Дети с хроническими проблемами со здоровьем

Дети с хроническими проблемами со здоровьем

Уважаемые посетители сайта! Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос, а так же записаться на прием!

Внимание! Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения.

Мы свяжемся с Вами по контактному телефону для согласования даты и времени приема.

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Заполните форму и мы перезвоним Вам.

Санкт-Петербург, ул.Парашютная, 23, корп.2

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Частые заболевания у детей разного возраста и их профилактика

Детский возраст подразделяется на несколько периодов. Каждый период детского возраста характеризуется особенностями роста, развития, иммунитета, функционирования органов и систем. В связи с этим, для каждого возрастного периода характерны те или иные заболевания у детей.

Грудной период (до 1 года жизни)

  • Интенсивный набор веса и роста (за первый год вес увеличивается в 3 раза, рост в 1.5 раза). Ребенок очень быстро растет, и при неполноценном или однообразном питании легко возникает дефицит нутриентов, витаминов, минеральных веществ, что приводит к развитию дефицитных заболеваний (рахит, анемия, дистрофия). Рахит связан с дефицитом витамина Д и кальция. Анемия связана с дефицитом железа, магния и цинка. Дистрофия – с недостаточностью нутриентов (белков, жиров, углеводов).

Правильное питание ребенка – предпочтительно грудное вскармливание до 1 года со своевременным введением прикорма в 6 месяцев (ежемесячно вводится новый прикорм: разнообразные овощи, каши, мясо, фруктовое пюре, творог, кисломолочные продукты и др). При искусственном вскармливании прикорм вводится с 5 месяцев.

Для профилактики рахита с 1 месяца жизни назначается витамин Д. Прогулки с ребенком не менее 2 часов в день с открытым личиком и с открытым капюшоном коляски. Массаж, гимнастика.

Для профилактики анемии – мясо красное (говядина), печень, гречневая каша. Если еще рано вводить ребенку мясо, то кормящая мама должна принимать комплекс минералов с железом и витаминов.

  • Кожа ребенка нежная, тонкая и легко ранимая, поэтому часто возникают заболевания кожи: гнойничковые и дерматиты.

Рекомендуется купать ребенка ежедневно. Смазывать все складочки детским маслом. Подмывать после смены подгузника. Не перегревать, так как легко возникает потница.

  • Незрелость всех органов и систем, в том числе желудочно-кишечного тракта, поэтому ребенок часто болеет кишечными заболеваниями: диспепсии, дисбиозы. А также это способствует формированию пищевой аллергии.

Рациональное вскармливание ребенка (см.выше). Нельзя давать ребенку пищу, не соответствующую возрасту. Новые продукты вводить постепенно. Ребенку давать только свежеприготовленную пищу. Правильное питание кормящей женщины с исключением аллергенов (цитрусовые, шоколад, коровье молоко и др.)

  • Прорезывание зубов. С 6 месяцев у ребенка начинают прорезываться зубы, ребенок все тянет в рот, поэтому часто возникают стоматиты.

Тщательно следить за чистотой сосок, игрушек, посуды, рук. Проводить ребенку гигиену полости рта, с момента прорезывания зубов чистить их специальными щетками.

Период раннего детства (1 – 3 года)

  • У ребенка исчезает материнский иммунитет, который обеспечивался грудным вскармливанием, а детский иммунитет еще не сформирован. Кроме этого возрастает число контактов со сверстниками (детский сад, детские площадки). Поэтому в этом возрасте высока частота острых заболевания дыхательных путей («простудных») – ОРВИ, бронхитов – до 5-6 раз в год. А также часто встречаются детские инфекции (ветряная оспа, краснуха, скарлатина) и кишечные заболевания.

Повышение иммунитета ребенка и ограничение контактов с больными людьми. Закаливание, полноценное питание (фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты), прогулки, физкультура и спорт – это укрепляет иммунитет. Ограничение контакта с больными: нельзя посещать с ребенком места скопления народа – торговые центры, магазины, кинотеатры. Специфическая профилактика – прививки от гриппа, коклюша, краснухи, кори, паротита, полиомиелита.

Кроме этого в профилактике кишечных инфекций: чистые руки, чистые игрушки, свежеприготовленная пища.

  • Незрелость мышечной и нервной систем. Начало активной ходьбы, быстрое развитие моторных навыков. Поэтому у детей этого возраста высокий уровень травматизма.

Следить за ребенком (лестницы, углы мебели). Исключить доступ к розеткам, режущим и колющим предметам, лекарствам, мелким предметам и др.

  • Развитие речи. Высока частота нарушений развития речи, чаще – задержка речевого развития.

Для развития речи необходимо разговаривать с ребенком предметно, читать детские книжки, развивать мелкую моторику, заниматься лепкой, рисованием. Исключить телевизор как длительный звуковой фон, так как ребенок привыкает не прислушиваться и не вникать в смысл речи. В дальнейшем развивается непослушание, так как «не слышит родителей».

Дошкольный период (3 – 7 лет)

  • Становление иммунитет ребенка. Заболеваемость инфекционными болезнями несколько уменьшается, однако еще остается на довольно высоком уровне: ОРВИ – до 3-4 раз в год. Часто встречаются детские инфекции (ветряная оспа, краснуха, скарлатина). В данном периоде самая высокая частота глистных инвазий, так как ребенок не всегда выполняет гигиенические мероприятия, контактирует с животными. Часто в этом возрасте происходит дебют бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний (аллергический ринит, конъюнктивит и др).

Закаливание, полноценное питание (фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты), прогулки, физкультура и спорт – это укрепляет иммунитет. Ограничение контакта с больными: нельзя посещать с ребенком места скопления народа – торговые центры, магазины, кинотеатры. Специфическая профилактика – прививки от гриппа, коклюша, краснухи, кори, паротита.

Кроме этого в профилактике глистных инвазий – чистые руки, ограничение контактов с животными и птицами.

В профилактике аллергии: правильное питание с ограничением цитрусовых, шоколада. Гипоаллергенный быт: в детской комнате должно быть мало мягких игрушек, необходима регулярная стирка их, а также штор, покрывал. Ежедневная влажная уборка. Ограничение контакта с животными и птицами.

  • В функционировании нервной системы процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому характерными заболеваниями являются неврозы и невротические состояния.
Читайте также:
Немеет левая рука, пальцы и кисть руки - причины, симптомы, лечение и возможные заболевания + 10 ТОП видео с Ютуб

Спокойная обстановка дома, выяснять отношения не при ребенке. Ребенка не ругать, а объяснять. Твёрдые правила, режим дня, достаточный сон. Перед сном – спокойные игры, исключить просмотр TV. Ребенок в этом возрасте много фантазирует – не смеяться, не обзывать. Также для этого возраста характерны различные страхи. Ребенка нельзя пугать, если боится темноты, поставить светильник в комнате и т.д.

  • Период первого вытяжения, когда дети за год вырастают на 7 – 10 см (4–6 лет у мальчиков и 6–7 лет у девочек). При этом мышцы и связки еще не окрепли. Следовательно, возрастает частота ортопедических заболеваний: нарушение осанки, плоскостопие.

Следить за осанкой. Правильный стол и стул для занятий. Подставка для книг. Не портфель, а рюкзак. Физкультура. Обувь по размеру, ортопедическая (фиксирующая пятку и голеностопный сустав). Летом ходьба босиком. По гладкому полу босиком не рекомендуется, так как провоцируется плоскостопие.

Младший школьный возраст (7 – 12 лет)

  • Окончательно формируется иммунитет. Поэтому частота острых простудных заболеваний уменьшается. Однако у части детей формируются хронические заболевания ЛОР-органов (тонзиллит, аденоидит, отит и др.)

Сразу обращаться к врачу при заболевании. Правильное лечение простудных заболеваний. Выдерживать ребенка дома до выздоровления. Курсы поливитаминов. Закаливание, полноценное питание (фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты), прогулки, физкультура и спорт – это укрепляет иммунитет.

  • Продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, с 9-10 лет отмечается усиление роста у девочек до 7-8 см в год, следовательно, часто формируются нарушение осанки, сколиоз.

Следить за осанкой. Правильный стол и стул для занятий. Подставка для книг. Не портфель, а рюкзак. Физкультура.

  • Возрастают учебные нагрузки. Высока вероятность формирования нарушений зрения.

Следить за освещенностью рабочего места. Перерывы между занятиями, гимнастика для глаз. Ограничение просмотра TV и игр за компьютером, тем более, на телефоне или планшете (очень маленький экран, сильно напрягается зрение). Прогулки не менее 2 часов ежедневно.

  • В функционировании нервной системы еще не развит в полной мере процесс торможения, дети невнимательны, в то же время контроль за ними становится меньше, что приводит к частому травматизму.

Объяснить правила дорожного движения, правила предупреждения травм при играх (горки, лыжи, бег и др.), правила поведения на переменах.

  • Смена прикуса на постоянный, частая заболеваемость кариесом.

В питании детей обязательно должны присутствовать молочные продукты, сыр, рыба. Регулярная гигиена полости рта (чистить зубы, полоскать после еды). Профилактический осмотр стоматолога 1 раз в 6 месяцев.

Старший школьный или подростковый возраст (12 – 17 лет)

  • Половое созревание, перестройка эндокринной и нервной систем. Самая частая патология данного возраста – вегето-сосудистая дистония (ВСД), которая проявляется эмоциональной неустойчивостью, головными болями, головокружениями, нестабильностью артериального давления (либо понижение, либо повышение). Часты неврозы и невротические состояния.

Режим дня, чередование активности и отдыха, достаточный сон, ограничение просмотра TV и игр за компьютером и на гаджетах. Адекватные умственные нагрузки. Прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов ежедневно. Физкультура и спорт. Спокойное общение с подростком, допустимость его увлечений. Регулярный контроль уровня АД.

  • Неустойчивость функционирования систем и органов. Прибавка в массе 3-6 кг в год. У мальчиков с 13-14 лет интенсивный рост до 7-9 см в год. Частые заболевания этого периода:

v Хронические заболевания ЖКТ (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь).

v Нарушения пищевого поведения (ожирение, анорексия).

v Эндокринные заболевания (нарушение полового созревания).

Правильное питание, обязательный завтрак утром, обед с супом. Ограничение фастфуда, чипсов, газировки, острой и жареной пищи и др. Исключить еду наспех, всухомятку, длительные перерывы между приемами пищи.

Для профилактики пищевых нарушений, особенно анорексии, важно повышение самооценки подростка. Нельзя есть перед компьютером и TV, так как человек, увлеченный игрой или сюжетом, не замечает количество съеденной пищи и не ощущает чувство насыщения, что приводит к избыточному весу.

При отставании или опережении полового развития необходимо обратиться к эндокринологу. Девочкам рекомендовано ограничение физических нагрузок, так как тяжелые физические нагрузки могут привести к нарушениям в репродуктивной сфере.

  • Особенности психики: нигилизм по отношению к взрослым, стремление к общению со сверстниками. Рискованное поведение. Таким образом, это возраст формирования вредных привычек, ИППП, незапланированной беременности.

Здоровый образ жизни родителей. Занять ребенка разными видами деятельности, чтобы не было свободного времени (спорт, музыка, кружки и др.). Доверительные отношения. Беседы, литература, брошюры, фильмы на темы репродуктивного здоровья.

Исследование качества жизни у детей с хроническими заболеваниями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимофеева А. Г., Винярская Ирина Валерьевна

СТАТЬЕ ОБСУЖДАЕТСЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ. ПРЕДСТАВЛЕНЫ НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ : ВЛИЯНИЕ ХРОНИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ , ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРИ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМАХ, ОТДАЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимофеева А. Г., Винярская Ирина Валерьевна

Психологическая помощь и качество жизни семей с детьми подросткового возраста, страдающими хроническими соматическими заболеваниями

Читайте также:
Дерматология - симптомы и лечение заболеваний кожи. Врач дерматолог - какие заболевания лечит?

QUALITY OF LIFE OF CHILDREN WITH CHRONIC DISEASES

AN URGENCY OF STUDYING OF QUALITY OF LIFE IN CLINICAL PEDIATRICS IS DESCRIBED IN THIS ARTICLE. SOME RESULTS OF TRIALS, STUDYING QUALITY OF LIFE OF CHILDREN WITH CHRONIC DISEASES WAS PRESENTED. THESE RESULTS INCLUDE INFORMATION OF INFLUENCE OF CHRONIC DISEASE, PECULIARITIES OF QUALITY OF LIFE IN PATIENTS WITH DIFFERENT NOSOLOGIC FORMS, LONG-TERM DISORDERS OF QUALITY OF LIFE .

Текст научной работы на тему «Исследование качества жизни у детей с хроническими заболеваниями»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

А.Г. Тимофеева, И.В. Винярская

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Исследование качества жизни у детей с хроническими заболеваниями

В СТАТЬЕ ОБСУЖДАЕТСЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ. ПРЕДСТАВЛЕНЫ НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ: ВЛИЯНИЕ ХРОНИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРИ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМАХ, ОТДАЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕТИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Контактная информация: Исследование качества жизни (КЖ) в клинической медицине — уникальный подход,

Винярская Ирина Валерьевна, во многом изменивший традиционный взгляд на проблему болезни и состояние

кандидат медицинских наук, больного [1]. Стандарты обследования, опирающиеся на широкий спектр лаборатор-

заведующая лабораторией проблем ных и инструментальных показателей, отражают лишь биологическую составляющую

медицинского обеспечения и качества болезни, но не дают полного представления о состоянии пациента, его отношении к

жизни детского населения Научного своему заболеванию, степени его дезадаптации. Оценка КЖ, основанная на субъек-

центра здоровья детей РАМН тивном мнении пациента, может существенно дополнить клиническую картину,

Адрес: 119991, Москва, обеспечить индивидуальный подход к больному, мониторинг лечения.

Ломоносовский проспект, д. 2/62, Одним из направлений изучения КЖ в педиатрии является оценка влияния хроничес-

тел. (499) 134-07-24 кого заболевания на ребенка. Сравнение параметров качества жизни здоровых и

Статья поступила 25.09.200 г., больных детей позволяет определить общие закономерности нарушения качества

принята к печати 01.12.2008 г. жизни при развитии хронического заболевания, особенности этого показателя при

определенных нозологических формах, влияние тяжести и длительности болезни на качество жизни.

В педиатрии предпринято много работ с целью сравнения КЖ здоровых и больных детей. Всеми авторами установлено достоверно более высокое качество жизни здоровых детей, чем имеющих хронические заболевания, независимо от нозологии. Это приводит исследователей к выводу о необходимости проведения профилактических мероприятий среди детского населения.

Наибольшее число исследований посвящено изучению КЖ детей при различных хронических заболеваниях. Спектр описываемых нозологий очень широк: онкология, ЛОР-болезни, аллергология, неврология, травматология, нефрология, дерматология, гастроэнтерология, стоматология, психиатрия, пульмонология, эндокринология, кардиология, ревматология, инфекционные болезни и др. Результаты, полученные в ходе этих исследований, несут новую и весьма ценную информацию для педиатров о влиянии хронического заболевания на благополучие ребенка.

Одним из примеров такого влияния служат результаты исследования A. McKenna и соавт. [2]. Авторами проведено изучение параметров качества жизни детей с различными стадиями хронических заболеваний почек: с хронической почечной недостаточностью, с терминальной стадией хронических заболеваний почек, находящихся на гемодиализе, больных после трансплантации почки. Показатели КЖ больных оказались ниже, чем здоровых детей, что закономерно. При этом оказалось неожиданным, что качество жизни детей после трансплантации почки было снижено более значимо, чем детей, находящихся на гемодиализе. Кроме того, у второй группы пациентов уровень эмоционального функционирования был близок к значениям здоровых детей. Подобные результаты получены I. Vasilieva, которая изучала качество жизни российских пациентов, находящихся на гемодиализе [3]. У таких больных КЖ оказалось ниже, чем у здоровых, в основном, по компоненту физического функционирования, при этом эмоциональное нарушалось в меньшей степени.

В ряде клинических исследований была установлена взаимосвязь параметров качества жизни и клинико-лабораторных данных. Так, группа ученых пришла к выводу, что уровень КЖ коррелирует с показателями функции почек при хронических болезнях почек — качество жизни, особенно его физический аспект, снижалось по мере ухудшения функции почек [4].

Существуют нозологические особенности нарушения качества жизни: при некоторых заболеваниях, например, болезнях почек, в большей степени страдает физическое функционирование, в то время как при других, например, аллергических, — психосоци-

A.G. Timofeyeva, I.V. Vinyarskaya

Scientific Center of Children’s Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Quality of life of children with chronic diseases

AN URGENCY OF STUDYING OF QUALITY OF LIFE IN CLINICAL PEDIATRICS IS DESCRIBED IN THIS ARTICLE. SOME RESULTS OF TRIALS, STUDYING QUALITY OF LIFE OF CHILDREN WITH CHRONIC DISEASES WAS PRESENTED. THESE RESULTS INCLUDE INFORMATION OF INFLUENCE OF CHRONIC DISEASE, PECULIARITIES OF QUALITY OF LIFE IN PATIENTS WITH DIFFERENT NOSOLOGIC FORMS, LONG-TERM DISORDERS OF QUALITY OF LIFE.

KEY WORDS: CHILDREN, QUALITY OF LIFE, CHRONIC DISEASES.

альное здоровье [4, 5]. Эти знания необходимы для оптимизации лечебной и реабилитационной тактики при конкретной патологии. Кроме того, степень снижения показателя КЖ при разных заболеваниях также оказалась неодинаковой. Были получены интересные и подчас неожиданные результаты. Так, КЖ у детей с таким широко распространенным в последние годы состоянием, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью оказалось хуже, чем при бронхиальной астме, хотя последняя имеет более серьезный прогноз для здоровья и жизни [6].

Читайте также:
Как отбелить зубы в домашних условиях быстро и эффективно

В Швеции было проведено изучение КЖ детей при таких хронических заболеваниях, как бронхиальная астма, сахарный диабет, ювенильный ревматоидный артрит и задержка роста. В результате сравнения самое низкое качество жизни установлено у детей с ювенильным ревматоидным артритом, а самое высокое — при задержке роста [7].

Параметры КЖ больных детским церебральным параличом по степени снижения оказались сравнимы с таковыми у детей, страдающих онкологическими заболеваниями [8].

Результаты оценки КЖ больных, выживших после онкологических заболеваний и находящихся в ремиссии, показали, что оно все равно остается ниже, чем у здоровых детей, как по аспектам физического, так и психосоциального функционирования. Наиболее низкие цифры отмечены у детей, подвергшихся лучевой терапии [9].

КЖ может быть использовано для выявления отдаленных последствий хронических заболеваний. Так, было установлено снижение параметров КЖ у подростков, родившихся с экстремально низкой массой тела, по сравнению со сверстниками, родившимися с нормальной массой [10].

В Нидерландах было проведено исследование КЖ молодежи 18-30 лет, которые имели в детстве серьезные хронические заболевания, приводящие к снижению этого показателя в более старшем возрасте, особенно выраженному в случае онкологических заболеваний и болезней почек [11].

Таким образом, важность измерения качества жизни в клинической педиатрии не вызывает сомнений. Оценка качества жизни позволит врачу более полно представить клиническую картину не только при разных заболеваниях, но и у конкретного больного, позволит индивидуализировать программы лечения детей с различными хроническими заболеваниями. В фазе ремиссии хронического заболевания качество жизни может стать одним из основных критериев оценки состояния больного ребенка.

1. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. — М: ОЛМА медиагрупп, 2007. — С. 315.

2. McKenna A.M., Keating L.E., Vigneux A. et al. Quality of life in children with chronic kidney disease — patient and caregiver assessments // Nephrol. Dialysis Transplant. — 2006. — V. 21, № 7. — P. 1899-1905.

3. Vasilieva I.A. Quality of life in chronic hemodialysis patients in Russia // Hemodial. Int. — 2006. — V. 10, № 3. — P. 274-278.

4. Fadrowski J., Cole S.R., Hwang W. et al. Changes in physical and psychosocial functioning among adolescents with chronic kidney disease // Pediatr. Nephrol. — 2006. — V. 21, № 3. — P. 394-399.

5. Marklund B., Ahlstedt S., Nordstrom G. Health-related quality of life in food hypersensitive schoolchildren and their families: parents’ perceptions // Health Qual. Life Outcomes. — 2006. — V. 10, № 4. — P. 48.

6. Escobar R., Soutullo C.A., Hervas A. et al. Worse quality of life for children with newly diagnosed attention-deficit/hyperactivity disorder, compared with asthmatic and healthy children // Pediatrics. — 2005. — V. 116, № 3. — P. 364-369.

7. Norrby U., Nordholm L., Andersson-Gare B. Health-related quality of life in children diagnosed with asthma, diabetes, juvenile chronic arthritis or short stature // Acta Paediatr. — 2006. — V. 95, № 4. — P. 450-456.

8. Varni J.W., Burwinkle T.M., Sherman S.A. et al. Health-related quality of life of children and adolescents with cerebral palsy: hearing the voices of the children // Dev. Med. Child Neurol. — 2005. — V. 47, № 9. — P. 592-597.

9. Maunsell E., Pogany L., Barrera M. et al. Quality of life among longterm adolescent and adult survivors of childhood cancer // J. Clin. Oncol. — 2006. — V. 24, № 16. — P. 2527-2535.

10. Indredavik M.S., Vik T., Heyerdahl S. et al. Low-birthweight adolescents: quality of life and parent-child relations // Acta Paediatr. — 2005. — V. 94, № 9. — P. 1295-1302.

11. Stam H., Hartman E.E., Deurloo J.A. et al. Young adult patients with a history of pediatric disease: impact on course of life and transition into adulthood // J. Adolesc. Health. — 2006. — V. 39, № 1. — P. 4-13.

Дети с хроническими проблемами со здоровьем

По специально разработанным статистическим формам проведено анонимное анкетирование 130 родителей детей, проходивших лечение на отделении восстановительного лечения СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» города Санкт-Петербурга. Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей медико-социальной характеристики семей, имеющих детей с хроническими заболеваниями, требующими восстановительного лечения. Установлено, что семьи, имеющие ребенка с хроническим заболеванием, по большинству показателей не отличаются от популяции, однако среди факторов, формирующих условия и образ жизни семей, воспитывающих детей с тяжелой хронической патологией, нуждающихся в восстановительном лечении, имеется значительное количество факторов риска, способных оказывать влияние на состояние их здоровья. Воспитание больного ребенка требует значительных материальных затрат, что отрицательно сказывается на материальном положении семьи. В связи с необходимостью постоянного ухода за ребенком многие матери вынуждены не работать (удельный вес домохозяек в исследуемой группе составил 46,0 %). Накопление негативных эмоций, связанных с воспитанием больного ребенка, часто приводит к ухудшению психологического климата в семье. По мере взросления ребенка растет число конфликтных, имеющих напряженные отношения семей. В 25,0 % случаев наличие конфликтов в семье родители связывают с болезнью ребенка.

Читайте также:
Противопаразитарные - Препараты от паразитов

1. Батышева Т.Т., Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В. Совершенствование доступности и качества медицинской помощи в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Т.Т. Батышева и [др.] // Педиатр. – 2016. – Т.7, № 1. – С. 65-72.

2. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов / В.А.Медик, В.К.Юрьев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 608 с.

3. Моисеева К.Е., Харбедия Ш.Д., Алексеев М.А. Медико-социальная характеристика инвалидов-колясочников и оценка ими качества доступной среды / К.Е. Моисеева, Ш.Д. Харбедия, М.А. Алексеев // VIII Международные научные чтения (памяти С.О. Костовича): сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 39-41.

4. Моисеева К.Е., Харбедия Ш.Д., Алексеев М.А. Некоторые результаты оценки организации медико-социальной помощи инвалидам / К.Е. Моисеева, Ш.Д. Харбедия, М.А. Алексеев // Территория инноваций. – 2017. – № 4(8). – С. 105-111.

5. Моисеева К.Е. Состояние и пути оптимизации восстановительного лечения детей в условиях специализированного центра: дис. … канд. мед. наук. – Санкт-Петербург, 2009. – 133 с.

6. Суренкова И.Н., Суслова Г.А., Скоромец А.П. О системе реабилитации недоношенных детей в Санкт-Петербурге, концепция шаговой доступности / И.Н. Суренкова, Г.А. Суслова, А.П. Скоромец // Педиатр. – 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 140-144.

7. Юрьев В.К., Хведелидзе М.Г., Пузырев В.Г. Медико-социальная характеристика стационарных больных с заболеваниями кожи и подкожной клетчатки // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21661 (дата обращения: 11.05.2017).

Одним из наиболее оптимальных путей повышения эффективности работы с детьми, имеющими хроническое заболевание, является развитие реабилитационного звена [2, с. 29], развитие которого зависит от внедрения адекватных форм и методов организации, оптимизации структуры учреждений восстановительного лечения, взаимодействия и преемственности различных медицинских, санаторно-курортных и социальных учреждений в обеспечении реабилитационных мероприятий [3, 4]. Проблема реабилитации детей с хроническими заболеваниями в последние годы в России приобрела большую значимость, как в практических, так и научных ее аспектах. Существующие условия оказания медицинской помощи и реабилитации не могут в полном объеме обеспечить непрерывный процесс комплексной реабилитации детей. Необходимо дальнейшее повышение качества лечебно-реабилитационных мероприятий и их доступности детям [1, с. 65].

Многие хронические заболевания имеют важное медико-социальное значение, оказывая многообразное негативное воздействие на жизнь больных [2, 7]. На состояние ребенка, так и на результативность его лечения могут влиять различные факторы, характеризующие медико-социальную характеристику семьи, ее психологический климат, социально экономическое благополучие. Условия и образ жизни, которые являются объективной стороной существования семьи, оказывают значительное влияние на организм любого члена семьи, в особенности на формирующийся детский организм [5, с. 39]. Наличие в семье ребенка с хроническим заболеванием является тяжелым психологическим стрессом для обоих родителей. Часто не вполне осознавая этого, семья начинает жить в условиях повышенной эмоциональной нагрузки, оставаясь наедине со своей проблемой в течение длительного периода времени [6, с. 140].

Цель исследования: изучение особенностей медико-социальной характеристики семей, имеющих детей с хроническими заболеваниями, требующими восстановительного лечения.

Материалы и методы исследования

Настоящее исследование проводилось в городе Санкт-Петербурге на базе СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника № 114». Для оценки особенностей медико-социальной характеристики семей, имеющих детей с хроническими заболеваниями, требующими восстановительного лечения была разработана специальная статистическая форма, по которой было проведено анонимное анкетирование 130 родителей детей, проходивших лечение на отделении восстановительного лечения в детской поликлинике. В качестве аппаратного обеспечения в исследовании использовались рабочие станции (компьютеры) с процессором класса Intel Core 2 Duo. Для статистической обработки и анализа полученных результатов применялись пакеты Microsoft Office 2007 и STATISTICA 5.0. Таким образом, для достижения поставленной цели в работе был использован комплекс методов: контент-анализ, анкетирование, экспертная оценка, математико-статистический и графико-аналитический методы.

Результаты и их обсуждение

Проведенное исследование показало, что 44,0 % детей, нуждающихся в реабилитационном лечении, являлись единственными в семье, в то время как 45,0 % семей имели двух, а 11,0 % – трех и более детей. Почти во всех возрастных группах большая часть семей являлись однодетными. В семьях, имеющих детей 1–2 лет, удельный вес однодетных семей составлял 53,3 %, в семьях с детьми 3–6 лет – 35,0 %, в семьях с детьми 11–14 лет – 28,6 %. Исключение составляли семьи, воспитывающие детей от 3–6 лет. В них преобладали семьи с двумя детьми (65,0 %).

Полученные данные семейно-брачного положения матерей на момент проведения анкетирования показал, что среди матерей, дети которых находились на восстановительном лечении, 71,0 % состояли в зарегистрированном браке, 13,0 % в гражданском браке, 7,0 % – в разводе, а 9,0 % являлись матерями одиночками.

Среди родителей исследуемой группы преобладали лица, имеющие неоконченное высшее и высшее образование (57,8 %), а также среднее и среднее специальное образование (38,5 %). Распределение матерей и отцов по уровню образования было примерно одинаково.

По социальному положению матери больных детей распределялись следующим образом: служащие – 34,0 %, рабочие – 16,0 %, домохозяйки – 46,0 %, пенсионеры и инвалиды – 1,0 %, прочие – 3,0 %. Среди отцов наибольший удельный вес занимали рабочие, которые составили 51,0 % опрошенных, служащие – 30,0 % респондентов, а 19,0 % детей воспитывались без отца.

Читайте также:
Трихомониаз у женщин - симптомы, лечение, профилактика

Анализ распределения семей, воспитывающих детей, имеющих хронические заболевания и нуждающихся в восстановительном лечении, по уровню материального благосостояния показал, что большинство семей, а именно 52,0 %, оценивали свое материальное положение как удовлетворительное, 30,0 % отмечали, что живут хорошо, 9,0 % указывали на плохое материальное положение семьи, а 9,0 % семей имели проблемы финансового плана. Большая часть родителей вне зависимости от возраста ребенка оценивали свое материальное положение как хорошее и удовлетворительное.

По результатам анкетирования 66,0 % семей воспитывающие детей с хроническими заболеваниями, имели хорошие жилищные условия, 31,0 % проживали в удовлетворительных жилищных условиях, а 3,0 % имели плохие жилищные условия. Вне зависимости от возраста ребенка большая часть семей оценивали свои жилищные условия как хорошие.

Анализ наличия у родителей вредных привычек показал, что больший процент матерей не курили – 85,0 %, курили эпизодически – 13,0 % и курили регулярно – 2,0 %. Некурящие мамы преобладали во всех возрастных группах. Также среди женщин, имеющих больных детей 1–2 года жизни, удельный вес некурящих составил 86,6 %, 3–6 лет – 71,4 %, 7–10 лет – 84,8 %, 11–14 лет – 80,8 %. Однако долю регулярно курящих матерей все же нельзя назвать незначительной: в группе 1–2 года – 6,7 %, в группе 3–6 лет – 28,6 %, в группе 7–10 лет – 15,2 %, в группе 11–14 лет – 16,1 %.

Помимо курения изучался вопрос, связанный с употреблением алкогольных напитков. Результаты проведенного исследования показали, что 65,0 % матерей алкогольные напитки не употребляли, 32,0 % – только в торжественных случаях, а 3,0 % – выпивали 1–3 раза в месяц. Никто из матерей имеющих ребенка не злоупотреблял алкоголем. Изучение отношения к алкоголю со стороны отцов, воспитывающих больных детей, показало, что совсем не употребляли алкоголь 34,0 % мужчин, выпивали только в торжественных случаях 60,0 %, 1–2 раза в месяц – 6,0 %. На вопрос, есть ли в семье лица, злоупотребляющие алкоголем, 10,0 % респондентов ответили положительно, а 90,0 % – отрицательно.

Проведенный анализ частоты перенесенных детьми простудных заболеваний (ОРВИ, грипп, насморк) в течение года показал, что 31,0 % детей не болели, болели редко (1–3 раза) ­­– 34,0 % детей, болели часто (4–6 раз) – 32,0 % детей, болели очень часто (7–10 раз) – 3,0 % детей. Удельный вес детей, не имевших в течение года простудных заболеваний, в возрасте от 1–2 лет составил 41,9 %, к 3–6 годам этот показатель снизился до 33,3 %, в возрасте от 7–11 и 11–14 лет показатель был почти одинаков (23,0 % и 23,5 % соответственно). Среди всех детей наибольший удельный вес болеющих редко наблюдался среди детей от 11–14 лет и составил 38,5 %, а наименьший среди детей 3–6 лет – 23,8 %, среди детей 1–2 лет и 7–11 лет он был одинаков и составил около 32,3 %. Самый высокий процент часто болеющих детей приходился на возраст от 7–10 лет – 44,1 %, самый низкий приходится на детей от 3–6 лет – 19,1 %. Доля часто болеющих среди детей 1–2 лет детей составила 25,8 % (табл. 1).

Распределение детей в зависимости от кратности простудных заболеваний и возраста ребенка в годах (в % к итогу)

Дети с хроническими проблемами со здоровьем

1. БарановА.Л., ЯковлеваТ.В., Лапин Ю.Е. Охрана здоровья детей в системе государственной политики. // Вестник РАМН, 200.– № 6.– С. 8-12.

2. Баранов А.Л., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. М.: Изд. дом «Династия», 2003.– 511 с.

3. Морозов Д.В., Ерошина А.В. Состояние здоровья детей как медико-социальная проблема. // Мед. вестник МВД, 2010.– № 46 (3).– С. 22-28.

Социальная педиатрия занимается изучением здоровья конкретного ребенка и различных контингентов детей на групповом и популяционном уровнях в связи с условиями и изменениями социальной среды. Кроме того, разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, оказанию медицинской и медикосоциальной помощи детскому населению.

Глобальными задачами социальной педиатрии являются изучение социальных причин болезней, где приоритетным становится здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, медикосоциальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, организация медицинской и медико-социальной помощи детскому населению [1].

Эффективность лечебно-профилактической работы во многом зависит от социального статуса пациента и влияния общества на возможность сохранения и укрепления здоровья ребенка. В связи с этим преподавание социальной педиатрии вкурсе дисциплины поликлинической педиатрии является актуальным и востребованным.

Врачам-педиатрам, работающим в лечебно-профилактических учреждениях, обязательно требуется наличие навыков и умений в области детской эпидемиологии, семейной психологии и психосоциальных отношений, биоэтики. Они должны качественно разбираться в вопросах охраны здоровья матери и ребенка.

Многие отечественные изарубежные ученые занимались исследованиями и разработками проблем влияния социальных факторов на состояние здоровья детей.

В социальной педиатрии можно выделитьследующиеееразделы:

-правовые проблемы охраны здоровья детей, которые определяются ведущими международными документами;

-биоэтические проблемы педиатрии;

-изучение состояния и тенденций здоровья детей: выявление социальных, биологических и внешнесредовых факторов, угрожающих нормальному развитию и здоровью ребенка, и активное противодействие им;

-проведение превентивных мероприятийвсемьяхвысокогориска;

– организация медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; медицинское просвещениеродителей; – организация социального и медико-социального мониторинга в организованныхдетскихколлективах; – комплексная оценка состояния здоровья детей различных социальных групп;

Читайте также:
Без рубрики

-организационные и клинико-социальные основы реабилитации и оздоровления детей с хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями по состояниюздоровья, инвалидами;

-принципы организации профилактической работы социально-значимых заболеваний;

-формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)

-организация межсекторального сотрудничества в деле охраны здоровья детей, прежде всего находящихся и в трудной жизненной ситуации.

В рабочей программе дисциплины «Поликлиническая педиатрия» выделяется незначительное количество часов на вопросы законодательства [2]. Однако мы считаем необходимым расширить знания студентов как в вопросах Российского законодательства, так и в основных документах ВОЗ и ООН, касающихся охраны здоровья детей. Это позволит студентам старших курсов разбираться в обеспечении социальной защиты прав детей и подростков; в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; в оказании помощи оформления усыновления, опеки и попечительства над детьми и подростками; в информировании членов семей, а также содействии им в решении социально-бытовых проблем, получении льгот, пособий, выплат и других видов социальной защиты; в принципах межведомственной работы с организациями, учреждениями практического здравоохранения и заинтересованными структурами (органами местного здравоохранения, МВД, органами образования, СМИ, Центрамиздоровьядлядетей, СПИД-центрамиидр.).

Знание биоэтики является обязательным разделом любой рабочей учебной программы. Однако ее вопросам уделяется недостаточное внимание. При изучении вопросов социальной педиатрии этот раздел является крайне актуальным вследствие специфики контингента, с которым придется работать врачу педиатру. Актуальным является формирование у студентов понимания особенностей взаимоотношения педиатра с ребенком, его родственниками или опекунами, прав ребенка.

Здоровье детей и формирующих его факторов является также важным вопросомсоциальнойпедиатрии. Существенное влияние на здоровье детей оказывают социальные факторы, характерные именно для семей социального риска.

Выделяют 3 группы факторов, негативно влияющих на здоровье детей [3]:

социально-гигиенические – плохие материально-бытовые условия; низкий уровень общей и санитарной культуры семьи; тяжелые и вредные условия труда родителей, особенно матери; мать или оба родителя являются учащимися и др.;

медико-демографические: неполные семьи; возраст матери до 18 лет и старше 40 лет; наличие в семье ребенка с врожденным или наследственным заболеванием, дефектом развития; случаи выкидышей, мертворождения или смерти ребенка, особенно первого года жизни и др.;

социально-психологические: употребление одним или обоими родителями алкоголем, наркотиками, табакокурение; неблагополучный психологический климат семьи; рождение нежеланного ребенка; жестокое обращение сдетьми.

Многодетность, плохие материально-бытовые условия, наличие психических заболеваний у одного из родителей, алкоголизация родителей или употребление ими наркотических веществ, высокая степень конфликтности между членами семьи, низкая медицинская и социальная активность членов семьи, жестокое обращение родителей с ребенком являются факторами социального риска, которые создают необходимость особого наблюдения специалиста по социальной работе для осуществления медико-социальной защиты и поддержки таких семей.

Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями данного типа состоит в первую очередь в необходимости активного посещения их на дому, желательносовместносучастковым педиатром. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет узнать о ней больше информации.

Понимание студентами основных принципов социального наблюдения за детьми и подростками (раннее выявление социальных факторов риска по формированию патологии -вредные привычки родителей, плохие жилищные условия, образование родителей, питание и нарушение режима дня; выявление семей с «низким» и «высоким» социальным риском) позволяет в будущем улучшить качество медицинской профилактики, укрепить здоровье и повысить качество жизни детей.

Умение выделять семьи «высокого» и «низкого» социального неблагополучия, позволяет вовремя оказывать медико-социальную помощь детям, тем самым снижая воздействие факторов риска на здоровье ребенка [4].

В процессе преподавания дисциплины «Поликлиническая педиатрия» следует акцентировать внимание также на основных параметрах неблагополучия семей, воспитывающих детей-инвалидов: значительный удельный вес возрастно-родящих матерей, превалирование неполных семей, бедность, нестабильная психологическая обстановка, невысокая роль семьи в реабилитационном процессе, недостаточная информированность о заболевании, методах лечения ребенка, социальных льготах.

Принципиальным является изучение организации профилактическойр аботы социально-значимых заболеваний. Студенты должны иметь представление о социально-значимых заболеваниях, их классификации, условиях возникновения, методах диагностики основных видов, профилактике социально-значимых заболеваний, основных задачах семьи и школы в работе с социально-значимыми заболеваниями. Недостаточное знание принципов организации профилактической работы данных заболеваний приводит к отсутствию соответствующих манипуляций.

Раздел «Формирование здорового образа жизни ребенка» является неотъемлемой частью дисциплины. Профилактика соматических заболеваний бессмысленна без развития в сознании пациентов и их родителей мотивации кЗОЖ ребенка.

В современном изменяющемся мире, где растет число экзогенных факторов риска, в том числе и социальных, воздействующих на состояние здоровья ребенка, знание социальной педиатрии является обязательным для каждого врача педиатра. Преподавание социальной педиатрии, как одного из разделов дисциплины «Поликлиническая педиатрия», в дальнейшем позволит выпускникам педиатрического факультета быть конкурентоспособными и достойными представителями профессииврач-педиатр.

Если ваш ребенок часто болеет. Педиатр о том, как поддержать детское здоровье

Почему кормить малыша грудным молоком имеет смысл только до года, в какие периоды жизни ребенка риски заболеть повышаются, когда нужно и не нужно сбивать температуру и какие ошибки в лечении детей обычно допускают родители? Разговариваем с педиатром о часто болеющих детях.

Александр Дечко
врач-педиатр первой квалификационной категории,
директор медицинского центра «Добрый Доктор»

О понятии «часто болеющий ребенок»

— Кого врачи считают часто болеющим ребенком?

Читайте также:
Храп у женщин во сне - причины, лечение, как избавиться

— В законодательстве такой нормы нет. Понятие «часто (или длительно) болеющий ребенок» — разговорное словосочетание, распространенное среди врачей. И это всего лишь значит, что к здоровью некоторых маленьких пациентов нужно относиться чуть более внимательно.

Тем не менее, для детей, которые болеют чаще четырех раз в год, официально предусмотрено посещение детского сада санаторного типа. То есть само по себе понятие существует, но закрепленного наименования не имеет.

— Зависит ли число болезней от возраста?

— Безусловно. Ребенок уже рождается с иммунитетом, трансплацентарно (через плаценту) полученным от матери. Иммунные комплексы и антитела циркулируют в крови малыша до шестимесячного возраста, и в это время все хорошо (если остальные показатели здоровья в норме), он прекрасно защищен.

Грудное вскармливание до года — это наиважнейший фактор формирования крепкого здоровья у младенца. Материнское молоко содержит большое количество биологически активных веществ, которые способствуют правильному заселению микрофлоры желудочно-кишечного тракта, формированию защиты на слизистых, приобретению антител к различным заболеваниям. Недооценивать этот факт нельзя. Но продолжать кормить ребенка грудным молоком 2-3 года не вижу смысла. Так как в этом возрасте оно не дает малышу ничего. На втором году жизни ребенка нужно постепенно переводить на продукты общего стола.

Первая волна болезней накрывает примерно после года (в семьях, где один ребенок). Просто потому, что появляется больше контактов с людьми. Родители все чаще выходят с малышом «в свет», а значит, появляются и новые угрозы.

Самый большой пик заболеваемости — 2-3 года, а точнее — начало посещения детского сада. Сюда же входит и начало посещения кружков раннего развития.

Следующий этап — школьный возраст. Меняется коллектив — изменяется и микробная агрессия. Организму снова приходится приспосабливаться к новым условиям.

И еще один важный период — подростковый возраст (11-16 лет). Во время полового созревания изменяется гормональный фон, организм не в состоянии адекватно отвечать на внешнюю микробную агрессию и стрессовые факторы. И мы получаем примерно такую же картину, как и в начале посещения детского сада.

— В течение какого времени ребенок в идеале должен выздоравливать?

— Выздоровление зависит от многих факторов, и в первую очередь — от того, чем болеет ребенок, и от способности организма противостоять атакам. Как правило, сроки следующие:

  • ОРВИ — 5-7 дней;
  • насморк — около 7 дней;
  • бронхит — 2 недели;
  • пневмония — дольше 2 недель и так далее.

О хронических заболеваниях

— Опасно ли для здоровья ребенка, если он часто болеет?

— Болезни — это ни хорошо, ни плохо, это закономерно. Все люди болеют. Кто-то больше, кто-то меньше. Иммунитет формируется при встрече с микробами. Но у этого процесса есть своя периодичность. Так, период адаптации к детскому саду должен длиться от 6 месяцев до 1,5 года. Причем чем дольше ребенок находится в конкретном коллективе, тем реже он, как правило, болеет.

Важный момент: если малыш переболел, да, у него есть иммунитет, но он не пожизненный (исключая ряд болезней, от которых проводится вакцинация, например: корь, краснуха, паротитная инфекция, коклюш, дифтерия, столбняк). И если при переходе из коллектива в коллектив ваше чадо начинает болеть — это нормально.

А вот если ребенок уже адаптирован к конкретному коллективу, но без видимых причин начинается череда болезней, данный факт заслуживает пристального внимания. Значит произошло нечто, что изменило ответ защитной системы. Почему так происходит? Помните, здоровье — это:

1. Наследственность.

2. Образ жизни.

3. Воздействие окружающей среды.

Первый пункт изменить невозможно. Соответственно, нужно определить, какие изменения, касающиеся остальных пунктов, произошли.

О температуре

— А что если никаких явных симптомов болезни у ребенка нет, но постоянно поднимается температура?

— В любом случае нужно обратиться к педиатру. Специалист должен найти причину. Но стоит отметить, что, если мы говорим о подростке, температура 37,1-37,3 — это, как правило, синдром вегетативной дисфункции, который считается нормальным явлением и обычно не требует пристального внимания. Хотя исключить болезнь все равно нужно!

Температура может подскочить также после физических нагрузок, переутомления, стресса или просто после плотного обеда.

А вот если температура часто поднимается до 38-39 градусов — это, конечно, тревожный признак. Необходимо разбираться.

О глистах

— Правда ли, что причиной ослабления иммунитета часто являются глисты?

— Организм взрослого человека с массой 70 кг содержит примерно 1,5 кг вирусов, бактерий, простейших и гельминтов. У детей их, конечно, меньше, но мальчики и девочки чаще встречаются с глистной инвазией (группа заболеваний, вызываемых паразитическими червями), чем их родители. Почему? Из-за несоблюдения всех правил гигиены, более низкой кислотности в желудке и так далее. Но от глистов уровень иммунитета не зависит! И в свою очередь от иммунитета не зависит присутствие в организме глистов. Безусловно, необходимо вовремя сдавать все анализы, но и в чрезмерной профилактике смысла нет.

Перед тем как купить какой-то препарат от гельминтов в аптеке для своего ребенка, обязательно посоветуйтесь с педиатром. Как и у многих других лекарств, у данного есть свои показания, противопоказания, побочные эффекты и спектр действия. Разобраться самостоятельно во всех этих нюансах крайне сложно. Обязательно обращайтесь к врачу.

Читайте также:
Как делать шугаринг в домашних условиях - рецепты, советы

О питании

— Какую роль в формировании иммунитета играет сбалансированное питание?

— Давайте разберемся, что такое сбалансированное питание? Это возможность получить в достатке строительный материал для формирования всех структур организма, в том числе и для иммунных клеток.

Каждую секунду какие-то элементы в нашем теле разрушаются, какие-то — строятся. У ребенка этот процесс архибыстрый, архинапряженный и архисложный. Только представьте, что в течение первого года малыш утраивает свою массу! Теперь подумайте, какую степень нагрузки несет детский организм. И если питание будет неполноценным, что-то обязательно пострадает.

Разные продукты содержат разные вещества и по степени значимости для организма, и по необходимости. Нельзя делать акцент на чем-то одном. Сбалансированное питание — в первую очередь разнообразное питание. Главная ошибка родителей — выбирать для детей ограниченный набор продуктов, делать перекос в стороны растительной или мясной пищи. Просто соблюдайте меру во всем. Без перегибов. И это будет самым правильным решением.

О режиме дня

— Почему важен режим ребенка?

— Неправильным режимом дня можно угробить даже самый хороший иммунитет. Если вы недосыпаете, вы не отдыхаете. Если вы не отдыхаете, организму труднее правильно реагировать на стресс и эффективно справляться с ним.

— Сколько в норме ребенку нужно спать?

— Все зависит от возраста. Младенец спит практически постоянно, с перерывами на еду. Чем старше он становится, тем меньше спит и больше бодрствует.

Далее на определенном этапе в игру вступают физиологические особенности конкретного человека (к примеру, у каждого свой хронотип). Принято считать, что и детям, и взрослым необходимо спать 8 часов в сутки, но мало кто уточняет, что это должен быть именно ночной сон. Вы никогда не выспитесь за те же 8 часов днем так, как выспались бы ночью.

Все в нашем теле подчинено определенным ритмам, плюс в темноте выделяется достаточное количество гормона мелатонина, который участвует в большом количестве процессов работы организма. Поэтому задача родителей — обеспечить ребенку именно ночной сон, при этом желательно, чтобы он ложился до полуночи (21:00-22:00 — лучшее время для засыпания). А вот вставать при таком раскладе можно довольно рано. Накопленных ресурсов будет вполне достаточно, чтобы быстро проснуться и бодро собраться в детский сад или школу.

О профилактике

— Если ребенок часто болеет, можно ли ему делать прививки?

— Даже нужно. Как мы уже выяснили, до полугода ребенок защищен материнским иммунитетом, далее иммунитет формируется благодаря встрече с микробами и… благодаря вакцинации.

Прививки — единственный относительно безопасный способ формирования антител к различным вредоносным вирусам и микроорганизмам. Если ребенок часто болеет, он все равно нуждается в этих антителах. Но помните и о важном условии: малыш должен быть абсолютно здоров в момент вакцинации.

— Какими еще способами можно предостеречь ребенка от болезней?

— Ничего более разумного, чем солнце, воздух и вода для профилактики не изобретено. Природа — самый мудрый врач. Чем больше двигательной активности (не спорт, а физкультура!) и природы в жизни ребенка — тем лучше!

Также важно и соблюдение теплового режима. Не стоит слишком утеплять детей. Но и с вариантами закаливания нужно быть осторожными. Во всем придерживайтесь золотой середины. Воздействие тепловых факторов на рецепторы тренирует организм: солнце, прохладная вода в бассейне или реке, свежий воздух при правильном подходе работают куда лучше, чем какие-то современные разработки.

О витаминах

— Нужно ли детям пропивать курс витаминов?

— Любовь к поливитаминным комплексам на постсоветском пространстве преданно сохраняется до сих пор. Однако современная медицина утверждает, что принимать их просто так не следует, так как витамины не имеют доказанного клинического эффекта. С другой стороны, никто не доказал и их абсолютной бесполезности. Правда, наверное, где-то посередине.

Тактика доказательной медицины такова: принимать витамины нужно тогда, когда человек действительно испытывает их дефицит. Если на среднестатистического человека оказывает вредное воздействие мегаполис, достаточно ли ему того, что он получает с обычной едой, которая уже не содержит полезных элементов в том же количестве, что, скажем, 50 лет назад? Не думаю. Значит, как-то поддержать себя необходимо.

Тем не менее, витаминка — это не конфетка. Как и любая таблетка, она может спровоцировать аллергическую реакцию, у нее есть свой курс и дозировка. А если говорить о детях, к витаминным комплексам нужно относиться еще внимательнее. Лучше посоветоваться с врачом.

Об антибиотиках и жаропонижающих средствах

— Какие ошибки в лечении сезонных заболеваний, вроде простуды, родители совершают чаще всего?

— Начнем с того, что простуда — не заболевание. Простуда — это переохлаждение и стрессовое воздействие, которые приводят к возникновению инфекционного процесса. Грубо говоря, снижается иммунитет, пропадают препятствия на пути инфекции.

Что же касается болезней, я бы отметил следующие ошибки родителей:

  • чрезмерное увлечение антибиотиками. Напоминаю, что антибиотики: воздействуют только на бактерии и никак не влияют на вирусы, имеют определенный спектр действия (то есть подавляют лишь конкретные бактерии) и вместе с вредоносными бактериями убивают полезные бактерии, необходимые организму. Отличить одно от другого родители самостоятельно не могут. Нужно обращаться к врачу.

Еще один важный момент: антибиотики не оказывают профилактического действия. Нельзя принимать их заранее, чтобы не заразиться бактериями или чтобы к вирусной не присоединилась бактериальная инфекция. Принцип: «Дадим на всякий случай, кабы чего не вышло!» — тут не работает;

  • несвоевременное применение жаропонижающих средств. Многие родители спешат дать их ребенку уже тогда, когда градусник показывает 37,3. Жаропонижающие препараты имеет смысл принимать лишь при температуре 38,5, если до этого не было черепно-мозговой травмы, судорог при повышенной температуре или специфической реакции на нее (в таких случаях уже отметка в 38 градусов — действительно повод для жаропонижающего).
Читайте также:
Как отбелить зубы в домашних условиях быстро и эффективно

Повышенная температура — не проявление болезни, это проявление защиты. Во время данного процесса в организме вырабатываются определенные вещества, которые борются с опасными микроорганизмами. И мы просто мешаем этой работе.

О диспансеризации

— Нужно ли болезненных детей регулярно, в одно и то же время, показывать врачу, даже если они не болеют?

— Да. Это необходимо, чтобы в случае необходимости назначить противорецидивное лечение (не допускающее повторения болезни).

Обычно после кажущегося выздоровления родители забывают о врачах, но часто болеющим детям я бы рекомендовал соблюдать диспансеризацию. То есть даже если кажется, что болезнь отступила и ребенок здоров (при этом вы знаете, что он у вас болезненный), стоит заглянуть к врачу для дополнительного осмотра. Доктор должен удостовериться, что все действительно хорошо, или при необходимости назначить комплекс необходимых медицинских вмешательств для укрепления организма.

Часто болеющие дети

Часто болеющие дети – это категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах. Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки. Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.

МКБ-10

Часто болеющие дети

Общие сведения

Часто болеющие дети (ЧБД) – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. е. более 4-6 раз за год). Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит, назофарингит, синусит, ларинготрахеит, бронхит и др.).

В амбулаторной педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости. Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). В западных странах по отношению к таким пациентам применяется термин «дети с рекуррентными ОРЗ». Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей.

Часто болеющие дети

Причины

Считается, что основной причиной повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета. Хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов. По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка.

Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа, респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки, марокселлы, пневмококки и др.).

Факторы риска

В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов:

  • внутриутробные инфекции,
  • асфиксия,
  • гипоксически-ишемическая энцефалопатия,
  • недоношенность и др.

У грудных детей может отмечаться:

В раннем возрасте присоединяются:

  • гельминтозы
  • хронические инфекции носоглотки: аденоиды, риниты, гаймориты, отиты, фарингиты и пр.

Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение, нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и др.), аллергическая отягощенность.

Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции.

Патогенез

Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления.

Характеристика ЧБД

В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет.

Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и др. Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986 г.). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети:

  • первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год;
  • старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.
Читайте также:
Храп у женщин во сне - причины, лечение, как избавиться

Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше.

В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ. При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и др.), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов, пневмонии).

Осложнения

У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит, бронхиальная астма, пневмония, пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм.

Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии, ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики.

Диагностика

Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра, детского отоларинголога, детского аллерголога-иммунолога, пульмонолога.

  1. ЛОР-диагностика. Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии, фарингоскопии, отоскопии, УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок.
  2. Аллергодиагностика. С целью выявления атопии выполняются аллерготесты, определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ.
  3. Лабораторное обследование. Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР. Часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз.
  4. Дополнительные исследования. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД.

Лечение часто болеющих детей

Поскольку за понятием «часто болеющие дети» скрывается широкий круг индивидуальных проблем, невозможно говорить об универсальном алгоритме лечения. Тем не менее, накопленный в педиатрии опыт, позволил определить общие подходы к терапии и реабилитации часто болеющих детей, включающие повышение резистентности организма, санацию очагов хронической инфекции, этиопатогенетическую терапию в период ОРЗ, вакцинопрофилактику.

Лекарственная терапия

В периоды заболеваемости респираторной инфекцией часто болеющим детям назначается этиопатогенетическое лечение: противовоспалительная (фенспирид), противовирусная (альфа интерферон, умифеновир, ремантадин), местная или системная антибактериальная терапия (амоксициллин, амоксициллин-клавуланат, цефиксим и др.).

Для стимуляции неспецифических факторов защиты часто болеющим детям показан прием бактериальных лизатов. Необходимо проведение коррекции микрофлоры кишечника с помощью пробиотиков и пребиотиков. Не исключается возможность наблюдения часто болеющих детей гомеопатом.

Лечебные манипуляции

При хронической ЛОР-патологии проводится местное лечение – промывание полости носа солевыми растворами, полоскание зева, промывание лакун небных миндалин, физиотерапия (УФО миндалин, ингаляции, СВЧ, УВЧ, лазер на регионарные лимфоузлы); по показаниям – прижигание слизистой носоглотки, аденотомия, тонзиллэктомия и др.

Общеукрепляющие мероприятия

Восстановительно-реабилитационное направление включает общегигиенические мероприятия: организацию рационального режима дня (достаточный сон, исключение физических и нервно-психических перегрузок, ежедневные прогулки и физическую активность), полноценное питание. В периоды клинического благополучия часто болеющим детям показа прием поливитаминных комплексов, проведение закаливающих процедур, гидротерапии, общего массажа, дыхательной гимнастики и ЛФК.

Вакцинопрофилактика

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей не исключает проведение профилактических прививок, а, напротив, является основанием для тщательно продуманной индивидуальной вакцинации. Так, частая заболеваемость респираторными инфекциями является основным показанием для вакцинации детей против гриппа. Обязательная и дополнительная вакцинация часто болеющим детям должна проводиться в периоды клинического благополучия; в этом случае риск развития поствакцинальных осложнений не превышает среднестатистический.

Прогноз и профилактика

Полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний. С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка – осуществлять грудное вскармливание. В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций.

Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: