Несоблюдение приема препарата детьми

Фармакотерапия. Лекарственные средства, применяемые для лечения речевых расстройств

В комплексной реабилитации детей и подростков с речевыми расстройствами, кроме логотерапевтических, педагогических и психологических коррекционных мероприятий, значительную роль играет медикаментозная терапия, используемая на всех этапах. Она должна быть патогенетически обоснованной, дифференцированной в каждом конкретном случае, строго индивидуальной для больного.
К патогенетическим медикаментозным средствам относятся препараты, воздействующие прежде всего на резидуально-церебральную симптоматику.
Для восстановительного лечения используются следующие группы лекарственных препаратов:

1) дегидратационные;
2) нейрометаболические церебропротекторы;
3) рассасывающие средства;
4) ангиопротекторы;
5) витаминные средства и их аналоги;
6) противосудорожные препараты;
7) средства, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции;
8) гепатопротекторы.

1. Дегидратационные средства занимают важное место в реабилитационной терапии. Они способствуют снижению гипоксии нервных клеток, улучшают показатели ликвородинамики и снимают симптомы, связанные с ее нарушением. С этой целью применяются:
50%-ный раствор глицерола в сочетании с калийсберегающими диуретиками (триампур, верошпирон), 10–25%-ный раствор сульфата магнезии (перорально или внутримышечно).

Дегидратация проводится в течение 1–2 недель в максимальных дозах, а затем на протяжении 4–5 недель – уменьшенных в два раза.

2. Нейрометаболическое действие церебропротекторов связывают со способностью продуцировать энергию в нервных клетках, защищать мозг от воздействия гипоксии, положительно влиять на интегративные функции мозга. Сущность биологических механизмов нейрометаболических церебропротекторов: церебролизина, ноотропила, аминолона, энцефабола, когитума, пантогама, глицина, актовегина, фосфобиона и др., – определяет особенности клинического применения для восстановления высших корковых функций, уменьшения интеллектуально-мнестических и астенических расстройств, нормализации вегетативных функций, неврологического статуса. К ценным качествам препаратов этой группы следует отнести их стимулирующее действие в психоэмоциональной сфере ребенка, антиастенический эффект и, в ряде случаев, мягкое гипертимное воздействие.

Церебролизин, ноотропил, энцефабол, когитум целесообразно назначать в тех случаях, когда на электроэнцефалографии (ЭЭГ) не регистрируется пароксизмальная активность и снижение порога судорожной готовности .

Широко используемые в практике врачей энцефабол, когитум и аминолон у детей и подростков с речевыми расстройствами вызывают нарастание психомоторного возбуждения, нарушения сна, раздражительность, вышеописанные изменения на ЭЭГ, что требует крайней осторожности в их применении.
Терапию церебролизином, энцефаболом желательно проводить под прикрытием фенобарбитала. Согласно общепринятому мнению, не рекомендуется использовать препараты нейростимулирующего действия в летний период.

Эффективна следующая тактика назначения церебропротекторов: наращивание дозы в течение 6–8 дней; прием максимальной терапевтической дозы на протяжении 60–75 дней и постепенное снижение дозы до отмены препарата в течение 6–8 дней.
Церебролизин вводится по 1–3 мл внутримышечно по 30–40 инъекций, в зависимости от возраста ребенка.
Ноотропил назначается детям до 4–5 лет в виде сиропа, а старше 5–6 лет – в капсулах. Расчет доз ноотропила: до 3 лет – 0,4–0,8 г/сутки; от 3 до 5 лет – 0,6–1,2 г/сутки; детям старше 6 лет – 1,2–2,0 г/сутки.

Применение церебролизина и ноотропила рекомендуется сочетать с внутримышечным введением через день витаминов В6 и В12, способствующих улучшению нейрометаболических процессов. Витамины В6 и В12 вводятся в возрастной суточной дозе 1 раз в день, курс состоит из 20 инъекций.

Терапия пантогамом, проводимая по методике О.И. Масловой, обеспечивает его максимальную эффективность: наращивание дозы в течение 7–12 дней, прием максимальной дозы на протяжении 60–90 дней и постепенное снижение до отмены препарата в течение 7–12 дней. Детям первого года жизни рекомендуется назначать 0,5–1,0 г/ сутки, 2–3 лет – 1,5–2,0 г/сутки и более старшего возраста – до 2,5–3,0 г/сутки (в период приема максимальной дозы).

Эффективность применения пантогама повышается при комбинированном использовании его с глицином. Однако у детей до 4 лет назначение глицина не оправдано, так как сублингвальный метод введения препарата в этом возрасте невозможен. Расчет возрастной дозы глицина: 4–5 лет – до 0,3–0,4 г/сутки; 6–8 лет – до 0,5 г/сутки и старше 8 лет – до 0,7 г/сутки. Продолжительность курса – 3–4 месяца. Необходимо отметить, что длительный прием пантогама в течение одного года не оказывает отрицательного действия на соматический статус и не вызывает обострения гастроэнтерологических проблем.

Актовегин, улучшающий течение энергетически зависимых процессов в организме, повышающий снабжение тканей кислородом и глюкозой, стимулирующий активность ферментов, демонстрирует хороший терапевтический эффект у детей и подростков с речевыми расстройствами. Препарат вводится внутримышечно: детям от 3 до 5 лет– по 2,5 мл, старше 5 лет – по 5,0 мл. Курс состоит из 10–15 инъекций.

В комбинированной терапии речевых нарушений вместе с церебропротекторами оправдано применение фосфобиона (натрия аденозинтрифосфата – АТФ), который участвует в метаболических процессах, протекающих с повышенной затратой энергии, обеспечивая ее дополнительную выработку, способствуя также нормализации состояния поперечно-полосатых, гладких мышц и сосудистых стенок. Курс состоит из 20 внутримышечных инъекций по 1 мл 1%-ного раствора.

Читайте также:
Гиперплазия эндометрия - что это такое и как лечить?

С учетом ноотропного и мягкого психостимулирующего действия вышеперечисленных препаратов (кроме глицина), их прием распределяется в утренние и дневные часы.

Описанная тактика фармакотерапии, направленная на стимуляцию нейрометаболических процессов, не приводит к появлению побочных реакций: судорожных приступов, пароксизмальной активности на ЭЭГ, развития синдрома психомоторной расторможенности.

3. С целью уменьшения разрастания рубцовой фиброзной ткани, замуровывающей нервные клетки и волокна используются рассасывающие средства. В практике широко применяются лидаза и раствор экстракта листьев алоэ, содержащие биогенные амины, которые увеличивают проницаемость тканей, облегчают движение жидкостей в межтканевых пространствах и обладают мягким противовоспалительным и рассасывающим действием. Эффективен электрофорез с этими средствами на воротниковую зону– от 10 до 15 сеансов.

4. Изучение функционально-динамического состояния церебральной гемодинамики выявило снижение скорости локального мозгового кровотока. Любые незначительные нарушения церебрального кровообращения моментально отражаются на функциях мозга. Имеется постоянная зависимость между церебральной гемодинамикой, функционированием и метаболизмом мозга. Выраженность сосудистых церебральных нарушений обосновывает применение на данное звено патогенеза препаратов из группы ангиопротекторов, обладающих тропизмом к метаболическим сдвигам в сосудистой стенке. Они обладают вазорегулирующим действием на мозговое кровообращение, способствуют адаптации его к текущим метаболическим потребностям; в целом повышают общую активность мозга и усиливают снабжение нейронов кислородом. В лечебной практике эта группа представлена такими препаратами, как стугерон, никошпан, кавинтон, винпоцетпин, агапурин, тпренпгал, венорутпон, зекузон, сермион, оксибрал, вазобрал.

Дозы рассчитывают в зависимости от возраста ребенка, продолжительность лечения составляет 45–60 дней.
Препараты никотиновой кислоты (никошпан, тпеоникол, ксантпинол-никотпинапг) вызывают выраженные побочные реакции, плохо переносятся детьми, что ограничивает их применение в детской практике.

5. Отмечена высокая эффективность применения витаминов и их аналогов: пиридоксина гидрохлорид – витамин В6, кальция пангамат – В15, ретинола ацетат – А, токоферола ацетат – Е, фолиевая кислота – Вс, липоевая кислота (по биохимическим свойствам близкая к витаминам группы В), аскорбиновая кислота – С. Они принимают участие в регулировании углеводного и липидного обмена, оказывают липотропное действие, участвуют в синтезе аминокислот, что способствует нормализации нейромета-болических процессов в тканях мозга.
Назначение витамина В6 и фолиевой кислоты пациентам с повышенной пароксизмальной активностью на ЭЭГ способствует снижению этой тенденции.
Высоким нейрометаболическим действием обладает предлагаемая нами витамино-аминокислотная смесь с микроэлементами, состоящая из:
витамина В6,
дибазола,
фолиевой кислоты,
витамина В12,
метионина,
фитина,
глюконата кальция.
Дозы рассчитывают соответственно возрасту, продолжительность курса – 45–60 дней. Прием лучше распределить на утренние и дневные часы.

6. Анализ результатов электроэнцефалографии у детей с речевыми расстройствами показал наличие признаков органической недостаточности и аномалии биоэлектрической активности (БЭА) головного мозга, недостаточную сформированность корковой ритмики. Диффузные корковые нарушения встречаются в 3–3,5 раза чаще, чем на ЭЭГ здоровых детей. Характерна высокая распространенность нарушений основного вида активности – альфа-ритма, выражающихся в достоверно низком индексе и частоте, по сравнению со здоровыми сверстниками. Отмечается преобладание генерализованных медленных волн тета- и дельта-диапазона, патологической пароксизмальной активности, преимущественно локализованной в верхне- и нижнестволовых структурах, а также диэнцефальных областях.
Нарушения БЭА стволовой локализации наблюдаются наиболее часто (60% случаев) и носят характер либо билатеральных дельта-волн, часто пароксизмального типа, либо грубой дизритмии с усилением общей амплитуды, появлением полиморфных медленных волн. Типичны изменения БЭА по общемозговому типу, а также замедленность восстановления картины ЭЭГ, нарушения гипервентиляции (ГВ). Наиболее характерная форма патологической стволовой реакции в виде легко возникающих билатеральных медленных волн при ГВ с недостаточным и замедленным восстановлением после нагрузки (больше, чем через 5 минут) указывает на функциональную слабость неспецифических систем мозга, которая, по-видимому, обусловлена их незрелостью или резидуальным поражением .
Величина средней мощности БЭА в левом полушарии достоверно снижена по сравнению с нормой. Как показывает электроэнцефалографическое исследование, детей с речевыми нарушениями отличает от здоровых сверстников большая выраженность межполушарной асимметрии и десинхронизация БЭА, что указывает на преобладание дисфункции мезэнцефального уровня ствола головного мозга. Описанные феномены подтверждены многими авторами [8, 11, 18 и др.]. Наличие выраженной пароксизмальной активности и снижение порога судорожной готовности в сочетании с судорожными проявлениями или их эквивалентами, кроме лечения, направленного на улучшение нейрометаболических процессов в тканях мозга, требует включать в комплексную терапию антиконвульсанты:

фенобарбитал в смеси с кофеин-бензоатом натрия,
папаверином и глюконатом кальция;
нитразепам (радедорм, берлидорм);
суксилеп;
препараты вальпроата натрия (депакин, депакин-хроно, конвулекс, энкорат);
финлепсин;
ламиктал.
Выбор противосудорожного препарата зависит от характера изменений на ЭЭГ и клинической картины.
Расчет доз проводится согласно стандартным рекомендациям. Длительность курса лечения определяется состоянием ребенка, показаниями данных ЭЭГ. Не допускаются перерывы в лечении этими средствами. Эффективность терапии антиконвульсантами должна контролироваться динамикой показателей ЭЭГ, отменяют их по стандартным правилам. В среднем курс лечения продолжается от 2 до 4 лет.

Читайте также:
Что лечит гастроэнтеролог и когда к нему обращаться? Где принимает

7. Дети с задержкой темпов речевого и психического развития, алалией и нарушением школьных навыков нередко находятся дома, в дошкольных учреждениях и школе в хронической или субхронической психотравмирующей обстановке. У них снижены когнитивные способности и мотивация познавательной деятельности, отмечаются преобладание игровых интересов и пассивное восприятие информации, выражены повышенная истощаемость нервной системы и рассеянность внимания, расторможенность влечений, упорство при удовлетворении желаний, аффективные расстройства по возбудимому, эйфоричному, депрессивному или дисфоричному типу, характерны стойкость и сила аффекта, агрессивность, внушаемость.

Пациенты окружены всеобщим неодобрением, их постоянно ругают и считают лентяями. В результате у них развиваются эмоциональные нарушения, в основном по тревожно-фобическому или тревожно-депрессивному типу и изменения поведения с тяжелыми реакциями протеста и негативизма (девиантное поведение), формируются психопатоподобные проявления. Это нередко приводит к совершению ими противоправных и асоциальных и подчас суицидальных поступков.
Фармакотерапевтическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств проводится мягкими нейролептиками, такими как сонапакс, терален; или более жесткими – этаперазин, галоперидол, неулептил, пропазин.

Выбор медикаментозного средства связан с учетом его общего и элективного действия, обращенного к дифференцированно оцененным особенностям состояния пациента. Использование элективных возможностей каждого препарата из этой группы создает возможности для выбора индивидуальной терапии. При назначении психотропных средств следует учитывать не только их психофармакологическую терапевтическую активность, но и возможность побочных реакций. В связи с этим на всех этапах применения данной группы препаратов необходимы динамичность, учет всего комплекса лечебных воздействий и строго индивидуальный подход.
При расчете доз следует иметь в виду, что данные средства в минимальных возрастных дозировках обладают достаточно быстрым и глубоким лечебным воздействием на детей, способствуя редукции эмоционально-поведенческих и психопатоподобных проявлений. Отмечено, что использование доз ниже стандартно-возрастных приводит к восстановлению у детей и подростков общего психического тонуса, повышению фона настроения. Сочетание этой группы психотропных препаратов с нейрометаболическими церебропротекторами усиливает психостимулирующий эффект, не вызывая перевозбуждения. Продолжительность курса лечения – 45–60 дней, в исключительных случаях продлевается до 90 дней.

Использование транквилизаторов у детей и подростков с вышеописанными нарушениями не оправдывает себя, т.к. они усиливают эмоционально-поведенческие расстройства, снижают фон настроения.

Антидепрессанты (пиразидол, азафен, амитриптпилин, людиомил) имеют ограниченное применение: в основном для детей старше 10 лет. Расчет доз – стандартный. Прием распределяется в общепринятое время: утренние и дневные часы. Продолжительность курса – 45–60 дней.
Так как дети и подростки с речевыми расстройствами зависимы от средовых факторов, коррекционные мероприятия должны включать все виды психотерапии гуманистической ориентации: личностно-ориентированная терапия, гештальт-терапия, игровая, арт-терапия, психодрама; групповая и семейная психотерапия.
Обязательное условие успешного лечения – поддержка семьи, которая обеспечивается взаимодействием врача и родителей. Важным моментом является понимание и принятие родителями проблем ребенка как объективно существующих и имеющих психологическую основу, сформулированную нами в программе «Особые дети – особое общение» (ОД – ОО)*.

* См.: Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Двадцать одна ситуация из практики детского психиатра и психотерапевта. – М.: Книголюб, 2004.

Нужен логопед для взрослых? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Несоблюдение приема препарата детьми

 Изображение по теме: «Ответственность пациента и врача за процесс лечения»

С 2007 года по решению Европарламента 18 апреля ежегодно проходит день защиты прав пациента. Данный день возник из-за необходимости повысить степень осведомленности и информированности пациентов об их правах в процессе получения медицинской помощи. Знание пациентами своих прав увеличивает активность их участия в процессе лечения, делая их партнерами врача, что значительно увеличивает качество и бережность оказания медицинской помощи.

В действительности за процесс лечения пациент несет такую же ответственность (а иногда больше) как и врач. Именно он осознает потребность в получении медицинской помощи, он выбирает, обратиться ли к врачу или заняться самолечением, пациент делает выбор – соблюдать ли назначенное лечение или нет. Во многом ответственность за сохранение здоровья лежит на человеке, обратившимся за медицинской помощью, поэтому от степени его информированности в собственных правах, от его активности и заинтересованности в процессе лечения зависит и его результат.

Читайте также:
Без рубрики

Но всегда ли пациент и врач имеют равную активность? Рассмотрим две основные существующие модели отношений врача и пациента в зависимости от степени распределения ответственности между ними.
Первая модель взаимоотношений врача и пациента – «Директивный врач» и «Подчиняющийся пациент». В этой модели главным участником, обладающим достаточными научными знаниями для оказания качественной медицинской помощи, определенно, является врач. Такая модель популярна, потому что врачу испокон веков приписывается главенствующая позиция. В древности она достигала степени поклонения высшей силе. Такая позиция очень удобна и, действительно, может повышать эффективность работы врача и пациента в том случае, когда компетентный врач точно уверен в назначенном плане лечения. Она сокращает время на получение медицинской услуги за счет безоговорочного выполнения всех предписаний. Минусы данного типа взаимодействия в том, что у пациента формируется пассивная позиция.

При таком распределении ролей вся ответственность за результат лежит на специалисте. Пациент в этом случае – пассивный объект получения медицинской помощи, не включающийся в процесс, а лишь получающий услугу. Опасность для пациента здесь заключается в том, что степень ориентированности в проблеме у него низкая, что не дает ему возможность анализировать информацию о лечении, принимать собственное решение и делать выбор исходя из анализа своего состояния и собственных потребностей. Таким образом пациент с пассивной позицией в лечении не осознает необходимости личных действий по повышению качества жизни и здоровья, всецело полагаясь на врача. Это может приводить к снижению эффективности лечения, так как врач не получает обратную связь от пациента, на которую должен ориентироваться.

Вторая модель взаимодействия врача и пациента – «Равноправные партнеры». При такой модели ответственность за процесс лечения распределяется между врачом и пациентом поровну. Оба находятся в активной позиции и несут ответственность за собственные решения и выбор. Врач ориентирует пациента в ситуации: информирует о состоянии и его причинах, оповещает о возможных исходах и способах лечения, предлагает набор существующих альтернатив. Пациент несет ответственность за выбор одного из предложенных врачом варианта лечения, за проявление активного интереса о состоянии своего здоровья и особенностях заболевания, за соблюдение правил выбранного лечения.

В данной модели пациент такой же активный участник процесса, он знает, на что он имеет право при получении медицинских услуг, знает зону своей ответственности за результат лечения. В данном типе взаимоотношений трудностью является то, что врачу потребуется уделить больше времени на процесс общения с пациентом о его состоянии, особенностях и механизмах протекания болезни, существующих методах лечения и т.п. Плюсы данной модели заключаются в гуманном и уважительном отношении к пациенту как к свободной, активной и ответственной личности, имеющей право на получение и выбор медицинской услуги и влияющей на ее результат.

Ведь именно от пациента зависит, будет ли он в конечном итоге соблюдать все предписания, назначенные врачом.
В современном мире, полном различной многоуровневой и противоречивой информации, очень сложно оставаться пассивным наблюдателем. Активный подход к собственной жизни и здоровью означает принятие ответственности за себя и свою жизнь в противовес поиску причин происходящих с нами событий в окружающих людях и обстоятельствах.

Активный выбор повышает степень удовлетворенности жизнью, так как он исходит из ценностей личности, ее потребностей и интересов. Здоровье каждого – это его заслуга, а активная позиция пациента по отношению к своему заболеванию – это залог успешного лечения.

Дети и лекарства

Дети и лекарства

Ребенок – это не маленький взрослый, а совершенно другой организм со своими особенностями. У детей и взрослых заболевания протекают по-разному. Наверняка вы замечали, как при ОРВИ взрослый человек теряет аппетит и активность, а дети продолжают играть, несмотря на высокую температуру. Работа органов и обмен веществ имеют возрастные отличия, поэтому лечение детей – это отдельный раздел медицины, педиатрия. В применении лекарств у детей много особенностей, которые нужно учитывать, чтобы не навредить ребенку и получить максимум пользы.

Как действуют лекарства на детей?

У детей существуют особенности, которые влияют на эффект лекарств.

Детский желудок и кишечник работают непредсказуемо, следовательно, время прохождения пищи по кишечнику трудно предугадать. Если перистальтика ослаблена, то всасывание лекарственных средств в тонком кишечнике усиливается, и стандартная доза может оказаться токсичной.

Система ферментов печени, которая участвует в превращении веществ, у детей недоразвита и созревает постепенно по мере взросления. С этим связана несовершенная утилизации веществ: они медленно разрушаются, долго циркулируют в организме и способны вызвать отравление. С другой стороны, некоторые промежуточные вещества из лекарств у детей вообще не образуются: есть средства, например парацетамол, которые для детей безопаснее, чем для взрослых.

Читайте также:
Окклюзия почечных артерий: симптомы, диагноз и лечение окклюзии почечных артерий

У детей вода составляет 70-75% массы тела, в то время как у взрослых этот показатель равен лишь 50-60%. Это влияет на распределение лекарств в организме и трудности их выведения при отравлении.

У детей меньше белка, чем у взрослых, поэтому меньшая часть лекарства связывается с белками крови, большая часть остается свободной, фармакологически активной. Это еще один фактор, по причине которого нельзя взрослые дозы механически переносить на детей, лишь уменьшив их в соответствии с возрастом или весом.

У детей не полностью сформирован гематоэнцефалический барьер, который защищает головной мозг от проникновения чужеродных химических веществ. Поэтому малыши более чувствительны к средствам, способным вызывать неблагоприятные реакции со стороны нервной системы.

Как подобрать дозу лекарства для ребенка

Для взрослых и детей используются одни и те же лекарственные средства, но у детей их дозировка должна быть более точной. Маленький организм находится в непрерывном процессе индивидуального скачкообразного роста. Дети одинакового возраста могут значительно отличаться ростом и массой тела. Поэтому доза подбирается на каждый килограмм веса.

В большинстве инструкций к лекарственным препаратам приведены специальные таблицы режима дозирования для детей, где указано количество лекарства по возрасту и весу либо единая доза на один кг веса ребенка. Всегда обращайте внимание на количество лекарства, предназначенное для разового и суточного применения. Разовая доза обозначает количество лекарства на один прием. Суточная – это общее количество лекарственного средства, которое нужно дать ребенку в течение 24 часов. Для получения результата важно соблюдать не только точную дозу, но и частоту применения. Она всегда указывается в инструкции либо рецепте. Оптимально давать лекарство в одно и то же время, через равные промежутки, чтобы избежать и передозировки, и снижения эффекта. Если лекарство применяется по потребности – для снижения температуры или боли, – его нельзя применять чаще, чем указано в инструкции.

Лекарственные формы для детей

Большинство препаратов существует в специальных лекарственных формах для детей. Отличие детских форм от взрослых не только в количестве действующего вещества, но и в способе доставки, обеспечивающем максимально удобное применение. Для лечения детей чаще используются сиропы, суспензии, растворы для приема внутрь, которые дозируют с помощью мерных ложек или мерных шприцев. Часть суспензий требует самостоятельного разведения, то есть дополнения воды во флакон с порошком. В случаях с суспензиями и сиропами нужно внимательно проверять дозы. Как правило, они указаны в количестве миллиграммов в одном миллилитре.

Лекарства в свечах для введения в прямую кишку также требуют осторожности в применении. Правильное введение свечи – вперед и по направлению к пупку – позволяет избежать повреждения хрупкой слизистой оболочки детского кишечника.

Применение местных средств у детей

У детей, особенно в возрасте до 1 года, проникновение (всасывание) веществ с поверхности кожи и слизистых оболочек в кровь происходит намного активнее, чем у взрослых. Поэтому при использовании препаратов местного действия не исключено неблагоприятное влияние на весь организм в целом. Лекарства местного действия требуют такого же тщательного соблюдения дозировки и частоты применения, как и препараты для приема внутрь.

Для накожных средств доза препарата соответствует длине крема или мази, которые выдавливаются из тюбика. При нанесении мазей и кремов не накрывайте их пленкой и не накладывайте повязку – парниковый эффект увеличит попадание вещества для местного применения в кровь. Если используете растворы для полоскания горла или носа, выбирайте концентрацию в соответствии с возрастом.

Осторожнее с детским носом!

Многие родители часто используют детские капли и спреи для носа. В период роста зубов или ОРВИ активно промывают полость носа специальными солевыми растворами. Наряду с благоприятным действием такой путь введения таит скрытую опасность. У детей первых месяцев жизни слуховая труба, которая соединяет нос и ухо, шире и короче, чем у взрослых, а значит микробы могут легко проникнуть из дыхательных путей в ухо. Чтобы избежать таких осложнений во время применения местных растворов, нужно строго соблюдать инструкцию по технике использования.

Читайте также:
Синегнойная палочка – пути заражения, симптомы и методы лечения

Жирорастворимые лекарства

Лекарства бывают растворимыми в воде либо в жировой основе. Для жирорастворимых веществ важно достаточное выделение желчи для усвоения. У малышей, особенно в период новорожденности, желчи может выделяться недостаточно, и жирорастворимые средства не дадут ожидаемого эффекта. Самый распространенный пример – жирорастворимый витамин D, который в соответствии с национальной программой профилактики недостаточности витамина D, показан детям c рождения. В случаях возрастной незрелости желчного обмена педиатры выбирают водорастворимые формы.

Ребенку получить тяжелое отравление лекарством гораздо проще, чем взрослому. Это связано с несовершенством системы детоксикации, с более медленной работой почек, глубиной проникновения лекарства в ткани. Вывести лекарство из организма и спасти ребенка сложнее, чем то же самое проделать со взрослым. Поэтому все домашние аптечки должны храниться в недоступном для детей месте, оптимально – еще и под замком. Нельзя давать малышу даже безобидные, на ваш взгляд, таблетки для игр. Эти правила в полной мере относятся к ярким и вкусным витаминным комплексам, которые малыш может принять за конфеты.

Для защиты от пытливого детского ума созданы специальные упаковки. Самые распространенные – с необходимостью нажатия на крышку перед открытием. Созданием таких упаковок занимаются организации, которые имеют в качестве группы тестирования отряд детей. Но как показывают результаты апробации вариантов защитных упаковок, маленькие исследователи вскрывают многие специальные системы защиты за несколько минут, поэтому абсолютно безопасным нельзя признать ни один вид упаковки. Если ребенок все же съел или выпил какое-либо лекарство без вашего ведома, нужно незамедлительно вызвать скорую помощь, даже если на данный момент никаких признаков отравления нет.

Если вашему ребенку назначены лекарства, задавайте уточняющие вопросы педиатру или фармацевту до тех пор, пока не будете абсолютно уверены в том, что знаете, как правильно давать препарат.

Права ребенка и родителей в сфере охраны здоровья

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Статья 18.Право на охрану здоровья

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

Читайте также:
Расстройство пищеварения у детей и взрослых - симптомы, лечение

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Статья 21.Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Читайте также:
Бронхит у взрослых - симптомы, лечение, рекомендации

3. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации..

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

3. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Статья 51, часть 3

закрепляет право одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также:
Почечный канальцевый ацидоз: симптомы, признаки, диагноз и лечение почечного канальцевого ацидоза

Право на льготное лекарственное обеспечение

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.08.2004 № 122-ФЗ) дети-инвалиды имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 2782-р.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 (с изменениями) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» право на бесплатное лекарственное обеспечение имеют дети первых трех лет жизни, дети из многодетных семей в возрасте до шести лет, а также дети, страдающие рядом заболеваний (бронхиальная астма, диабет, детский церебральный паралич, онкологические и гематологические заболевания, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, фенилкетонурия, ревматизм и ревматоидный артрит, психические заболевания и другие).

Права родителей больного ребенка

Право родителей быть вместе с больным ребенком в стационаре

Право быть вместе с ребенком (до 18 лет) в стационаре является безусловным. Лицом, находящимся с ребенком, может быть любой родственник — мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и или другой законный представитель. Спальное место в стационаре и питание этому лицу предоставляется бесплатно, если ребенку меньше 4-х лет, а, если старше, то в зависимости от медицинских показаний.

Право родителей на информацию

Имеете право знать полную информацию о состоянии своего ребенка со всеми диагнозами и анализами, причем на доступном для вас языке. Забавно, но и о наших правах врач тоже должен рассказывать.

Право родителей на знакомство с документами

Имеете право знакомиться с оригиналами истории болезни и анализами, а также по письменному заявлению получить копии этих документов.

Право родителей на информированное согласие

Врач должен получить ваше согласие при проведении медицинских вмешательств, причем он должен рассказать не только о плюсах, но и о всех побочных эффектах, связанных с этим вмешательством.

Право родителей на отказ от медицинского вмешательства

Право родителей на выбор врача

Не совсем понимаю, как это право может быть реализовано в стационаре, но вот то, что можно пригласить своего врача не из больницы для осмотра пациента и консультации, это точно, нам предлагали неоднократно.

Можно ли назначать нейролептики детям ?

К сожалению, я часто замечаю что количество прописанных психиатрами нейролептиков не по назначению растет, особенно среди детей, получающих государственную помощь в психоневрологических диспансерах и психиатрических больницах. Однако, стоит напомнить любителям нейролептиков , что психотические расстройства ( психозы типа шизофрении ) обычно возникают во взрослом возрасте и затрагивают лишь небольшую часть детей и подростков. Однако нейролептики , отпускаемые не по прямому назначению, чаще всего направлены на агрессивное и разрушительное поведение, связанное с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Что действительно беспокоит сейчас, так это то, что многие из этих предписаний нейролептиков происходят на фоне появляющихся доказательств того, что существуют серьезные побочные эффекты, которые могут быть гораздо более выражены у детей , чем у взрослых , принимающих нейролептики.

Догнать и перегнать Америку

Мы все же отстаем от Америки в деле лечения детей нейролептиками , у нас разрешен для детей и подростков практически один нейролептик – рисперидон , а США уже пять . Действительно, FDA одобрило пять лекарств – рисперидон, арипипразол, оланзапин, кветиапин и палиперидон – для лечения подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Замечу , что бюрократия есть во всех странах и для того, чтобы разрешить использования того или иного препарата пройдет не один год , в то время как доказательная медицина уже ушла далеко вперед , например, агомелатин судя по научным публикациям можно назначать детям , но не разрешено протоколами и стандартами утвержденными Министерством Здравоохранения. Напрашивается простой вывод, : а , что если нам вообще забыть про нейролептики и попробовать лечить психически больных детей препаратами других классов , например , блокаторами NMDA рецепторов , типа ремантадина или амантадина, конечно, если есть показания ( напряженность , возбудение и пр.) , благо эти лекарства Минздрав разрешил давать летям болеющим гриппом А.

Надо ли лечить аутизм нейролептиками?

FDA одобрило рисперидон и арипипразол для лечения “поведенческих проблем, связанных с расстройством аутистического спектра” у детей в возрасте от пяти до шести лет ( в нашей стране еще нет разрещения назначать арипипразол детям , поэтому ни один психиатр , особенно, в государственной системе здравоохранения , не назначит вашему ребенку арипипразол , у которого гораздо меньше побочных эффектов , чем у рисперидона . Спрашивается , что наши дете, чем-то хуже американских детей? Было обнаружено, что оба препарата уменьшают раздражительность, агрессию, членовредительство, истерики и перепады настроения у детей с аутизмом. В одном из крупнейших на сегодняшний день исследований рисперидон уменьшал поведенческие симптомы и уменьшал жесткие интересы и повторяющееся поведение, типичное для аутизма, но не влиял в отличие от арипипипразола на социальные и коммуникативные дефициты, то есть одни из основных симптомов аутизма.

Читайте также:
Берут ли в армию с плоскостопием? Кому положено освобождение?

Нейролептики не назначают при СДВГ и агрессивном поведении детей

Врачи часто назначают антипсихотики детям и подросткам с расстройством поведения, оппозиционно-вызывающим расстройством или СДВГ, даже если эти препараты не одобрены для лечения этих состояний. В обзоре восьми рандомизированных контролируемых испытаний, проведенных в 2012–2008 годах, исследователи пришли к выводу, что современные нейролептика несколько снижают агрессивные тенденции у детей с расстройствами разрушительного поведения, но их эффекты были лишь незначительными. Обзор использования этих нейролептиков не по назначению показал, что доказательства, подтверждающие их эффективность у детей, у которых только диагностирован СДВГ, были «низкими или очень низкими».

Кому это нужно?

С 2002 по 2009 год количество рецептов на атипичные нейролептики увеличилось на 65 % – с 2,9 миллиона до примерно 4,8 миллиона. Согласно исследованию 2012 года, опубликованному в JAMA Psychiatry , ошеломляющие 90 % этих рецептов не соответствуют назначению. На СДВГ и деструктивные поведенческие расстройства приходится около 38 % всех неролептиков у детей и подростков.

Побочные эффекты новых нейролептиков

Современные нейролептики , назвали «атипичными», чтобы отличить их от антипсихотических препаратов первого поколения( классические нейролептики, типа галоперидола и аминазина ). Изначально новые нейролептики позиционировались как более безопасная альтернатива их предшественникам. Однако, сейчас стало ясно, что атипичные антипсихотики связаны с множеством серьезных побочных эффектов, таких как увеличение веса, диабет, высокий уровень холестерина и сердечно-сосудистые заболевания. В исследовании 116 детей с ранним началом шизофрении, принимавшие рисперидон, набрали в среднем 2 кг. после приема лекарства в течение восьми недель, тогда как дети, принимавшие оланзапин, поправились в среднем на 3 кг , что побудило комиссию по обзору безопасности прекратить прием оланзапина раньше времени . У детей, принимающих новые нейролептики , также в три раза больше шансов заболеть диабетом 2 типа, чем у детей, не принимающих эти лекарства. Кроме того, оба класса нейролептиков сопутствует риск поздней дискинезии – неврологического расстройства, приводящего к непроизвольным движениям мышц лица. Исследование 2008 года показало, что это неврологическое заболевание встречается примерно у 4% пациентов, принимающих атипичные нейролептики, по сравнению с 5,5 % – классические нейроледептики.

Ребенок не хочет идти на прием или отказывается от госпитализации. Что делать?

Специалисты Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается идти на консультацию к врачу-психиатру. Что делать?

К сожалению, готового решения данной проблемы нет.

Тем не менее, при максимально достоверной информации об обследованиях, вариантах лечения, условиях пребывания в стационаре в большинстве случаев удаётся снизить тревогу у детей и их родителей. Отрицательные эмоции, также как и уверенность, спокойствие родителя всегда чувствуются ребёнком. В основе сомнений и беспокойства чаще всего лежит страх – “это только навредит, я совершаю ошибку”. Возникают опасения: “нет будущего из-за учёта в ПНД, будет зависимость от лекарств, ребёнок превратиться в “овоща”, навсегда взаимоотношения будут испорчены”. Подобное отношение связано с недостатком объективной информации, поэтому разберём наиболее часто встречающиеся опасения.

1.”Учёт” в психоневрологическом диспансере по месту жительства. В момент выписки ребенка из стационара законные представители ребенка (родители, опекуны) пишут заявление о согласии или отказ на передачу сведений о ребенке врачу-психиатру по месту жительства т.е. в филиал психиатрической больницы для взрослых – ранее назывались психоневрологические диспансеры (ПНД). В случае согласия на передачу сведений после выписки из стационара документы (выписка из истории болезни) почтой отправляется в филиал (ранее ПНД) по месту жительства. Эта мера существует только для того, чтобы дети, нуждающиеся в медицинской помощи и социальной поддержке, смогли получить её в кратчайшие сроки благодаря территориальной близости детской поликлиники или диспансера (в разных районах г. Москвы участковый врач-психиатр принимает на территории детской поликлинике или диспансера).

Читайте также:
Понос у взрослого - причины, лечение, профилактика

Кстати, понятие “учет” было выведено в 1992 году из законодательной базы РФ. В зависимости от состояния душевного здоровья ребенка наблюдение в диспансере проводится в двух разных режимах:

  • Консультативная помощь. Такой вид помощи не накладывает каких-либо социальных ограничений. При получении справки для обучения, работы, оформления водительского удостоверения и в иных требуемых случаях отметка об “учёте” не ставится.
  • Диспансерное наблюдение. Может накладывать некоторые ограничения (например, ношение оружия, вождение автотранспорта, поступление в некоторые ВУЗы и на дипломатическую службу, другое) в зависимости от актуального состояния пациента. Эти ограничения определяются и могут пересматриваться после осмотра пациента комиссией врачей. Диспансерное наблюдение назначается при хронических, рецидивирующих душевных заболеваниях, сопровождающихся риском для жизни и инвалидизацией.

Еще раз обратим Ваше внимание, что по заявлению законных представителей или подростка от 15-ти лет сведения в диспансер по месту жительства могут не передаваться.

2. “Зависимость от лекарств”. Зависимость от лекарств может возникать в тех случаях, когда лекарства вызывают эйфорию, чрезмерную радость, а отмена их сопровождается выраженной тягой к возобновлению приёма. В нашем Центре используются следующие группы препаратов: ноотропы, нейролептики, антидепрессанты, нормотимики и противотревожные средства. Ни один из вышеуказанных классов препаратов не вызывает зависимости в описанном выше смысле.

Применение препарата чаще всего хорошо переносится ребёнком, эффект развивается постепенно и усиливается проводимыми одновременно реабилитационными мероприятиями.

Медикаментозная терапия – временная мера, чтобы помочь детской психике справится с проблемой “здесь и сейчас”, вывести адаптационные возможности на требуемый уровень.

К примеру, необходимое время для лечения депрессии в среднем занимает от 4 до 6 месяцев. Лечение расстройств шизофренического спектра в зависимости от формы болезни и типа течения может составлять от нескольких месяцев до пожизненного использования лекарств. Время от времени препараты отменяются, и врач наблюдает, может ли организм ребенок справиться без лекарств или по-прежнему нужна поддерживающая терапия.

3. “Превращение ребёнка в овоща”. Чаще всего родителями имеется в виду состояние “медикаментозной загруженности”, связанное с использованием высоких доз препаратов нейролептиков или антидепрессантов. Существуют строгие и вполне понятные показания для назначения таких доз – выраженные нарушения поведения, сопровождающиеся агрессией по отношению к себе и/или окружающим, острые психотические состояния с непредсказуемым и, следовательно, опасным поведением, депрессивные состояния с выраженным суицидальным риском, высокой импульсивностью. Использование соответствующих доз лекарств – временная мера, необходимая, в первую очередь, для обеспечения безопасности жизни и здоровья пациента. Постепенно, по мере накопления эффекта, доза снижается до поддерживающей. В остальных случаях подбор медикаментов и повышение дозировки идёт постепенно, исходя из принципов переносимости и минимальной эффективной дозы. Врачам Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ важно быть в диалоге с родителями и пациентами. Если Вы заметили тревожащие проявления в состоянии ребенка незамедлительно сообщите об этом лечащему врачу.

4. “Я совершаю ошибку”. В большинстве случаев родители и дети обращаются к нам за помощью, исчерпав собственные ресурсы, когда проблему уже невозможно решить только своими силами. Нужны дополнительные знания и профессиональный взгляд со стороны. Работающие в каждом отделении семейные психологи будут помогать сберечь то ценное, что есть в Вашей семье, и строить новые отношения на основе уважения и доверия.

Детская психиатрия сегодня

В сознании родителей, обращение в детскому врачу-психиатру, мера крайняя, неприятно колющая самооценку. Но во многих случаях только своевременное обращение к специалистам дает реальный шанс Вашему ребенку стать полноценным членом общества, адаптироваться к социальной среде. Время не стоит на месте! Меняется отношение к врачам-психиатрам, детской психиатрии и детям, нуждающимся в помощи, в более позитивную сторону. Врачи-психиатры используют в своей работе самые современные и наиболее эффективные методы лечения и коррекции. Медикаментозная терапия применяется исключительно по индивидуальным показаниям. Привлечение таких специалистов, как нейропсихолог, логопед, дефектолог, медицинский психолог значительно расширяет и повышает возможности оказания психиатрической помощи.

Специалисты Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ всеми силами стараются изменить сложившиеся в обществе стереотипы вокруг маленьких пациентов и детской психиатрии в целом. Мы искренне надеемся, что эта информация поможет Вам в принятии решения об обращении за психиатрической помощью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: