Нарушение памяти у детей, взрослых – виды, причины, лечение

Нарушения памяти

Если у человека происходит нарушение памяти – то это существенно отражается на всей его жизни. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа:

  • количественные – память ослаблена, усилена или же вовсе отсутствуют следы каких-то воспоминаний;
  • качественные нарушения, иначе говоря, парамнезия – смешение событий, произошедших в прошлом и настоящем, замещение реальных воспоминаний ложными.

Можно отметить следующие симптомы и виды заболеваний, говорящие о нарушениях памяти:

Амнезия – для нее характерно выпадение из памяти каких-либо сведений или обычных навыков на протяжении определенного временного отрезка

Гипомнезия – человек теряет способность запоминать необходимые данные, например, номера домов, телефонов, имена, фамилии, названия и определения вещей. Словом, память поражается не вся.

Когда память, наоборот, сильно обостряется, принимая при этом патологические формы, говорят о гипермнезии.

Парамнезия – нарушения памяти качественные, со сложной симптоматикой, трудно поддающейся классификации. У человека появляется ложное чувство узнавания событий, происходящих с ним впервые. Ему кажется, что все это уже происходило с ним раньше.

Причины

Существует огромное количество причин нарушения памяти. К ее ухудшению может привести астенический синдром, деменция, интоксикация организма, алкоголизм, травмы черепа, нехватка микроэлементов и витаминов, хронические болезни, возрастные изменения. Для каждого возраста существуют свои причины нарушения памяти. Подробнее об этом расскажем ниже.

У детей

Нарушение памяти у детей бывает врожденная (умственная отсталость) или приобретенная. Приобретенные расстройства в основном выражаются в неспособности ребенка запомнить и воспроизводить информацию (гипомнезия), а также амнезии – когда из памяти выпадают некоторые эпизоды или даже целые куски жизни и происходящих событий. К детской амнезии может привести какая-либо травма, нарушения и отклонения в психическом состоянии, алкогольное и наркотическое отравление, состояние комы.

Как показывает практика, нарушение памяти у детей чаще всего происходит под влиянием сразу нескольких сторонних факторов: негативная обстановка дома или в школе, астения, частые простудные заболевания и пр.

У взрослых

Теперь подробнее о том, почему происходит нарушение памяти у взрослых. Причины для этого, оказывается, могут быть самые разные. Сюда можно отнести постоянные стрессы дома и на работе, различные патологии нервной системы (энцефалитная болезнь). Ухудшение и снижение способности запоминать происходит при алкоголизме или наркомании, в случае психических отклонений. Наличие заболеваний, при которых повреждаются сосуды мозга, также оказывают сильное влияние на состояние памяти. Такое происходит при атеросклерозе сосудов, диабете, артериальной гипертензии, патологиях щитовидки.

У пожилых людей

С возрастом у человека ухудшается мозговое кровообращение, что и становится основной причиной нарушений памяти у пожилых людей. Особое место среди расстройств, связанных с ухудшением памяти у пожилых людей, занимает Болезнь Альцгеймер.

Обычно памятные процессы у людей в преклонном возрасте ухудшается постепенно и медленными темпами, и не оказывает существенного влияния на качество жизни. Такое происходит почти у половины людей, достигших старости. Но бывают случаи стремительного ухудшения памяти, которые требуют специального лечения, иначе у человека разовьется старческая деменция.

Диагностика

У каждого человека состояние памяти индивидуально, и поэтому все методы диагностики нарушений носят усредненный характер. Вот некоторые из них.

Берут 60 карточек с различными изображениями, делят их на две стопки по 30 штук. Потом показывают испытуемому по одной картинке, с двухсекудным перерывом. Спустя 10 секунд человек должен назвать изображения, которые он смог запомнить. Причем порядок запоминания не имеет значения. Те же манипуляции производят и со второй группой картинок. Человек, отличающийся крепкой памятью, обычно запоминает от 18 до 20 изображений. В случае сильного различия результатов теста диагностируют неудовлетворительную концентрацию внимания и нестабильную мнестическую функцию.

Слуховую память человека проверяют схожим тестом. Но в отличии от предыдущего, изображения проговариваются вслух, а не демонстрируются пациенту. На следующий день проводят новую серию тестов с другими словами. Человек считается здоровым, если он запомнил 20-22 слова.

Метод запоминания

Давайте поговорим о том, что делать, если начались проблемы с памятью. Существуют специальные методики для запоминания, которые направлены на тренировку памяти и улучшение мыслительного процесса.

Врач зачитывает пациенту около десятка слов без смысловой связи. Слова повторяют два, четыре раза, в неизменной последовательности. Затем испытуемый должен назвать те слова, которые смог запомнить. По прошествии тридцати минут пациенту предлагают повторить те же названия. На основании ответов врач делает выводы относительно уровня внимания и концентрации человека. Также разработаны методики, которые помогают человеку запоминать искусственные слова.

Профилактика

Теперь подробнее о том, что делать, чтобы память нас еще долго не подводила, т.е. о профилактике нарушения памяти. Здоровый образ жизни и здоровое питание – вот главные враги ухудшения памяти. Нормальный режим дня, правильное распределение приоритетов между работой, отдыхом и сном, рациональное питание – все это поможет активизировать мыслительный процесс, и, следственно, улучшит состояние памяти. Также необходимо уделять должное внимание лечению соматических заболеваний, если таковые имеются, и выполнять обязательно назначения врача.

Читайте также:
Атопический дерматит у детей - симптомы и лечение

Нарушение памяти может вызвать и обезвоживание организма, поэтому обязательно выпивайте не менее двух литров воды в сутки.

Позитив, положительные эмоции от общения с близкими, друзьями, родственниками, социальная и трудовая активность – все это поможет оставаться в здравом уме и твердой памяти на протяжении очень долгого времени.

Проблемы с памятью: причины, лечение

У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.

Время от времени память подводит каждого. К примеру, сколько раз вы забывали дома нужную вещь или не могли вспомнить имя человека, с которым недавно познакомились?

Снижение памяти и других когнитивных показателей может происходить по естественным причинам и носить временный характер — например, вследствие переутомления. Мало кто жалуется на забывчивость с детства, но мозг, как и другие структуры организма неизбежно меняется с возрастом. К сожалению, не всегда удается вовремя увидеть грань между тем, когда рассеянность или возрастное ухудшение памяти остаются в пределах нормы, а когда они перетекают в патологическое состояние. Вы не должны испытывать ощутимых трудностей в повседневных делах, качество работы и жизни не должно страдать. Когда это происходит следует обращаться к специалисту для выяснения диагноза. Даже если проблемы с памятью вызваны заболеванием при правильном лечении они могут быть обратимы.

Память является одной из самых сложных структур психики. Ее нарушение влечет за собой расстройство способностей к познанию, умению рассуждать, запоминать, принимать решения и общаться. Проблемы памяти выходят за пределы нормы, если вы замечаете следующие признаки:

  • забываются не только мелочи, но и важные события;
  • невозможно сосредоточиться, теряется нить разговоров, плохо соображает голова, тяжело улавливать сюжеты книг или фильмов, много раз задаются одни и те же вопросы;
  • неспособность принимать решения, планировать что-то или изучать инструкции;
  • стало тяжелее ориентироваться в привычных условиях и выполнять знакомые задачи;
  • нарушаются функции речи и письма: путаются слова, меняются местами слоги, портится способность выражать мыслей;
  • слабая память и изменение поведения становятся заметны вашему окружению;
  • путается хронология событий или появляются ложные воспоминания;
  • ухудшение памяти со временем становится все более ощутимым.

Заболевания, которые включают в себя патологию памяти, обычно начинаются малозаметно, но со временем прогрессируют и лишают человека способности работать, общаться и даже обслуживать самого себя. Поэтому если у вас заметно ухудшилась память, не откладывайте посещение врача, ведь это может быть первым признаком серьезного неврологического или психического недуга. Чем быстрее будет назначено лечение, тем успешнее удастся восстановить утраченные функции.

Причины ухудшения памяти

Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга. Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно.

Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими:

  1. травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания;
  2. деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви;
  3. заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память;
  4. болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности;
  5. психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности;
  6. лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства;
  7. алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности;
  8. гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти;
  9. дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания;
  10. бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память.
Читайте также:
Жировой гепатоз печени - симптомы и лечение заболевания

Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний. К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память.

При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти?». Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования.

Что делать, если ухудшается память

Примириться с потерей памяти и развитием заболевания трудно. Некоторые пытаются скрыть симптомы, из-за чего близкие долгое время могут не осознавать проблему.

Если вы заметили, что с возрастом ухудшилась память, что делать с этим вы поймете лучше, если узнаете причины. Из-за чего же происходит возрастное снижение памяти? Во-первых, гиппокамп, область мозга, которая участвует в формировании и восстановлении воспоминаний, снижает свое функционирование. Во-вторых, утрачивается активность гормонов и белков, которые выполняют для нейронов защитную и стимулирующую функцию. И в-третьих, происходит снижение притока крови к мозгу, что приводит к ухудшению памяти и когнитивных навыков.

Чтобы быть в тонусе, наш мозг, как и все тело, требует заботы и регулярных тренировок. Если вы уже заметили проблемы с памятью, что делать вам подскажет врач, но и вы сами можете улучшить положение при помощи советов, которые помогут адаптироваться и поддержать активность мозга. Учтите, что при когнитивных нарушениях все проблемы должны обсуждаться с семьей, так как пациенту будет необходима помощь и участие близких.

Если ухудшается память что делать вам подскажет следующий список:

  • Продолжайте участвовать в повседневных делах.
  • Регулярно обучайтесь, изучайте новое и делайте умственные упражнения, например, стратегические игры, кроссворды и головоломки.
  • Используйте вспомогательные инструменты, такие как заметки с напоминаниями, списки дел и календари.
  • Находите время для друзей: многие отказываются от социальной жизни, когда слабеет память чего делать категорически нельзя. Исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало, что люди с активной социальной жизнью имеют самый медленный спад памяти.
  • Кладите нужные вещи, такие как ключи или очки, всегда в одно и то же место.
  • Много отдыхайте: лишение сна снижает рост новых нейронов в гиппокампе.
  • Соблюдайте полноценную диету: особенно полезны для мозговой деятельности продукты, богатые Омега-3 — лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи. А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить.
  • Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность.
  • Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений.
  • Введите в свою жизнь умеренные физические нагрузки — они снижают риск развития деменции до 50%. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию.
  • Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они.

Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз.

К какому врачу обратиться при проблемах с памятью

Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов.

К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа.

При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики:

  • изучение анамнеза;
  • оценка соматического здоровья;
  • беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь;
  • неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка;
  • психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование;
  • лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое.
Читайте также:
Онемение рук

Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время.

В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии. Наличие легких когнитивных нарушений увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других форм деменции.

При плохой памяти к какому врачу обратиться и в какое заведение пойти каждый решает сам: это может быть государственный психоневрологический диспансер и поликлиника по месту жительства, либо частный специализированный центр. К сожалению, в государственных учреждениях придется потратить слишком много времени, потеря которого опасна при активном инволюционном процессе мозга. Также в них врачи слишком загружены, чтобы уделить достаточно внимания пациентам. При проблемах с памятью какой врач поможет лучше, можно понять из его опыта работы, уровня квалификации и статуса клиники.

Лечение памяти

При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины. Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.

При проблемах с памятью лечение может включать в себя:

  • Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое.
  • Если ЧМТ стала причиной ухудшения памяти лечение может включать в себя назначение анальгетиков с целью устранения болевого синдрома.
  • При психических расстройствах с признаками тревожности и депрессии применяются седативные препараты и антидепрессанты.
  • При деменции назначаются холинергические препараты, ноотропы, препараты, взаимодействующие с NMDA-рецепторами.
  • Витаминотерапия и биодобавки применяются в составе комплексной терапии.
  • Психотерапия: позволяет пациенту адаптироваться и улучшает прогноз.
  • Рекомендации по изменению образа жизни и, при необходимости, инструкция по уходу за пациентом для родственников.

В некоторых случаях снижения памяти лечение позволяет полностью устранить проблему, но некоторые заболевания, например, болезнь Альцгеймера, излечить невозможно. Тем не менее, можно ослабить симптомы и замедлить их развитие. При расстройствах эмоционально-волевой сферы, плохой памяти, рассеянности, забывчивости лечение помогает пациенту сгладить симптомы и лучше адаптироваться к происходящему, а также облегчает уход родственникам.

Нарушения памяти — очень сложная мультифакториальная проблема, борьбой с которой должны заниматься высококвалифицированные специалисты.

Исследования показывают, что правильное лечение памяти позволяет пациентам долгое время сдерживать прогрессирование симптомов и оставаться социально активными даже при самых тяжелых заболеваниях.

Расстройства памяти

Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

МКБ-10

Расстройства памяти

Общие сведения

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

Расстройства памяти

Причины

Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром, вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

  • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
  • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
  • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
  • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов, инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
  • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона и пр.).
  • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях, шизофрении. Эпилепсия, являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
  • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении.
Читайте также:
Напишите нам в форму обратной связи и узнайте о нас, контакты и адрес

Патогенез

Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

Классификация

С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

  • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
  • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
  • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

Симптомы расстройств памяти

Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции, криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

Читайте также:
Заложило ухо, но не болит – что делать? Возможные причины

Осложнения

Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

Диагностика

Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга, ЭЭГ, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна. Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:

  • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
  • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
  • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
  • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

Лечение расстройств памяти

Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

  • Медикаментозную терапию. Для фармакотерапии используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
  • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
  • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

Прогноз и профилактика

Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

1. Расстройства памяти, внимания и интеллекта/ Малинина Е.В., Колмогорова В.В., Луговых Н.А., Забозлаева И.В. – 2016.

3. Нарушения памяти и внимания в пожилом возрасте/ Яхно Н.Н., Захаров В.В., Локшина А.Б.// Журнал неврологии и психиатрии. – 2006 – №2.

Читайте также:
Боль в стопах ног - причины и лечение симптома

Нарушение памяти у детей:

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку, не говоря уже о специалисте психологической направленности и способное существенно ухудшить качество жизни любого человека. По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Поэтому вам нужно уже сейчас позвонить мне и записать своего ребенка на нейропсихологическую диагностику и тестирование.

Потому, что нарушение памяти у детей может быть отдельным дефектом сформированным психической функций или входить в целый их комплекс детских, психологических проблем. Ведь, ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину на уроках, мучается сам и будоражит окружающих в том числе и близких.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную ходе жизни деятельности информацию, распоряжения родителя педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам.

По ошибке малообразованные педагоги и родители иногда подобных детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными, что дополнительно накладывает на нах давлительные меры воспитания. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Причины нарушения памяти у детей:

Услуги психолога со скидкой Нарушения памяти у детей могут быть связанны с множеством разнообразных факторов. Самой распространенной причиной такого состояния бывает так называемый астенический синдром, связанный с общим психоэмоциональным перенапряжением, тревожным, гиперактивным или депрессивным состоянием. Кроме того, нарушение памяти может наблюдаться и в процессе выздоровления после перенесенных соматических или вирусных заболеваний.

Но расстройства памяти также могут иметь и более серьезное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания, что является обязательным обращением к помощи специалиста по детской психологии.

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления, соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;

Причины нарушения памяти у детей связанны, как с врожденной умственной отсталостью, так и с приобретенными в детском возрасте патопсихологическими состояниями. Такие проблемы могут проявляться как в форме ухудшения процессов запоминания и воспроизведения информации (гипомнезия), так и полного выпадения отдельных эпизодов воспоминаний (амнезия). Амнезия у детей может наступать вследствие травм, отравлений (в том числе и алкогольных), коматозных состояний и психических заболеваний.

Но, наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний нередко вызываемых частыми ОРВИ, неблагоприятного психологического климата в семье, детском и школьном коллективе, что требует от родителе незамедлительного обращения к соответствующему детскому специалисту, такому как детский нейропсихолог, детский психолог, детский психиатр и т.д.. Такие нарушения сочетаются с отсутствием усидчивости и проблемами удержания внимания.

Дети, жалующиеся на нарушение памяти, нередко имею проблемы не только с освоением школьной программы, но также в играх и в общении со сверстниками и родителями.

Нарушение памяти у детей с нарушением зрения:

Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Поэтому, нарушение зрения ведет к существенным ухудшением процессов памяти и восприятии окружающей среды особенно в детском возрасте.

Для таких детей характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.

В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.

Методы исследования нарушений памяти у детей:

Психологический тренинг для подростка Первичным этапом исследования нарушений памяти является сбор психологом первичных данных о ребенке, его анамнеза – выявление жалоб и другой информации, которую может сообщить ребенок самостоятельно или с помощью родителя. Также, в процессе свободного разговора я как частный нейропсихолог могу ориентировочно определить, какой компонент памяти страдает.

Далее приступают к детальному психологическому тестированию. Существует множество тестов, позволяющих определить виды нарушений памяти.

Далее могут использоваться инструментальные методы обследования функций мозга, например электроэнцефалограмма. Они позволяют определить активность определенных зон мозга в спокойствии и при нагрузке. Также широко используются компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга.

Читайте также:
Гимнастика для лица от морщин в домашних условиях - как делать?

Так как нарушение памяти часто носит характер вторичного процесса, исследования также направлены на выявление соматического заболевания, приведшего к такому состоянию. Тут применяются общие анализы и инструментальные обследования.

Лечение нарушения памяти у детей:

В выборе тактики лечения нарушений памяти у детей первостепенную роль играет выявление причины наступления таких проблем. Ведь ослабление памяти всегда является вторичным последствием развития многих соматических или психических заболеваний и состояний. Поэтому, без адекватной терапии первичных болезней добиться какого-либо стойкого результата коррекции нарушений памяти невозможно.

Лечение таких пациентов всегда должно быть подобрано индивидуально с учетом вида и характера нарушений, направлено на коррекцию заболеваний, приведших к ослаблению памяти, рассчитано на долгосрочную терапию.

В любом, случае самолечение недопустимо, поскольку на начальной стадии многие грозные заболевания (в том числе сопровождающиеся нарушением памяти) имеют довольно безобидную симптоматику. Распознать такие заболевания и назначить эффективную терапию может только опытный специалист по детской психологии. Поэтому, раннее обращение к клиническому психологу способствует результативной коррекции нарушений памяти и предотвращает развитие глубоких запущенных стадий слабоумия.

Кроме специфического лечения патологии, приведшей к нарушениям памяти, обязательно и параллельно применяют общие мероприятия психологической коррекции, направленные на нормализацию функций памяти.

Режим дня и диета при нарушении памяти:

Для детей с нарушениями памяти очень важно вести активный образ жизни. Прогулки на свежем воздухе, посильный труд, занятия спортом и другие активные мероприятия великолепно способствуют не только укреплению общего самочувствия и улучшению кровоснабжения мозга но и нормализации общего психологического тонуса ребенка. Такая деятельность сопровождается получением и обработкой значительного количества информации, что в свою очередь способствует тренировке памяти и внимания, а значит и к избавлению от данной проблемы

Причем очень положительное влияние на мыслительные способности ребенка и развитие памяти имеет интеллектуальная активность: чтение книг, печатных и электронных СМИ, другие любимые детские занятия и хобби. В этом случае эффективно зарекомендовала себя разнообразная мозговая деятельность. Подробнее об индивидуальной коррекционной программе подходящей именно для вашего ребенка вы всегда можете смело узнать на моих психологических консультациях после индивидуальной нейропсихологической диагностики вашего ребенка.

Поддержание активного общения больного с родственниками и друзьями, социальная активность также очень важны для укрепления памяти и развития ее мотивационного компонента.

Для людей, страдающих психогенными нарушениями памяти, очень важен щадящий режим дня, избегание переутомлений на учебе, мыслительной нагрузки и стрессовых ситуаций в психологической атмосфере семьи. Также очень важен качественный полноценный сон, соответствующий индивидуальной возрастной норме, но не менее 7 – 8 часов в день.

Диета больных с нарушениями памяти должна быть сбалансирована, состоящая из рыбы, мяса, овощей, злаков и содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Так как мозг человека потребляет около 20 % всей энергии, вырабатываемой в организме, диеты с чрезмерно низким содержанием калорий существенно снижают его работоспособность.

Очень полезны жирные сорта морской рыбы: лососевые, сельдевые и другие. Они содержат много йода и полиненасыщенных жирных кислот, в том числе омега-3, входящих в структуру всех нервных клеток и улучшающих интеллектуальные способности. Также полезны продукты из цельнозерновых злаков (крупы, хлеб из зерна грубого помола), орехи, помидоры, капуста брокколи, семечки из тыквы.

Очень важным является питьевой режим. Необходимо употреблять не менее двух литров жидкости в день. Обезвоживание очень пагубно влияет на деятельность нервной системы.

Если вы заметили нарушение памяти у своих детей или хотите узнать более детальную информацию о состоянии памяти и пройти нейропсихологическое тестирование – Звоните!

Профилактика нарушения памяти:

Психолог по телефону в Москве Ведущую роль в профилактике и сохранению интеллектуальных способностей играет поддержание здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, занятие спортом, своевременное лечение соматических заболеваний, особенно сердечнососудистых, нервных и эндокринных и психологических расстройств.

Также очень важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, нормальную продолжительность сна. Ведь именно во сне происходит основной отдых мозга и сортировка поступившей за день информации, ее фиксации в долгосрочной памяти. Нормальный сон должен составлять единоразовый 7 – 8 часов сон в день.

Еще один важный аспект профилактики нарушения памяти – сохранение нормальной социальной активности индивида, участие в общественной жизни и обеспечение, хотя бы минимальной, рабочей деятельности. Полезно поддержание общения с родственниками и друзьями.

Положительное влияние на мыслительные способности человека также имеют интеллектуальные занятия: чтение книг, печатных и электронных СМИ, решение кроссвордов и повседневных задач, наличие хобби и интеллектуальной деятельсности.

Поэтому, звоните уже сейчас и записывайтесь на прем к детскому психологу в Москве на Цветном бульваре и пройдите нейропсихологическую диагностику и тестирование, а если вы живете в другом городе вы можете проконсультироваться и по телефону, для этого достаточно лишь воспользоваться услугами детского психолога по телефону в мое рабочее время и естественно предварительно оплатив их.

Читайте также:
Как отбелить зубы в домашних условиях быстро и эффективно

Нарушение памяти

Нарушение памяти

Память — это одна из самых важных функций в жизни человека. Память — это способность сохранять и воспроизводить в нужный момент воспоминания или абстрактную информацию. Память играет решающую роль в обучении и в рабочих навыках, а в детском возрасте участвует в формировании личности.

Нарушение памяти — это патологические состояние, которое может быть симптомом множества заболеваний. В результате у пациента наблюдается нарушение восприятия реальности, выраженной в той или иной степени.

Этот симптом может быть как постоянным и сохраняться на протяжении длительного периода времени (или даже в течение всей жизни), так и эпизодическим. С последним вариантом сталкивался каждый четвертый — в разной степени и в разные периоды жизни.

  • Первичная консультация – 3 500
  • Повторная консультация – 2 300

Основные причины

Причины могут быть самыми разнообразными. Самая частая, по данным статистических исследований, это астенический синдром. Так называют комплекс симптомов: психоэмоциональное напряжение, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, признаки депрессии. Вторая по частоте причина — это последствия каких-либо заболеваний.

Но существует ряд других факторов, которые могут привести к нарушениям памяти:

  • Иные астенические состояния: стрессовые ситуации, переутомление.
  • Чрезмерное употребление алкоголя. Приводит к соматическим нарушениям, структурным изменениям мозга.
  • Болезни, связанные с патологиями кровообращения в головном мозге.
  • Травмы головы.
  • Опухоли, локализованные в тканях головного мозга.
  • Патологии психиатрического профиля.
  • Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Хроническая интоксикация (например солями тяжелых металлов)

Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.

Признаки развития нарушений памяти

Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики.

Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.

По количеству выделяют такие симптомы:

  • Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
  • Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
  • Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.

Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:

  • Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
  • Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.

Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:

  • Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
  • Удаление событий, компрометирующих человека.

Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.

Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:

  • Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
  • Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
  • Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.

Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза.

Нарушение памяти у детей

У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия (проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации) и амнезия (полная потеря какого-либо участка памяти). Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния.

Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения.

Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.

Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.

Читайте также:
Боль в области шеи - причины и лечение симптома

Нарушение памяти в пожилом возрасте

Нарушение памяти

У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани.

Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.

По статистике, не менее половины (а по данным некоторых исследований до 75%) пожилых людей сами отмечают у себя некоторую забывчивость или иные нарушения памяти. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность.

В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой (или иной умственной деятельностью) и состоянием в старости.

Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.

Нарушение памяти

image

Память – это важнейшая способность организма человека, которая позволяет сохранять и при необходимости воспроизводить воспоминания или абстрактную информацию.

При нарушении памяти могут нарушаться процессы восприятия (фиксация), сохранения (ретенция), либо же воспроизведения информации (репродукция).

Выделяют следующие варианты нарушения памяти:

Амнезия – утрачивается способность сохранять и воспроизводить ранее приобретенные навыки, затрагивающая ограниченный промежуток времени.

Мозг с воспоминаниями стирается ластиком

Гипермнезия – патологическая способность к запоминанию и репродукции информации.

Парамнезия – мнимые воспоминания – состояние, когда чувствуется ощущение “знакомости” при встрече с незнакомыми объектами, это обусловлено изменением состояния сознания, также известно как “дежа вю”.

Гипомнезия – снижение памяти, может возникнуть с возрастом , либо как результат патологического процесса ( атеросклероз, инсульт).

Детская амнезия – потеря памяти на события раннего детства, связана с незрелостью гиппокампа.

Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга.

К функциональным причинам относится:

  • переутомление;
  • неполноценный сон;
  • тревога, стресс, депрессия ;
  • астения после ранее перенесенных соматических заболеваний.

Функциональные нарушения памяти в последнее время встречаются все чаще. В Великобритании проводились исследования в клиниках памяти и они показали, что у половины пациентов нет деменции, а имеются функциональные когнитивные расстройства.

Больные могут предъявлять такие жалобы:

  • я забыл зачем пришел в эту комнату ,
  • не могу вспомнить выключил ли утюг ,
  • теряю нить разговора во время беседы по телефону ,
  • не могу подобрать слова,
  • теряю свой кошелек/ключи
  • не помню как я доехал домой

Но это совсем не говорит о нарушении памяти, а обусловлено плохой концентрацией внимания ( ваши мысли заняты другим ) и рассеянностью в результате переутомления, недостаточного сна и др.

Данные симптомы обратимы при выявлении причины и ее устранении.

Девушка держится ладонью за лоб, что-то с памятью

К органическим причинам относится:

  • интоксикация ( алкоголем , наркотиками, лекарственными препаратами, отравление тяжелыми металлами, воздействие вредных веществ на производстве и др).

Нарушение памяти при алкоголизме связано не только с токсическим действием алкоголя и повреждением клеток головного мозга, но и со вторичными изменениями других органов при злоупотреблении спиртным – печеночная энцефалопатия , недостатком витаминов, в частности тиамина.

  • нарушение мозгового кровообращения – острое и хроническое( атеросклероз сосудов, сосудистый спазм, поражение эндотелия при системных заболеваниях соединительной ткани).

Врач проводит нейропсихологическое тестирование

Нарушение памяти в связи с сосудистыми заболеваниями головного мозга происходит по разным причинам и может быть острое (обширный инсульт или инсульт в стратегически важных зонах – таламусе, гиппокампе, лобных долях), либо постепенно нарастать (дисциркуляторная энцефалопатия – это когда происходит разобщение

связей между корой и подкорковыми структурами в результате наличия множественных очагов дисциркуляции)

  • опухоли мозга
  • перенесенные черепно-мозговые травмы(ЧМТ)

Установлено , что даже легкие повторяющиеся травмы головы приводят к нарушениям памяти в дальнейшем, не говоря уже о тяжелых травмах , при которых имеется обширное повреждение вещества головного мозга. Существует даже понятие “dementia pugilisticа” или “энцефалопатия боксеров “, которое возникает при многократных сотрясениях головного мозга.

  • соматические заболевания, приводящие к сбою метаболизма и, как результат, воздействие продуктов обмена на головной мозг( печеночная, уремическая энцефалопатия, декомпенсация заболеваний щитовидной железы и др)
  • инфекционные поражения ( энцефалит )
  • психические болезни ( шизофрения и др)
  • врожденное расстройство памяти , связанное как с генетическими заболеваниями ( синдром Дауна и др), так и с патологией беременности и родов.
  • нейродегенеративные заболевания( болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви, мультисистемная атрофия и др).
Читайте также:
Гидроцефалия головного мозга у детей - причины, симптомы, лечение

Болезнь Альцгеймера – одно из самых частых заболеваний у пожилых и является причиной около половины всех случаев деменции. Как правило, данная патология начинается после 40 лет и с возрастом постепенно прогрессирует. Женщины чаще мужчин страдают болезнью Альцгеймера.

Примерно в 5% случаев выявляются семейные формы, а в спорадических случаях играет роль наследственная предрасположенность. Причиной болезни Альцгеймера является накопление амилоидных белков с образованием сенильных бляшек, а также с накоплением в нейронах тау-протеина.

Потеря памяти причины и лечение, какие заболевания вызывают потери памяти

Потеря памяти — частичная или полная утрата способности воспроизвести события из прошлого, недавние обстоятельства. Входит в симптоматику заболеваний воспалительного характера, неврологических расстройств, интоксикаций, инфекций, болезней головного мозга, сердца, сосудов. Чтобы подобрать правильный курс лечения, восстановить память необходима консультация невролога, нарколога, инфекциониста, психотерапевта. Помощь в постановке диагноза и выборе тактики лечения оказывают специалисты клиник ЦМРТ.

изображение

Причины потери памяти

В пожилом возрасте ослабление способности запоминать связано с заболеваниями головного мозга, сердечно-сосудистой системы, дегенеративными процессами. Провалы в памяти в сочетании с другими симптомами выступают основной частью клиники широкого круга заболеваний. К таким относят:

  • болезнь Альцгеймера;
  • инсульт;
  • эпилепсию;
  • энцефалит;
  • гнойный менингит;
  • сосудистую деменцию;
  • атеросклероз;
  • болезнь Пика;
  • мигрень.

В молодом возрасте амнезия чаще возникает вследствие черепно-мозговых травм, ушибов, сотрясения головного мозга, интоксикации алкоголем, никотином, наркотиками, лекарствами, бытовыми растворителями.

К причинам кратковременной потери памяти относят психотравмирующие события. Это военные действия, дорожно-транспортное происшествие, смерть близкого человека, теракт, изнасилование, похищение, состояния, представляющие угрозу жизни. Эпизодические провалы в памяти отмечаются при психических расстройствах: шизофрении, душевном дискомфорте, нарушении осознания личности.

Статью проверил

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 24 Марта 2021 года

Дата обновления: 02 Февраля 2022 года

Содержание статьи

Типы потери памяти

Раннее проявление амнезии — невозможность вспомнить произошедшие события: в начале забываются факты ближайшего времени, затем более давние обстоятельства. Из памяти больного выпадают определенные периоды, он не может вспомнить человека или события, пытается заполнить пробелы в памяти вымышленными воспоминаниями.

Амнезия определяется одновременно с другими симптомами, свойственными основному заболеванию. У пациента возникают проблемы с речью, снижается внимательность, исчезают приобретенные навыки, человек становится рассеянным, безразличным к происходящим событиям, плохо ориентируется в отношении времени, места, личности.

С учетом объема утраченных воспоминаний амнезия классифицируется на полную, частичную, избирательную; по типу течения — регрессирующую, стационарную, прогрессирующую, по временной характеристике — постоянную и преходящую. В зависимости от того, как происходит утрата воспоминаний выделяют следующие виды амнезии:

Ретроградная амнезия

Частичное или полное забывание событий, впечатлений, которые происходили до начала болезни, чаще всего травм головного мозга, неврологических заболеваний, реже острых психических расстройств.

Антероградная амнезия

Невозможность вспомнить информацию о событиях после начала заболевания, при этом память о фактах, предшествующих травме или болезни, сохраняется. Провалы связаны с нарушением перемещения информации из кратковременной в долговременную память. Память полностью не восстанавливается, сохраняются пробелы на период после травмы.

Антероретроградная амнезия

Нарушение памяти о впечатлениях до расстройства сознания, болезненного психического состояния и последовавшие за ним.

Фиксационная амнезия

Неспособность запомнить и воспроизвести текущие события. Больной не может запомнить ничего из только что услышанного, увиденного, сделанного, но помнит события, которые происходили в прошлом до начала болезни.

Виды и проявления потери памяти

По периоду потери памяти:

  • ретардированная – воспоминания исчезают не сразу, а спустя время после потери сознания;
  • антеградная – память пропадает на определенное время, сразу после возвращения сознания;
  • антероретроградная – сочетает проявления описанных выше видов амнезии;
  • ретроградная – человек забывает определенные события из прошлого.
  • регрессирующая – временная потеря памяти, после которой забытые воспоминания возвращаются;
  • прогрессирующая – постепенное стирание воспоминаний, начиная от последних лет жизни до юношества и детства;
  • стационарная – из воспоминаний выпадают определенные события, которые человек больше не вспоминает.

Методы диагностики

В клинике ЦМРТ осмотр пациента проводит невролог, психотерапевт, в некоторых случаях — в сотрудничестве с кардиологом, онкологом, травматологом, нейрохирургом, другими специалистами узкого профиля. В процессе диагностики учитывают симптомы, данные истории болезни, результаты психического и неврологического обследования, биохимического анализа крови, исследования спинномозговой жидкости.

Дополнительно выполняют специальные тесты, позволяющие оценить функции памяти, тип амнезии, назначают инструментальные методы исследования головного мозга — магнитно-резонансную томографию, рентгенографию, электроэнцефалографию, допплерографию сосудов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: