Физическое развитие ребенка: длина тела, вес, окружность головы, состав тела ребенка, прорезывание зубов

ЛЕКЦИИ по ПЕДИАТРИИ / Физическое развитие

Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей. Ребенок – рост и развитие – возрастной этап – морфологические, физиологические и психологические качества Потребность выделения периодов (этапов) развития

Значение анатомо-физиологических особенностей каждого периода: – научно-обоснованные разработки медицинских мер; – научно-обоснованные разработки социальных мер охраны здоровья и развития ребенка; – адекватные рекомендации режимов жизни, питания, воспитания; – адекватные рекомендации профилактики заболеваний.

Периоды детства: 1. Период новорожденности – от момента рождения по 28 день жизни. 2. Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года. 3. Преддошкольный или ясельный период – от 1 года до 3 лет. 4. Дошкольный период – от 3 до 7 лет. 5. Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет. 6. Старший школьный возраст – от 12 до 17-18 лет.

Период новорожденности делится: – ранний неонатальный период; – поздний неонатальный период. Ранний неонатальный период – период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни (168ч). Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.

Физиологические изменения в ранний неонатальный период: – начало легочного дыхания; – функционирование малого круга кровообращения; – изменение энергетического обмена и терморегуляции; – начинается энтеральное питание ребенка; – все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия; – адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на общем состоянии новорожденного

Поздний неонатальный период охватывает 21 день (с 8 по 28 день жизни ребенка). Характеристика периода: – интенсивное развитие анализаторов (прежде всего зрительного); – начало развития координации движений; – образование условных рефлексов; – возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контактов с матерью; – около 3-недельного возраста дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости (начало психической жизни ребенка).

Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года. Характеристика: – основные этапы адаптации к внеутробной жизни завершены; – механизм грудного вскармливания достаточно сформирован; – происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

Преддошкольный или ясельный период – от года до 3 лет. Характеристика: – некоторое снижение темпов физического развития и большая степень зрелости основных физиологических систем; – интенсивно увеличивается мышечная масса; – заканчивается прорезывание молочных зубов; – стремительно расширяются двигательные возможности; – интенсивно развиваются все анализаторы; – совершенствуется речь; – четко определяются индивидуальные черты характера и поведения.

Дошкольный период – от 3 до 7 лет. Характеристика: – идет дифференцировка строения различных внутренних органов; – интенсивно развивается интеллект, улучшается память; – совершенствуются координированные движения; – формируются индивидуальные интересы и увлечения; – увеличивается длина конечностей; – постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов

Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет: – происходит замена молочных зубов постоянными; – улучшается память, – повышается интеллект; – формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.

Старший школьный возраст – с 12 до 17-18 лет. – самый трудный период психологического развития, – формирование воли, сознательности, гражданственности, нравственности. – характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. – период полового развития и пубертатного скачка роста

Физическое развитие – процесс изменения размеров тела, телосложения, мышечной силы и работоспособности детского организма и соответствие их возрастной норме. Физическое развитие и рост ребенка зависят от целого комплекса факторов: – биологических; – генетических; – социально-экономических; – бытовых; – алиментарных.

К показателям физического развития, которые обычно рассматриваются врачами с целью контроля за динамикой процессов роста и развития относятся: – длина тела; – масса тела; – окружность грудной клетки; – окружность головы. Наряду с этими, могут рассматриваться также и другие показатели (например, кожно-жировые складки; окружности отдельных звеньев тела-бедра, голени, плеча и т.д.; форма позвоночника, форма грудной клетки, форма ног и стоп, показатели спирометрии, динамометрии, АД).

Критерии оценки физического развития. У новорожденных и детей первого года жизни измеряют: – длину тела лежа; – массу тела; – окружность грудной клетки; – окружность головы. У детей от 1 года до 7 лет измеряют: – длину тела; – массу тела; – окружность грудной клетки; – окружность головы (до 3 лет включительно)

У детей до 7 лет определяют: – длину тела; – массу тела; – окружность грудной клетки; – степень жироотложения; – форму позвоночника; – форму грудной клетки; – форму ног и стоп.

У детей старше 7 лет измеряют: – длину тела стоя; – массу тела; – окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза); – показатели спирометрии; – показатели динамометрии; – становую силу; – артериальное давление; – определяют: степень развития мускулатуры; степень полового созревания.

Законы нарастания роста и массы ребенка Вес тела доношенного новорожденного 3200-3500г. У новорожденных транзиторная потеря первоначальной массы тела: – дефицит молока и воды в первые дни жизни; – обезвоживание (потеря воды с дыханием и потом). Максимальная убыль первоначальной массы тела обычно наблюдается на 3-4-й день, реже – на 5-й и, как правило, не превышает 6%. Восстановление массы тела обычно наступает к 6-7 дню.

Читайте также:
Болезнь тонких базальных мембран

Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в первом полугодии жизни можно использовать формулы:1. Масса тела при рождении + 800г×n, где n – число месяцев в течение 1 полугодия; 800г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение 1 полугодия. 2. Масса тела ребенка 6 мес. равна 8000г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800г. 8000 – 800 (6-n)

Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела во втором полугодии жизни можно использовать формулы: 1. Масса тела при рождении + прибавка массы тела за 2 полугодие; (800×6) + 400 × (n – 6), где n – возраст в месяцах; 400 – средняя ежемесячная прибавка массы тела за 2 полугодие. 2. Масса тела ребенка 6 мес. равна 8000г, за каждый следующий месяц прибавляется по 400г. 8000+400 (n-6)

Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 до 56см. Первые 3 месяца по 3 см; С 4 по 6 мес. – по 2,5см; С 7 по 9 мес. – по 2см; С 9 по 12 мес. – по 1,5-1см. В возрасте 1 года рост 75см

Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: – центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 мес.; – боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 мес.; В 1 год жизни – 8 зубов.

Средние прибавки массы тела и длины у детей первого года жизни

Возраст ребенка, мес.

Масса тела, г

Длина тела, см

Возраст 6мес. – масса 8кг. До 6мес. ежемесячная прибавка 800г. Старше 6мес. – 400г

Физическое развитие детей от 2 до 15 лет На 2 году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5кг; На 3 году жизни – на 2 кг; С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг; С 10 до 15 лет – на 3-4 кг.

Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам: 1. Масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна: 10,5кг + 2n, где n – возраст ребенка до 11 лет; 10,5кг – средняя масса тела годовалого ребенка. 2. В 10 лет ребенок весит 30кг: старше 10 лет – ежегодная прибавка составляет 4кг.

После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3-го года прибавки роста составляют соответственно 12-13 и 7-8см, а дальше становятся относительно равномерными. Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.

Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул: 1. Ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен: 100см – 8 (4-n), где n – число лет. Если возраст старше 4 лет, рост ребенка равен: 100 + 6 (n-4), где n – число лет. 2. Рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130см. На каждый недостающий год от 130см отнимается 7см, на каждый последующий прибавляется 5см.

Зубы: после года (14-16мес.) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16-20мес. – клыки, в 20-24мес. – задние малые коренные зубы. К 2 годам – 20 молочных зубов. Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.

После рождения – оценку основных антропометрических показателей проводят по соответствующим таблицам сигмального или центильного типа. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (перцентиля) детей данного возраста и пола.

К группе внимания относятся дети с признаками в диапазонах 3-10 и 90-97 перцентиль, а в группу, требующую дополнительного обследования – дети с признаками, выходящими за пределы 3 и 97 перцентиля (группа диагностики). Каждый измеренный у ребенка признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно помещен в свою область или свой «коридор» центильной шкалы в соответствующей таблице

В заключении дается оценка уровня и гармоничности физического развития. Уровень физического развития определяется по росту ребенка, который является одним из главных индикаторов состояния здоровья

Общая задержка физического развития: От 0 до 3 перцент I кор – очень низкий рост От 3 до 10 перц II кор – низкий рост Вариант нормы: От 10 до 25 перц III кор – ниже среднего От 25 до 75 перц IV кор – средний От 75 до 90 перц V кор – выше среднего От 90 до 97 перц VI кор – высокий Очень высокий: От 97 перц VII кор – очень высокий

Показатели роста ± 10% от значения, полученных по формулам, физическое развитие – среднее, более > 10% – выше среднего, менее < 10% - ниже среднего.

Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Средний возраст овладения

Возможные границы

Направленные движения ручек

Шаги с поддержкой

Нервно-психическое развитие детей

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ При характеристике нервной системы в педиатрии используются два определения-синонима: нервно-психическое развитие (НПР) и психомоторное развитие (ПМР). Критериями оценки НПР являются: – моторика; – статика; – условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система); – речь (2 сигнальная система); – высшая нервная деятельность.

Читайте также:
Вульвовагинальный кандидоз у женщин - симптомы и лечение

Моторика (движение) – это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка. Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерным является так называемый физиологический мышечный ГИПЕРТОНУС и на фоне этого сгибательная поза. Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положениях бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большие пальцы приведены к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Даже во время сна мышцы не расслабляются.

Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные – дрожащие. Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.

В дальнейшем показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке: 1) сначала координированным становится движение мышц глаз (на 2-3 неделе), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете; 2) поворот головы вслед за игрушкой указывает на развитие шейных мышц

3) мануальная деятельность рук развивается на 4 месяце жизни: ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пеленку, подушку. Движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками (на втором полугодии может сам взять бутылочку с молоком и выпить его и т.д.); 4) на 4-5 месяце развивается координация движения мышц спины, что проявляется вначале переворачиванием со спины на живот, а на 5-6 месяце – с живота на спину;

5) когда к концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, то признаком моторики является не просто процесс ходьбы, а координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом направлении. За постепенным своевременным развитием моторики у человека можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого хватания карандаша ребенком первого года до манипуляций у взрослых лиц – рисование, игра на скрипке и пианино, лепка, вязание и т.д.

Статика – это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первый признак статики – удерживание головы – появляется на втором-третьем месяце жизни, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении. Второй признак – малыш сидит – развит в 6-7 месяцев. Кроме того, на 6-м месяце малыш начинает ползать, на 7-м – ползает хорошо. Третий признакребенок стоит — в 9-10 месяцев. Четвертый признакмалыш ходит – к концу первого года жизни.

Условно-рефлекторная деятельность это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главным рефлексом у новорожденного является пищевая доминанта. Подошло время кормления, ребенок проголодался и он плачет – это хорошо. Пососал материнскую грудь, поел – успокоился, уснул. К концу первого месяца через несколько минут после начала кормления наступает небольшая пауза – ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь. На втором месяце формируется улыбка, на третьем – радостное движение конечностей при виде матери. Все это указывает на формирование условных рефлексов на внешние раздражители.

При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени. т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному. Например. 1. Если 5-месячному ребенку показать яркую игрушку, то он прекращает движения, широко открывает глаза, рот — это так называемое оральное внимание. При такой же ситуации на 8 месяце жизни ребенок должен не открыть рот, а потянуться за игрушкой руками. Наличие орального внимания у ребенка к концу первого года жизни указывает на задержку НПР.

2. Приближение незнакомого человека, матери, отца к ребенку 4-5 месяцев вызывает у него комплекс оживления: радостное торжествование на лице, выраженная улыбка, малыш перебирает ручками, ножками. На 8-9 месяце жизни ребенок при появлении матери должен тянуться к ней руками, а на чужого человека у малыша возникает реакция страха и негативизма.

До конца первого года возникает сенсорная речь: понимание малышом отдельных слов, которые звучат со стороны. Это обнаруживается поворотом головы, потягиванием ручек и т.д. Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда он начинает аукать. Произношение первых звуков называется гуление (а, гу-у, э-э-э и т.д.). В 6 месяцев ребенок произносит отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и др.), не понимая их смысла, что называется лепет. К концу первого года жизни в лексиконе малыша уже 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, на, папа, мама и др.). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, тик-так -часы) В 2 года запас слов доходит до 300, появляются краткие предложения.

Высшая нервная деятельность. Этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Он является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет

Для точной оценки своевременности становления НПР в зависимости от возраста ребенка условно выделено 6 этапов: І этап 0-1 месяц; II этап 1-3 месяца; III этап – 3-6 месяцев; IV этап – 6-9 месяцев; V этап 9-12 месяцев; VI этап – 1-3 года.

Читайте также:
Панкреатит: симптомы и лечение у взрослых

Психомоторное развитие детей в I полугодии В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку. В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову. В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.

В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке. В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет. Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.

Психомоторное развитие детей во II полугодии В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею. Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер. В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их. Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.

В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой. В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги. В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др. Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.

Развитие детей

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Читайте также:
Элькар - инструкция по применению для детей, отзывы и аналоги

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением

вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

Читайте также:
Комедоны на лице - фото, симптомы, профилактика и лечение

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам — V4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого — 20—25 г.

Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной — наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.

Рекомендации по режиму и физическому воспитанию ребенка первого года жизни с учетом его нервно-психического развития

Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса на осмотре новорожденного неврологом. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

Читайте также:
Селезенка - где находится и как болит, за что отвечает? Функции

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность (табл. 5).

В возрасте 4—7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13—15 годам.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981.

Расти, расти, деточка

Полякова Ольга Владиславовна

Важные размеры

Действительно, рост, масса тела, а еще величина окружности головы и груди – это основные показатели, с помощью которых оценивается физическое развитие новорожденного ребенка. Маленький или, наоборот, большой вес, соотношение окружности головы и груди, рост малыша – это не просто сухие цифры, по ним можно предположить или исключить некоторые заболевания новорожденного. Вот почему, как только ребенок родился, его сразу же измеряют, взвешивают и заносят эти данные в медицинскую карту. Затем на первом году жизни рост, вес, окружность груди и головы ребенка должны измеряться один раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.

Рост доношенных новорожденных обычно находится в пределах 46–56 см. Мальчики, как правило, длиннее девочек, но если родители высокие, то новорожденная девочка может значительно опережать в росте среднестатистического новорожденного мальчика.

Что же происходит с ростом детей на первом году жизни? За этот период ребенок вырастает интенсивнее всего – на целых 20–25 см! В дальнейшем такой значительной прибавки в росте уже не будет.

После первого года темп прибавки роста несколько снижается: на втором году жизни ребенок вырастает на 8–12 см, на третьем — на 10 см. После трех лет считается нормальным, если ребенок в год вырастает не менее чем на 4 см.

Известно, что рост детей увеличивается неравномерно, скачками. Например, существует сезонная и суточная динамика. Многие родители замечают, что за лето ребенок вытягивается больше, чем в другое время года. Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4–5 лет. Следующий обычно приходится на подростковый возраст – начало периода полового созревания. В это время дети растут очень быстро – в год до 8–10 см и даже более. Причем у мальчиков и девочек это происходит, в разном возрасте – девочки «стартуют» раньше на 1–2 года, зато мальчики потом их догоняют и перегоняют.

Интересный факт: быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, – быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.

Что влияет на рост

То, как ребенок будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. Если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. Причем мальчики растут обычно так же, как их папа (или родственник по мужской линии – дядя, дедушка), а девочки следуют сценарию «женской линии» (мама, бабушка, тетя). Так что если папа ребенка до определенного возраста стоял на физкультуре в строю сверстников последним или предпоследним, а подростком за одно лето резко вырос, то вероятно, что и у сына тоже будут такие же темпы роста.

Существуют формулы, которые позволяют вычислить генетически заложенный рост вашего ребенка. Однако в зависимости от некоторых других факторов рост ребенка может быть больше или меньше, отличаться от расчетного до 10 см!

Читайте также:
Бронхиальная астма - симптомы и лечение у взрослых

Девочки = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 – 6,5 см.

Мальчики = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 + 6,5 см.

И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.

А еще установлено, что дети растут во сне. Гормон роста выделяется в кровь ночью, когда ребенок крепко спит. Большая часть гормона вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Так что чтобы ребенок хорошо рос, он должен спать именно в это время, причем не просто спать – сон его должен быть уже глубоким. Кроме того, сон должен быть еще достаточно продолжительным: до 12–14 лет ребенку надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8.

За ростом ребенка надо внимательно следить. Существует такое состояние, как дефицит гормона роста (соматотропная недостаточность) – часто это врожденная болезнь. У ребенка в гипофизе с самого рождения вырабатывается очень мало гормона роста (СТГ). Ребенок рождается с нормальным ростом и весом, а потом начинает плохо расти: в 2 года вместо средних 80–85 см, он имеет рост 78–80 см. К пяти годам это отставание все более заметно, и с каждым годом ребенок все больше и больше отстает в росте от сверстников. Если такого ребенка не лечить, то уже взрослым человеком он будет иметь маленький рост: мужчины меньше 140 см, женщины – меньше 130 см. Но если вовремя заметить отставание в росте и начать лечение искусственным гормоном роста, то ребенок вскоре догоняет сверстников, а потом и сам растет хорошо.

Записывайте рост вашего малыша примерно раз в год в одно и то же время. Если ребенок растет на 4 см в год после 4 лет – это нормально, но если меньше, то это повод для беспокойства.

Получая результаты измерения своего малыша нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к определенному возрасту достигать среднестатистического роста. Нужно учитывать рост при рождении, а также темпы прибавки этих показателей: так, новорожденный с ростом 48 см может значительно отличаться по антропометрическим показателям от ребенка, родившегося с ростом 55 см и весом 4000 г. И это совершенно нормально – хорошо, когда в мире есть разнообразие!

Нормой для новорожденного считаются:

рост: от 46 до 56 см

Прибавка роста по месяцам:

1–3 мес: по 3–3,5 см ежемесячно (всего 9–10,5 см)

3–6 мес: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см)

6–9 мес: по 1,5–2 см ежемесячно (всего 4,5–6 см)

9–12 мес: по 1 см ежемесячно (всего 3 см)

Средние показатели роста в 1 год:

70% гормона роста вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Получается, что в это время ребенок любого возраста должен не просто спать, а видеть десятый сон – причем глубокий. Поэтому, чтобы хорошо расти, до 12–14 лет надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8

На росте могут сказываться проблемы со здоровьем. Например, хронические заболевания дыхательной системы, сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, гормональные нарушения. Регулярный прием лекарств, содержащих гормоны глюкокортикостероиды (например, для снятия приступов астмы), тоже замедляет рост.

Оценка физического развития недоношенного ребенка

Физическое развитие (ФР) – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Эксперты ВОЗ определяют показатели ФР как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра.

Параметры ФР представляют различную клинико-диагностическую ценность.

Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.

ФР недоношенных детей необходимо оценивать только по скорригированному возрасту, что особенно важно для детей, рожденных с массой тела менее 1500 грамм.

Для детей, рожденных в 32-33 недели или позже, коррекция гестационного возраста может завершаться в возрас­те 1 года. Корригированный возраст у недоношенных детей должен рассчитываться в первые два года жизни.

Для оценки ФР недоношенных детей целесообразно использовать диаграммы, позволяющие оценивать основные антропометрические параметры (массу, длину тела, окружность головы). Для недоношенных новорожденных до 50 недели постконцептуального возраста целесообразно пользоваться диаграммой Фентона (рис. 1 и 2). Антропометрические показатели считаются соответствующими гестационному возрасту, если они находятся на данной диаграмме между 10 и 90 перцентилем.

Читайте также:
Храп у мужчин во сне - причины и лечение, как избавиться

girls

Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013).

Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окруж­ности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели ФР, свойственные 80% недоношен­ных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свой­ственные только 7% условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцен­тиля, – это области очень низких и очень высоких пока­зателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3% случаев.

В более старшем возрасте (после 50 недели постконцептуального возраста) рекомендуется переходит на дифференцированные диаграммы, позволяющие проводить оценку физического развития до достижения ребенком скорригированного возраста 36-38 месяцев.

У детей с ОНМТ и ЭНМТ прибавка массы тела происходит более интенсивно; их масса к 2-2,5 мес. удваи­вается, к 3-3,5 мес. утраивается, а к 1 году масса тела у этих детей увеличивается в 6-8 раз.

boys

Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

За первый год жизни рост недоношенных детей увеличивается в среднем на 26-35 см и к году со­ставляет 70-75 см. Наиболее интенсивно на первом году жизни увеличивается рост глубоконедоношенных детей (на 30-32 см).

До окончания коррекции возраста при формулировании заключения о ФР в индивидуальной истории развития недоношенного ребенка используют следующие выражения: «Физическое развитие соответствует сроку гестации» или «Физическое развитие не соответствует сроку гестации» с указанием превышения иди дефицита какого-либо параметра (массы, роста, окружностей головы и груди).

Нередко, дети с ЭНМТ плохо растут в раннем детстве, и часто эта проблема сохраняется в дальнейшем. К 5 годам дефицит массы могут иметь 30%, а роста – 50% детей, родившихся до 30 недели гестации. Периоды «вытягивания» в данной группе детей начинаются на 1-2 года позднее. У детей, родившихся с массой тела менее 800г., к 3 годам длина тела и окружность головы ниже 5-го перцентиля, а масса тела – около 10-го перцентиля. Наиболее часто нарушения роста (задержка темпов роста) выявляются у детей с кардиореспираторными проблемами, патологией ЦНС (нарушение глотания), анемией и другими хроническими заболеваниями.

Уменьшение размеров окружности головы (менее третьего перцентиля) часто ассоциируется с нарушением когнитивной функции в школьном возрасте (по сравнению с детьми, имевшими нормальный рост головы в первые два года жизни, дети с замедленным увеличением окружности головы имели индекс ментального развития значительно ниже).

Прирост окружности головы (ОГ) и груди (ОГр) у недоношенных по месяцам в первый год жизни:

Прорезывание зубов у детей

pic

Прорезывание зубов – это сложный физиологический акт, который можно считать показателем общего состояния здоровья ребенка и его правильного развития. Часто от родителей можно услышать вопросы на тему: нормально ли, что у ребенка в возрасте 6, 8, 10 месяцев еще нет зубов?

Нормальным считается парное прорезывание симметричных зубов в определенном порядке и в соответствующие сроки. Первыми появляются центральные резцы нижней челюсти приблизительно около 6 месяцев, а завершается процесс прорезыванием всех 20 зубов временного (молочного) прикуса к 2,5 – 3 годам.

Механизм прорезывания зубов и его влияние на организм

Механизм прорезывания сложен и реализация его требует согласованной работы многих систем организма. И несмотря на то, что существует много теорий, описывающих этот процесс, ни одна из них не может объяснить все его особенности и взаимосвязи. Под воздействием многих факторов, как генетических, так и средовых, сроки прорезывания могут смещаться.

На 7 неделе внутриутробного развития закладываются все зубы временного прикуса, а с 18 по 36 неделю начинается процесс минерализации их коронок. Все, что происходит в эти периоды с беременной женщиной может оказывать влияние на формирование зубочелюстной системы и не только.

К таким воздействиям относятся:

  • ранний токсикоз,
  • угрозы прерывания беременности,
  • заболевания матери, в том числе и инфекционные,
  • стрессы,
  • не полноценное питание,
  • нарушение минерального обмена,
  • прием лекарственных препаратов,
  • вредные привычки и профессиональные вредности.

Также имеют значение особенности рождения – стремительные или затяжные роды, кесарево сечение, родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах, поражения ЦНС, недоношенность.

Факторы влияющие на прорезывание зубов

На первом году жизни из факторов, влияющих на своевременное прорезывание, важны:

  • вид вскармливания,
  • прикорм,
  • дефициты витаминов и минералов,
  • травмы,
  • частые инфекционные заболевания,
  • рахит,
  • эндокринные нарушения.

Дети с генетическими синдромами и пороками развития могут иметь отклонения в сроках прорезывания зубов, как правило, в сторону увеличения.

К сожалению, не на все эти факторы можно повлиять, но скорректировать или устранить многие из них вполне возможно, тем самым приблизив сроки прорезывания к физиологической норме.

Читайте также:
Частое мочеиспускание у женщин без боли - причины, лечение

Если речь идет о ребенке с заболеванием, то в первую очередь следует лечить основное заболевание у профильного специалиста, но не забывая про все рекомендации, которые относятся и к здоровым детям тоже.

Рекомендации педиатра

Часто позднее прорезывание зубов наблюдается у здоровых детей из-за недостаточности питания, нарушений минерального обмена, нехватки витамина Д и неправильного ухода. Поэтому в первую очередь, следует обратить внимание на питание малыша.

Для этого стоит обратиться к педиатру, который оценит физическое развитие ребенка, в случае необходимости скорректирует питание, ориентируясь на объективные критерии (такие как прибавка массы тела и т.д.), назначит витамины и даст рекомендации. В приоритете всегда грудное вскармливание со своевременным введением прикорма. Т.к. именно прикорм не только обеспечивает растущий организм необходимыми питательными веществами, но и помогает постепенно перейти от сосания к жеванию, что стимулирует не только появление зубов, но и речь.

Профилактический прием витамина Д и полноценное питание способствует минерализации зубов, а массаж десен локально улучшает микроциркуляцию и готовит ткани к прорезыванию.

Важно не препятствовать желанию ребенка что-либо грызть, это помогает правильному росту и развитию челюстей и координации мышц, что является физиологичной профилактикой многих ортодонтических нарушений в будущем.

Обязательно консультация детского стоматолога в возрасте 1 месяца для исключения врожденных пороков развития зубочелюстной системы и в 1 год для оценки здоровья прорезавшихся зубов.

Также для на первом году жизни рекомендуется наблюдение остеопата. Это поможет скорректировать возможные последствия действия неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития и в родах, устранить соматические дисфункции и напряжения тканей в области черепа.

За счет улучшения кровоснабжения, питания и иннервации тканей верхней и нижней челюстей стимулируется их рост и правильное развитие, что поспособствует своевременному и более легкому прорезыванию зубов. Кроме того, с помощью мягких остеопатических техник поможет сбалансировать все системы организма, что обеспечит их согласованное участие в формировании временного прикуса, а в будущем и постоянного.

Все это, в совокупности, позволит ребенку своевременно осваивать новые навыки и гармонично развиваться.

Молочные зубы у детей: порядок прорезывания

Термин «молочные зубы» введен Гиппократом – древнегреческим целителем и врачевателем. «Отец медицины» полагал, что эти зубки у малышей состояли из молока — основного и единственного питания, которое получали дети. Шли годы, медицина развивалась, и эта теория не выдержала критики. Но до сих пор прорезывание зубов у детей – фактор, по которому оценивают рост и развитие ребенка.

Молочные зубы у детей: порядок прорезывания

Когда режутся первые зубы

В среднем первый зубик появляется в возрасте полугода. Но в последние 20-30 лет врачи отмечают более раннее прорезывание и первые зубки в 4 месяца – не редкость.

Сроки прорезывания зависят от многочисленных факторов: наследственности, течения беременности, способа родоразрешения, состояния здоровья малыша, и, конечно, питания. Исследование, проведенное в 2008 году, показало, что у детей на искусственном вскармливании, прорезывание молочных зубов происходит в среднем на 3-6 недель раньше. Зубы в 5 месяцев у детей, на искусственном вскармливании появляются все чаще. В группе детей, получающих исключительно материнское молоко, прорезывание начиналось в средние установленные сроки или с задержкой в 1-3 недели.

Более поздние исследования – 2019 года, доказали взаимосвязь между весом ребенка при рождении и сроками прорезывания зубов. У недоношенных детей первые зубы проявлялись позже – к 7-8 месяцам. У малышей, рожденных недоношенными и при дефиците веса, сроки смещались в среднем на 2-6 месяцев. У детей с избыточной массой тела прорезывание начиналось раньше.

Молочные зубы у детей: порядок прорезывания

В молочном прикусе – 20 зубов, по 10 на каждой челюсти: 4 резца, 2 клыка и 4 моляра. И их прорезывание происходит по определенной схеме. Одноименная группа зубов появляется в полости рта примерно в одно и то же время.

Какие зубы лезут первыми? Согласно графику прорезывания первыми появляются центральные резцы на нижней челюсти. Эта последовательность определена практической значимостью для ребенка и имеет следующий порядок:

Необходимы для откусывания, они буквально прорезают пищу.

Увеличивают площадь воздействия на пищу.

Это первые жевательные зубы, предназначенные для перетирания пищи.

Увеличивают возможности пережевывания пищи. С их появлением у ребенка должно быть как можно больше продуктов, требующих тщательного пережевывания.

В редких случаях процесс прорезывания зубов начинается с верхней челюсти. И это не признак патологии, как считалось ранее, а индивидуальная особенность организма. Прорезывание зубов на верхней челюсти всегда происходит легче, что объясняется анатомическими особенностями костной ткани – она более пористая. Многолетние наблюдения за развитием детей позволили сформулировать схему прорезывания молочных зубов у детей, учитывающую вариации нормы:

К трем годам в полости рта должны прорезываться все 20 молочных зубов. И это показатель нормы у детей, рожденных в срок, без серьезных проблем со здоровьем.

Педиатры пользуются формулой, позволяющей определить, сколько молочных зубов должно быть у ребенка в конкретном возрасте: Х = У – 4.

Где «Х» – количество зубов, а «У» – число месяцев жизни ребенка. Для примера, в 12 месяцев у ребенка в ротовой полости должно быть 8 зубов. Это формула определяет только примерные значения и используется только до 2-2,5 лет.

Читайте также:
Стоматологические - Препараты для стоматологии

Симптомы прорезывания

За несколько недель до начала прорезывания родители могут заметить так называемые предвестники – признаки, указывающие на начало процесса прорезывания зубов.

К их числу можно отнести: капризы, изменения настроения, тревожный сон, что можно объяснить неприятными ощущениями в полости рта, давлением на челюсть. Ведь чтобы зуб смог появиться в полости рта, он должен преодолеть костную ткань, слизистую оболочку десен. Коронка зуба в буквальном смысле прорывает ее и этому способствует механическое давление и ферменты слюны. Поэтому обильное слюноотделение считают одним из признаков скорого прорезывания.

За 7-10 дней до появления первого зуба на деснах можно заметить покраснение, отек, постепенно прорисовывается очертания коронки. Когда появляются первые зубы, малыша может беспокоить зуд, ощущение давления изнутри.

Выраженные симптомы прорезывания исчезают, как только режущий край или один бугор появился над слизистой оболочкой. Обычно на это требуется от 2 до 7 дней.

Но самыми сложными в прорезывании считаются клыки, что объясняется их анатомическим расположением, и жевательные зубы – моляры, за счет более массивной коронки.

Возможные проблемы

Прорезывание зубов – процесс физиологический, хоть и может быть связан с некоторыми неприятными ощущениями. Этот процесс требует внимательного отношения со стороны врача и родителей, ведь при его нарушениях можно заподозрить проблемы с развитием.

В первую очередь врачи оценивают физиологические показатели прорезывания. Речь идет не только о сроках появления зубов, но и принципе парности. Первыми в полости рта появляются центральные резцы нижней челюсти, следом – одноименные зубы верхней. Эти зубы и образуют пару, которая вступает в жевательный контакт, и по мере появления всех молочных зубов, происходит формирование высоты прикуса.

При нарушении этого принципа можно заподозрить определенные проблемы, например, неправильное расположение зачатков зубов в толще челюсти (ретенцию), их полное отсутствие (адентию). К счастью, такие нарушения выявляются редко и их можно рассматривать лишь как индивидуальную особенность. Но такие дети нуждаются в пристальном внимании врачей и комплексе мер для профилактики патологий прикуса.

Как помочь ребенку при прорезывании зубов

Капризы, бессонные ночи, нарушения аппетита – симптомы, часто сопровождающие прорезывание зубов. И в этот период малышу нужна помощь в облегчении зуда, жжения и давления при прорезывании зубов.

xchildren2

В аптеках и специализированных детских магазинах представлен широкий ассортимент прорезывателей из пищевого силикона и других материалов. Возможность охладить прорезыватель окажет дополнительное обезболивающее действие, снимет раздражение.

Дети, находящиеся на грудном вскармливании чаще прикладываются к груди, ведь материнское молоко – это не только питание и жидкость, это еще и «лекарство», которое поможет справиться с неприятными ощущениями, зудом, получить порцию любви и заботы. В это время дети нуждаются в заботе и внимании. Родительская забота, массаж десен – лучшие средства, позволяющие быстро справиться с симптомами и облегчить состояние малыша.

В последнее время популярность получили гели при прорезывании зубов у детей. Это средства, которые содержат обезболивающий, охлаждающий и противовоспалительный компонент, устраняющие причины, вызывающие неприятные ощущения.

Однако их вред в некоторых случаях превышает пользу. Средства, содержащие анестетик – лидокаин или новокаин, могут стать причиной аллергических реакций. В этом плане небезопасны и средства, содержащие растительные компоненты. В 2003 году было зарегистрировано более 8 тысяч случаев отравления и 67% от общего числа были дети до 6 лет. На Западе с 1983 по 2003 год было зарегистрировано 7 летальных исходов, связанных с употреблением местных анестетиков. Использовать такие средства можно, но только по строгим показаниям и следуя инструкции по применению, обязательно под наблюдением врача.

Во сколько нужно начинать чистить зубы

Стоматологи рекомендуют начинать чистить зубки с первого прорезавшегося. Но при этом используя зубную щетку-напальчник. Эти щетки отличаются мягкостью, они неспособны повредить нежную эмаль, раздраженные десны. Одновременно с очищением происходит и мягкое массирование десен, что облегчает симптомы.

Стоматологи рекомендуют начинать чистить зубки с первого прорезавшегося. Но при этом используя зубную щетку-напальчник. Эти щетки отличаются мягкостью, они неспособны повредить нежную эмаль, раздраженные десны.

Одновременно с очищением происходит и мягкое массирование десен, что облегчает симптомы.

Гигиена полости рта детей раннего возраста может осуществляться с пастой или без нее. У стоматологов на этот счет нет однозначного ответа. Использовать пасту, адаптированную под возраст, рекомендовано детям из групп риска:

  • Получающим искусственное вскармливание;
  • Рожденным раньше срока;
  • С ослабленным здоровьем;
  • С диагностированными болезнями и др.

Зубная паста должна быть адаптирована по возрасту и подходить для чистки зубов грудных детей, обычно на упаковках отмечается как «0+». Их отличает натуральный состав, они без абразивов, а очищение осуществляется за счет ферментов, как правило, молочных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: