее либо его результаты вызывают сомнения. Затем с результатами нужно идти к педиатру, который измеряет большой родничок, вес и рост ребенка, окружность его головы и груди, осматривает место прививки БЦЖ.

  • Травматолог-ортопед проверяет, есть ли дисплазия, на основе осмотра и УЗИ тазобедренных суставов. Если данное заболевание вовремя не обнаружить и не лечить, ребенок, когда вырастет, может стать инвалидом.
  • Невролог проводит осмотр с целью оценки психомоторного развития.
Читайте также:
Боль в носу

В 6 месяцев

Необходимо сдать общий анализ мочи и общий анализ крови. С результатами нужно посетить педиатра, который, помимо стандартных замеров, осматривает ротовую полость и отмечает, сколько у ребенка уже имеется зубов. В возрасте полугода рекомендуется начать вводить прикорм. Педиатр предоставляет информацию об этом, отвечает на вопросы родителей, а также принимает решение о проведении вакцинации от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка и вирусного гепатита В.

Также врач даст направления к профильным специалистам.

  • Детский хирург осматривает малыша для выявления патологий развития скелета, опорно-двигательного аппарата и др.
  • Невролог проводит плановое сравнение психомоторного развития с нормами.

В 9 месяцев

Сначала ребенок должен сдать общий анализ крови и общий анализ мочи. Далее проводится стандартный осмотр педиатром. После него ребенок направляется к стоматологу, который:

  • оценивает, есть ли патологии на уздечке языка, языке, небном язычке, деснах;
  • консультирует родителей о гигиене полости рта, уходе за зубами, дает рекомендации о том, как уменьшить неприятные ощущения для ребенка в период прорезывания зубов.

В 1 год

Ребенку нужно сдать анализы крови – общий и на глюкозу – и общий анализ мочи. Ему также проводится ЭКГ – электрокардиография. С результатами анализов и обследования ребенка нужно отвести к педиатру, который проведет стандартный осмотр, сделает отметку о количестве зубов. В этом возрасте делается реакция Манту. Через трое суток оценивается результат. Затем делаются прививки от краснухи, кори, паротита. Кроме этого, ребенок посещает следующих специалистов:

Все о диспансеризации детей и подростков

Профилактические осмотры проводятся бесплатно в поликлинике по месту прикрепления ребенка, в детском саду или школе. Мы расскажем, зачем это нужно, а также каких врачей нужно пройти и какие анализы сдать (в зависимости от возраста).

Все о диспансеризации детей и подростков

Профилактический медицинский осмотр ребенка (а это и есть диспансеризация) – комплексное обследование здоровья и развития ребенка, в целях профилактики и ранней диагностики различных заболеваний (что существенно повышает успех лечения).

Можно ли отказаться?

Да. Можно отказаться от проведения диспансеризации полностью или от ряда процедур, которые входят в диспансеризацию. Но принимая решение об отказе, Вы фактически принимаете решение не за себя, а за ребенка, который пока не может решать сам за себя, в том числе и в вопросах сохранения здоровья.

Как проходит медосмотр?

Право на бесплатный медицинский осмотр имеет каждый несовершеннолетний ребенок в возрасте до 17 лет.

  1. Для прохождения профосмотра ребенка нужно записать к участковому врачу-педиатру.
  2. На приеме родителям (или самому ребенку, если он старше 15 лет) необходимо будет заполнить информированное добровольное согласие. Врач даст рекомендации по прохождению и выпишет направления на анализы и консультации узких специалистов.
  3. При необходимости участковый врач может направить несовершеннолетнего на дополнительную консультацию или исследование.

Перечень исследований

Перечень необходимых исследований и осмотров формируется в зависимости от возраста ребенка и регламентирован приказом Минздрава России от 10 августа 2017 года № 514н «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».

Все дети проходят профилактические обследования ежегодно. Углубленная диспансеризация проводится у детей в 1 год, 3 года, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет.

Читайте также:
Гемоспермия - примесь крови в сперме

Диспансеризация детей инфографика.png

Каких врачей нужно пройти ребенку до года

Первое обследование новорожденного проводится в роддоме. Новорожденным детям положено:

  • осмотр педиатра
  • неонатальный скрининг на врожденный гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию
  • аудиологический скрининг

Дальнейшие обследования проводятся по определенному графику. От рождения и до 1 года педиатр осматривает ребенка раз в месяц.

1 месяц

В возрасте месяца проводятся:

  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский хирург
  • Офтальмолог
  • Детский стоматолог
  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
  • Эхокардиография
  • Нейросонография
  • Аудиологический скрининг

В качестве профилактики ребенку может быть назначен лечебный массаж или гимнастика.

2 месяца

В возрасте двух месяцев проводятся:

3 месяца

В возрасте трех месяцев проводятся:

12 месяцев

Каких врачей нужно пройти в год:

  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский хирург
  • Оториноларинголог
  • Травматолог-ортопед
  • Общий анализ крови
  • Общий анализ мочи
  • Электрокардиография

Каких врачей нужно пройти ребенку в возрасте 1-3 лет

От 1 до 2 лет диспансеризация детей проводится раз в квартал, от 2 до 3 лет – раз в полгода.

Осмотры педиатра проводятся в:

  • 1 год и 3 месяца
  • 1 год и 6 месяцев
2 года

Также проводится анкетирование родителей на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития.

3 года
  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский хирург
  • Детский стоматолог
  • Офтальмолог
  • Оториноларинголог
  • Акушер-гинеколог
  • Детский уролог-андролог
  • Общий анализ крови
  • Общий анализ мочи

Каких врачей проходят в 4-5 лет

  • Педиатр
  • Детский стоматолог

Каких врачей нужно пройти ребенку в 6 лет

  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский хирург
  • Детский стоматолог
  • Травматолог-ортопед
  • Офтальмолог
  • Оториноларинголог
  • Психиатр детский
  • Акушер-гинеколог
  • Детский уролог-андролог
  • Общий анализ крови
  • Общий анализ мочи
  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Эхокардиография
  • Электрокардиография

Каких врачей нужно пройти в 7 лет

Каких врачей проходить в 8-9 лет

  • Педиатр
  • Детский стоматолог

Каких врачей проходят в 10 лет

  • Педиатр
  • Невролог
  • Детский стоматолог
  • Детский эндокринолог
  • Травматолог-ортопед
  • Офтальмолог
  • Общий анализ крови
  • Общий анализ мочи

Каких врачей нужно пройти в 11-14 лет

В этом возрасте требуются ежегодные осмотры у двух специалистов:

  • Педиатр
  • Детский стоматолог

В 13 лет добавляется и осмотр у офтальмолога.

В 14 лет дополнительно еще два специалиста:

  • акушер-гинеколог — девочкам
  • детский уролог-андролог — мальчикам

Каких врачей нужно пройти ребенку в 15-17 лет

В профилактических осмотрах, рекомендуемых для 15-, 16- и 17-летних подростков, набор врачей совпадает, различаются списки исследований.

Общий осмотр ребенка

В учебном пособии представлены методика обследования детей от периода новорожденности до подросткового возраста. Во врачебной практике применяют, в основном, два пути непосредственного клинического диагностического обследования больного. Один из них заключается в том, что врач, исходя из ведущего симптома, исследует соответствующие органы и их функции, которые могут иметь отношение к обнаруженному симптому. Такой путь применим в наиболее простых случаях, и используется обычно врачами с большим опытом работы на предварительном этапе диагностического поиска. Он таит возможности диагностических ошибок, либо формулирует неполный диагноз. Второй путь – классический – более сложен и требует большего времени. Кроме внимательного учета основных жалоб, врач тщательно изучает историю заболевания и историю жизни пациента. Кроме диагностической роли, анамнез важен для создания прочного контакта с ребенком и его родителями. Следующим этапом является методическое обследование всех доступных органов и систем ребенка. Такой подход гарантирует от ошибок, связанных с неполной информацией. В пособии изложен классический метод объективного обследования здорового и больного ребенка, который сопровождается описанием наиболее распространенных симптомов, появляющихся при патологии органов и систем. Приведены фотографии, демонстрирующие правильный подход к пациенту, расположение рук врача при осмотре, перкуссии и аускультации. Детально и подробно описаны правила проведения основных методических приемов: осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации. При описании эндокринной системы дана оценочная таблица вторичных половых признаков и сроков полового созревания детей, что, как правило, вызывает затруднения у педиатров.

Читайте также:
Упражнения с гантелями в домашних условиях для мужчин и женщин

Методика объективного обследования ребенка дополнена особенностями работы педиатра при патологии ЛОР-органов и органа зрения. Раздел подготовлен специалистом отоларингологом. Описаны условия выполнения исследования ЛОР-органов, правила пользования лобным рефлектором и отоскопом, методика проведения передней риноскопии, эндоскопии глотки, мезофарингоскопии и отоскопии. Особенности исследования органа зрения у детей представлены ведущими офтальмологами региона. Авторы обращают внимание врача на вопросы, которые требуют уточнения при сборе анамнеза и на особенности исследования зрительных функций в возрастном аспекте. Дано подробное описание диагностики патологии органа зрения. Указаны показания для направления ребенка на консультацию к офтальмологу и неврологу.

Значительную часть пособия занимает приложение, в котором представлены схемы записей врача на амбулаторном педиатрическом приеме, и некоторые нормативные показатели. Даны схемы патронажей к новорожденному ребенку, схемы записей врача и медицинской сестры на амбулаторном приеме, форма эпикриза на новорожденного ребенка. Подробно освещены пограничные состояния новорожденных: синдром «только что родившегося ребенка», транзиторный ацидоз, транзиторное нарушение метаболизма миокарда, полицитемия, гипогликемия, гормональный криз, физиологическая потеря первоначальной массы, транзиторные гипо- и гипертермия, протеинурия, изменения кожных покровов, мочекислый инфаркт почки, физиологическая желтуха новорожденных и транзиторный катар кишечника. Знание пограничных состояний новорожденного ребенка позволяет врачу педиатру и врачу общей практики, не имея специальной неонатологической подготовки, правильно ориентироваться в состоянии пациента. Схемы эпикризов на больного ребенка и здорового ребенка от 1 года до 17 лет позволяют использовать их как клише в амбулаторной практике. Схемы составлены в соответствии с методикой обследования амбулаторного пациента, содержат разделы скрининг-обследования (физиометрия и психометрия), реализации факторов риска, объективного статуса, характеристики психоэмоционального состояния. Имеется форма написания заключения с указанием оценки физического развития, группы нервно-психического развития, клинического диагноза и определения группы здоровья. Заканчивается эпикриз назначениями по возрастному режиму, питанию, физическому воспитанию и педагогическому воздействию.

В пособие включены критерии диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста, разработанные на кафедре физиологии развития и воспитания детей раннего возраста (ЦОЛИУВ), оценка нервно-психического развития детей 4-6 лет и модифицированная Денверская шкала развития детей 1 года жизни, методология оценки группы нервно-психического развития детей 1-3 года жизни. Дана схема комплексной оценки здоровья, которая применяется в педиатрической практике, приведены критерии здоровья, характеристика групп здоровья и стратегия мероприятий в зависимости от установленной группы здоровья.

Завершают приложение центильные таблицы по оценке физического развития детей в возрасте до 17 лет. Учитывая особенности оценки физического развития новорожденных, включены центильные таблицы для новорожденных и недоношенных детей с учетом гестационного возраста. Для объективной оценки функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой системы представлены центильные таблицы величин частоты дыхания, пульса и артериального давления. В перечне литературы указаны основные источники, располагающие информацией по проблеме непосредственного обследования больного и здорового ребенка.

Учебное пособие рассчитано на врачей общей практики и участковых педиатров и может быть рекомендовано для системы послевузовского профессионального образования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: