Боязнь расставания с родителями и боязнь посторонних

Аутофобия: я боюсь одиночества!

Своевременное лечение аутофобии устраняет проблему, возвращая человеку веру в себя: пациент осознает свою важность и незаменимость, видит перспективы и радуется жизни. Новая жизнь приносит новые цели и значительные результаты.

Причины аутофобии заложены в основе человеческого характера. Человек — общественное существо, поэтому жить без других ему сложно. Не все приспосабливаются к одиночеству «каменных джунглей», подавив природные инстинкты.

Вмешательство цивилизации в человеческую сущность привело к тому, что аутофобия в разной степени регистрируется у 55% людей. Ее вызывают:

Неприспособленность к жизни

Из-за родительской гиперопеки человек не стал по-настоящему самостоятельным. В одиночестве он теряется и не знает, как поступить. Когда семьи были многодетными, таких людей вырастало мало, но в XXI веке число аутофобов увеличилось.

Неуверенность в своих силах

Это черта может быть наследственной или оформившейся в раннем детстве. Будущие аутофобы еще в ясельном возрасте боятся оставаться одни, закатывая истерику, когда взрослым нужно уйти. Сверстникам они не нравятся из-за навязчивости, друзья их считают «липучками».

Неудачный опыт первой влюбленности

У ребенка со слабой и ранимой психикой остается чувство, что близкий человек может предать в любую минуту. Такие люди одинаково боятся одиночества и зависимости. По выражению Ф. Стендаля, они женятся, только если первое страшит больше второго.

Невнимательность родителей

Малыш, которого часто оставляют дома одного, боится, что однажды взрослые не вернутся. Такой же эффект вызывают угрозы бросить ребенка на улице, сдать в детдом. В детском мозгу закрепляется мысль, что мама и папа могут от него избавиться.

Негативный опыт одиночества

Если человек уже оставался один, например, во время болезни или во времена безденежья, то он может вспоминать такие моменты — ему не к кому было обратиться за помощью, его никто не поддерживал. С возрастом решать подобные вопросы становится все сложнее, поэтому страх одиночества обостряется.

Потеря близких людей

Похоронив родителей или супруга, больной обнаруживает, что не может жить один.

Аутофобия часто протекает скрытно, проявляясь только в том, что пациент боится оставаться один. В такие моменты одни больные испытывают волнение и дискомфорт, а другие – приступы панических атак. Их охватывает ужас: холодеют руки, тело покрывается липким потом, становится трудно дышать, возникают нарушения в работе сердца.

Подсознательно понимая, чем вызвано болезненное состояние, аутофобы стремятся к общению с людьми, проявляя неразборчивость в контактах. Они приводят домой незнакомцев или бродяг. Подростки-аутофобы попадают в дурные компании. Чтобы доказать преданность «стае», идут на противоправные действия. Таких людей часто обманывают и используют.

Аутофобы очень зависимы от близких. Не сумев разорвать отношения из-за боязни одиночества, они становятся жертвами домашнего насилия. Из страха перед одиночеством они сохраняют брак, несмотря на побои или измены.

Если в вашем окружении есть аутофоб — будьте осторожны в своих поступках и действиях. Такой человек легко раним и каждое ваше слово может воспринимать совсем не так, как вы бы того хотели. Оттолкнув аутофоба, можно оставить рану на его душе на всю жизнь. С другой стороны, вы легко можете стать его игрушкой и «подушкой», в которую постоянно будут выплакиваться инсинуации об одиночестве. Лучший способ решить проблему — записать больного на прием к специалисту и прислушаться к советам врача.

Если вы заметили признаки аутофобии у себя — сходите к психотерапевту. Ведь лечение психических расстройств, а фобии — это не что иное, как психические расстройства, не «дело рук самих утопающих». Сначала кто-то должен бросить спасательный круг..

Аутофобия склонна развиваться, она не проходит сама. Результат — сломанная жизнь, не только своя, но и окружающих.

Из-за страха быть брошенным человек становится эгоистичным и ревнивым. Он постоянно переживает, не изменяет ли ему вторая половина, а его навязчивая «прилипчивость» раздражает домашних. Подозрительная СМС или выключенный телефон вызывают приступы ревности. Это приводит к скандалам и разводам.

Еще один пример глубокой аутофобии — матери, не отпускающие от себя взрослых дочерей. С возрастом пожилая женщина ведет себя все авторитарнее, пугая окружающих разговорами о суициде. Все соседи в курсе «неблагодарности» дочери, которая «так и ждет момента, чтобы покинуть престарелую, немощную, умирающую мать». И ссора с дочерью действительно может закончиться плохо.

Для аутофоба страх одиночества может быть выше страха смерти, поэтому суицид для таких людей порой воспринимается как единственный выход. Кроме того, со временем у них могут развиться и другие психические отклонения.

Первый шаг к избавлению от фобии — консультация у психотерапевта. Доктор — человек, с которым можно поговорить, ему можно довериться и ждать от него помощи. Начав общение с психотерапевтом, вы уже не одиноки.

Читайте также:
Конъюнктивит взрослый - как проявляется и чем лечить

Для лечения аутофобии выявляют ее причины. Это нелегко, потому что корни невроза часто уходят в детские или подростковые годы. Иногда к фобическому расстройству приводит череда неприятных событий. Их нужно «вытащить наружу» и проанализировать.

Пациента приучают оставаться в одиночестве и подавлять приступы панических атак с помощью дыхательной гимнастики и других методов. Аутофоба учат рассуждать логически и смотреть на свое поведение со стороны. Хорошие результаты дают групповая психотерапия и гипноз. Пациенту помогают обзавестись хобби и увлечениями, которые отвлекают от дурных мыслей.

Боязнь одиночества лечится вполне успешно, но борьба с ней может быть длительной. Требуются усилия не только врача, но и самого пациента. Психотерапевты Бест Клиник помогут вам справиться с аутофобией и другими страхами, обрести уверенность в себе и научиться грамотно взаимодействовать с людьми.

Причины аутофобии: неуверенность и предательство

Своевременное лечение аутофобии устраняет проблему, возвращая человеку веру в себя: пациент осознает свою важность и незаменимость, видит перспективы и радуется жизни. Новая жизнь приносит новые цели и значительные результаты.

Причины аутофобии заложены в основе человеческого характера. Человек — общественное существо, поэтому жить без других ему сложно. Не все приспосабливаются к одиночеству «каменных джунглей», подавив природные инстинкты.

Вмешательство цивилизации в человеческую сущность привело к тому, что аутофобия в разной степени регистрируется у 55% людей. Ее вызывают:

Неприспособленность к жизни

Из-за родительской гиперопеки человек не стал по-настоящему самостоятельным. В одиночестве он теряется и не знает, как поступить. Когда семьи были многодетными, таких людей вырастало мало, но в XXI веке число аутофобов увеличилось.

Неуверенность в своих силах

Это черта может быть наследственной или оформившейся в раннем детстве. Будущие аутофобы еще в ясельном возрасте боятся оставаться одни, закатывая истерику, когда взрослым нужно уйти. Сверстникам они не нравятся из-за навязчивости, друзья их считают «липучками».

Неудачный опыт первой влюбленности

У ребенка со слабой и ранимой психикой остается чувство, что близкий человек может предать в любую минуту. Такие люди одинаково боятся одиночества и зависимости. По выражению Ф. Стендаля, они женятся, только если первое страшит больше второго.

Невнимательность родителей

Малыш, которого часто оставляют дома одного, боится, что однажды взрослые не вернутся. Такой же эффект вызывают угрозы бросить ребенка на улице, сдать в детдом. В детском мозгу закрепляется мысль, что мама и папа могут от него избавиться.

Негативный опыт одиночества

Если человек уже оставался один, например, во время болезни или во времена безденежья, то он может вспоминать такие моменты — ему не к кому было обратиться за помощью, его никто не поддерживал. С возрастом решать подобные вопросы становится все сложнее, поэтому страх одиночества обостряется.

Потеря близких людей

Похоронив родителей или супруга, больной обнаруживает, что не может жить один.

Признаки аутофобии: полный дом людей и дурная компания

Аутофобия часто протекает скрытно, проявляясь только в том, что пациент боится оставаться один. В такие моменты одни больные испытывают волнение и дискомфорт, а другие – приступы панических атак. Их охватывает ужас: холодеют руки, тело покрывается липким потом, становится трудно дышать, возникают нарушения в работе сердца.

Подсознательно понимая, чем вызвано болезненное состояние, аутофобы стремятся к общению с людьми, проявляя неразборчивость в контактах. Они приводят домой незнакомцев или бродяг. Подростки-аутофобы попадают в дурные компании. Чтобы доказать преданность «стае», идут на противоправные действия. Таких людей часто обманывают и используют.

Аутофобы очень зависимы от близких. Не сумев разорвать отношения из-за боязни одиночества, они становятся жертвами домашнего насилия. Из страха перед одиночеством они сохраняют брак, несмотря на побои или измены.

Как вести себя с аутофобом

Если в вашем окружении есть аутофоб — будьте осторожны в своих поступках и действиях. Такой человек легко раним и каждое ваше слово может воспринимать совсем не так, как вы бы того хотели. Оттолкнув аутофоба, можно оставить рану на его душе на всю жизнь. С другой стороны, вы легко можете стать его игрушкой и «подушкой», в которую постоянно будут выплакиваться инсинуации об одиночестве. Лучший способ решить проблему — записать больного на прием к специалисту и прислушаться к советам врача.

Если вы заметили признаки аутофобии у себя — сходите к психотерапевту. Ведь лечение психических расстройств, а фобии — это не что иное, как психические расстройства, не «дело рук самих утопающих». Сначала кто-то должен бросить спасательный круг..

Последствия аутофобии: болезненная ревность и авторитарность

Аутофобия склонна развиваться, она не проходит сама. Результат — сломанная жизнь, не только своя, но и окружающих.

Из-за страха быть брошенным человек становится эгоистичным и ревнивым. Он постоянно переживает, не изменяет ли ему вторая половина, а его навязчивая «прилипчивость» раздражает домашних. Подозрительная СМС или выключенный телефон вызывают приступы ревности. Это приводит к скандалам и разводам.

Читайте также:
Пупочная грыжа у взрослых - симптомы лечение

Еще один пример глубокой аутофобии — матери, не отпускающие от себя взрослых дочерей. С возрастом пожилая женщина ведет себя все авторитарнее, пугая окружающих разговорами о суициде. Все соседи в курсе «неблагодарности» дочери, которая «так и ждет момента, чтобы покинуть престарелую, немощную, умирающую мать». И ссора с дочерью действительно может закончиться плохо.

Для аутофоба страх одиночества может быть выше страха смерти, поэтому суицид для таких людей порой воспринимается как единственный выход. Кроме того, со временем у них могут развиться и другие психические отклонения.

Как лечить аутофобию: психотерапия и терпение

Первый шаг к избавлению от фобии — консультация у психотерапевта. Доктор — человек, с которым можно поговорить, ему можно довериться и ждать от него помощи. Начав общение с психотерапевтом, вы уже не одиноки.

Для лечения аутофобии выявляют ее причины. Это нелегко, потому что корни невроза часто уходят в детские или подростковые годы. Иногда к фобическому расстройству приводит череда неприятных событий. Их нужно «вытащить наружу» и проанализировать.

Пациента приучают оставаться в одиночестве и подавлять приступы панических атак с помощью дыхательной гимнастики и других методов. Аутофоба учат рассуждать логически и смотреть на свое поведение со стороны. Хорошие результаты дают групповая психотерапия и гипноз. Пациенту помогают обзавестись хобби и увлечениями, которые отвлекают от дурных мыслей.

Боязнь одиночества лечится вполне успешно, но борьба с ней может быть длительной. Требуются усилия не только врача, но и самого пациента. Психотерапевты Бест Клиник помогут вам справиться с аутофобией и другими страхами, обрести уверенность в себе и научиться грамотно взаимодействовать с людьми.

Как распознать симптомы социофобии

Социофобия – это вариант тревожного расстройства, когда человек панически боится взаимодействовать с людьми или даже находиться в многолюдном месте. Не стоит путать социальную фобию с банальной застенчивостью – последняя хоть и вносит некоторые нежелательные коррективы в общение, но социальная жизнь при этом не страдает.

Социофобия же способна привести к значительным ограничениям с последующим одиночеством и нетрудоспособностью. Социофоб страдает от своего расстройства, понимая всю нелепость ситуации, но не в состояннии предотвратить нежелательные последствия.

Общие черты заболевания

В программу поведения животных, в том числе человека, заложен стадный инстинкт. Он призывает людей стать полноценным членом общества, активно взаимодействовать друг с другом, испытывая удовольствия и принося пользу себе и другим.

У больных социальной фобией потребность в общении резко снижена. В обществе других людей у человека возникает неконтролируемый страх быть осужденным, осмеянным окружающими и чувство смущения, унижения. Оказаться в центре внимания, осуществить любую деятельность в присутствии других людей для человека с социальной фобией подобно смерти. Страх воспитывает в больном избегающее поведение: человек любыми способами пытается избежать травмирующей ситуации.

Наиболее распространенные события, провоцирующие фобический приступ:

  • знакомство с новыми людьми;
  • общение с лицами, вышестоящими по должности;
  • прием гостей;
  • разговоры по телефону;
  • публичные выступления;
  • любая деятельность в присутствии других людей;
  • общение с противоположным полом;
  • посещение общественного туалета.

У девушки расстройство проявилось в Макдональдсе при попытке сделать заказ. Внезапно ей послышалось, будто окружающие обсуждают ее. Девушка упала в обморок. Очнулась, когда ее пытались привести в чувство.

Социально тревожное расстройство бывает:

  • специфическим. Общественная боязнь возникает в определенной обстановке – при общении с противоположным полом, походе в ресторан;
  • генерализованным – человек в принципе опасается контактировать с людьми.

Человеку с социальным тревожным расстройством кажется, что взгляды прохожих устремлены исключительно на него. У социофоба создается впечатление, что посторонние люди критически оценивают, смеются над ним.

Больной надел новое пальто. Прохаживаясь по улице, заметил фиксированный на себе взгляд женщины. Возможно, даме понравилось изделие или она вспомнила, что должна забрать из химчистки свой плащ. Но социофоб уже погрузился в ужасающие картины, где незнакомка насмехается над ним, высмеивает обновку и образ в целом.

Чтобы избавиться от терзающих ощущений, как кажется больному, осуждения, насмешек окружающих, личность с социальной фобией стремится избегать общественных мест, общения с посторонними, массовых скоплений людей. Охранное поведение позволяет субъекту сохранить психическое равновесие, но неудовлетворенный стадный инстинкт воспитывает у больных чувство одиночества, ощущение ненужности.

Формируется порочный круг. Одиночество на фоне избегания социальных контактов вызывает в индивиде тревожные мысли, приводящие к возникновению сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенные – депрессия, генерализованное тревожное расстройство.

Большой проблемой для социофобов становится развитие зависимостей: алкогольной, наркотической. С помощью «расслабляющих» средств больные пытаются сгладить недостаток общения, дефицит эмоций, получаемых при взаимодействии с людьми. Установлено, что личности с социальной фобией подвержены развитию зависимостей в два раза чаще, чем обычные люди.

Читайте также:
Красные пятна на ладонях

Социофобия чаще проявляется в детском возрасте, до 11 лет. У взрослых болезнь стартует в период до 20 лет.

Главное чувство

То, что неизбежно сопутствует больному в критических ситуациях – это страх. Страх быть осужденным посторонними людьми, выглядеть в глазах окружающих в непривлекательном свете, создать плохое мнение о себе. Человеку с социальной фобией невдомек, что люди могут вообще не обращать на него внимания.

Тот же стадный инстинкт включает в себя потребность одобрения собратьями. Это очень важно, поскольку такой аспект формирует почву для полезного, правильного поведения в обществе. Как только субъект отступает от норм приличия, он получает неодобрение со стороны членов социума, в определенных случаях – наказание. Поэтому опасения за мнение окружающих в некоторой степени должны присутствовать для воспитания норм поведения.

У социофоба потребность в одобрении гипертрофирована. Человек постоянно находится в напряжении, раздумывает о том, какое впечатление произведет на окружение. Он стремится угодить, прокручивает в голове наилучшие способы разрешения ситуации.

Обладая заниженной самооценкой, социально фобическая личность убеждена в невозможности создать хорошее впечатление. Представление о своих способностях у таких индивидов заниженное. Больные фиксируют внимание в большей степени на негативных событиях, они очень самокритичны, проявляют к себе завышенные требования.

Любую ситуацию социофобы анализируют множество раз, думают о том, что сделали не так, и как нужно было поступить. Одно событие вспоминают еще долгое время, терзают себя за «неадекватное», с их точки зрения, поведение. Считают, что действовали смешно, нелепо. Подобные размышления не отпускают больного и ночью, из-за чего сон их нарушен.

Личность с социальным тревожным расстройством рождает ложное самомнение. Социально боязливый человек чрезмерно сфокусирован на личных ощущениях. Он слишком внимателен к реакциям. У него повышено чувствительность к любым изменениям, из-за чего преувеличивает значение эмоций. Чувство страха, беспокойства в нем усилены. Гипертрофированные негативные эмоции формируют у личности неправильное самовосприятие.

Люди с социофобией преувеличивают негативное отношение окружающих, лишены правильных навыков поведения. В итоге в них зарождаются неправильные стили поведения, подготавливающие благоприятную почву для развития недуга.

Ощущения и поведение

Попадая в неловкую ситуацию, социофоб переживает терзающие ощущения страха, тревоги, недовольства собой. Он не способен взглянуть человеку в глаза. Напряжение становится настолько интенсивным, что больной впадает в ступор, теряет контроль над своими мыслями. Не может сконцентрироваться, внимание рассеивается. Возникает ощущение пустой головы, как -будто все мысли улетучились прочь. Чувства, потребности уходят на задний план, остается только одно желание: поскорее укрыться от посторонних взглядов.

Если в компании появляется незнакомое лицо, социофоб держится отстраненно. Стоит в стороне, не пытается участвовать в разговоре, может вообще покинуть помещение. В отдельных случаях человек начинает врать, чтобы произвести впечатление.

Страх заставляет человека чувствовать неловкость в беседе с людьми. Волнуясь, он ведет себя неуместно, говорит вздорные вещи.

Сильное эмоциональное напряжение влечет за собой появление физиологических признаков:

  • учащенное сердцебиение;
  • головокружение, потеря сознания;
  • тошнота;
  • потемнение в глазах;
  • дрожь в конечностях;
  • плохая координация движений;
  • затрудненное дыхание;
  • покраснение лица;
  • ощущение жара;
  • озноб;
  • боль в груди;
  • изменение походки: становится нелепой во время прохода мимо группы людей.

Частые спутники расстройства – панические атаки.

Перед вступлением в вербальный контакт с людьми социофобическая личность заведомо рисует в сознании неблагоприятный исход общения. Представляет картину, как неуклюже общается с собеседником, заранее продумывает, как уйти от дальнейшего разговора.

Страх, напряжение отражаются на общем психологическом фоне больного. Появляется раздражительность, сентиментальность. Человека способна вывести из равновесия любая мелочь. Часто эмоции выходят через слезы. Настроение лабильно: на смену спокойствию неожиданно приходит нервозность, повышенное возбуждение.

Расстройство не зря называют болезнью упущенных возможностей. Из-за боязни людей человек вынужден отказываться от многих привилегий в жизни. Социофобу, восторгающемуся актерским мастерством, сложно освоить данную профессию.

Женщина, работающая в тесной коморке с пыльными бумагами, подсознательно стремится делать все, чтобы избежать повышения по карьерной лестнице. Измененный статус требует выхода из тени, общения с людьми, которого женщина так боится, поэтому затворница практически не покидает рабочее место. Она может неосознанно допустить пару погрешностей в работе, чтобы окончательно отбить желание поощрить ее.

Откуда берется боязнь людей

Предполагается, что социофобия формируется в результате взаимодействия наследственных и социальных факторов.

Установлено, что ближайшие родственники социофобов также страдают данным заболеванием или другим тревожным расстройством. Дети способны перенимать у взрослых деструктивные формы поведения, усваивать на подсознании разрушительные модели.

Социальная фобия появляется еще в детском возрасте под влиянием патологической модели воспитания.

  • гиперопека;
  • эмоциональная холодность в отношении ребенка;
  • завышенные требования;
  • излишняя строгость.
Читайте также:
Дети с хроническими проблемами со здоровьем

Патологические формы воспитания провоцируют становление нежелательных стереотипных утверждений о себе: я ни на что не гожусь, бесполезный человек.

Особая роль в проявлении расстройства отводится психотравмирующей ситуации детского, подросткового возраста, когда ребенок переживает стыд, другую негативную эмоцию. В детстве мы не можем правильно оценить положение вещей, а неправильная трактовка событий застревает в подсознании. Впоследствии она проявит себя при «удачно» сложившихся обстоятельствах приступом паники, стыда и неловкости. Подобная реакция становится защитным механизмом вроде инстинкта самосохранения при столкновении с социумом.

Проводят также параллель начала заболевания с отношениями в коллективе сверстников. Было замечено, что больше шансов заработать социальную фобию получали подростки, не пользовавшиеся популярностью среди сверстников. Дети подвергались издевательствам. Терпели моральное, физическое насилие.

Мужчина 40 лет страдает паническими атаками. Первый приступ ПА случился в 20 лет, и с тех пор сопровождал больного постоянно. Особенно атаки усиливались в момент публичных выступлений: при чтении доклада перед рабочим коллективом. Мужчина ощущал головокружение, чувство жара, сменяющееся ознобом. Казалось, что сейчас наступит конец света. Боязнь выступать перед сотрудниками мешала больному продвигаться по карьерной лестнице.

В 4 классе случился инцидент. Учительница вызвала мальчика к доске, попросив повторить скороговорку. Реплика оказалась наполненной звуком [р], которую мальчик произносил с откровенной картавостью. Скороговорка получилась неудачной для восприятия. Класс долго смеялся над «диктором», впоследствии дразнил. После данного эпизода парень боялся ходить в школу, стеснялся отвечать возле доски.

Отношения с одноклассниками были сложными. Мать мужчины страдала депрессией. У брата также случались панические атаки.

Мужчина обратился со своей проблемой к врачу. На основе жалоб, истории болезни ему был выставлен диагноз «социофобия».

Случается, что социальная фобия развивается не только после пережитого собственного негативного опыта. Расстройство способно проявиться у свидетеля неприятной ситуации.

Свою нишу в возникновении расстройства занимают биологические факторы. У больных социальной фобией было выявлено изменение уровня нейромедиаторов в головном мозге. Зафиксирована повышенная чувствительность миндалевидного тела – мозговой структуры, отвечающей за эмоции, в особенности контролирующее чувство страха.

Диагностика

Для выявления расстройства существует специальный тест, разработанный в 1987 году американским психиатром. Опросник носит название шкалы Либовица по имени своего разработчика.

Тест содержит 24 вопроса, описывающих конкретные ситуации: поход в гости или процесс поглощения пищи в окружении других людей и др. Каждая ситуация требует ответа в двух категориях:

  • выразить интенсивность ощущаемого страха – от полного отсутствия до сильного;
  • как часто избегаете подобных обстоятельств – никогда/обычно.

Ориентироваться следует на ощущения, сопровождаемые обследованное лицо в перечисленных обстоятельствах на протяжении последней недели. Если указанные ситуации не фиксировались за прошедшую неделю, обследованный должен представить, как бы он отреагировал на такое событие.

Спустя 30 лет тест сохраняет свою диагностическую популярность, хотя не является единственным, достоверным способом постановки диагноза.

Врач обязательно дифференцирует социофобию с другими расстройствами.

Согласно МКБ-10, болезнь обладает следующими особенностями:

  • боязнь негативной оценки со стороны небольшой группы людей. Массовые скопления, толпа не учитываются;
  • низкая самооценка пациента;
  • страхи могут быть отдельными или общими;
  • боязнь рвоты в присутствии окружающих – важный диагностический критерий;
  • тревожные ощущения провоцируются конкретной ситуацией;
  • все группы симптомов – первичны, являются непосредственным выражением тревоги, а не других, первичных симптомов;
  • больные избегают социальных травмирующих ситуаций, в крайних случаях доводя себя до полной изоляции.

Как перестать бояться

Так как в основе заболевания лежит подсознательное усвоение негативного опыта, терапия направлена на осознание травмирующего события, его переоценку. Для этого подключают когнитивно-поведенческую терапию. Сначала психотерапевт объясняет пациенту суть явления, откуда берется злосчастная фобия. Врач учит больного иному восприятию себя, помогает избавиться от саморазрушающих установок, вернуть чувство собственного достоинства, обучает правильной трактовке реакций окружающих. Вместе с терапевтом больной работает над своей самооценкой.

Практические занятия возвращают человека в пугающую ситуацию. Это может быть имитация публичного выступления, свидания, других обстоятельств. Пациент заново проживает событие, но уже по-новому, с усвоенными правильными навыками общения.

После усвоения конструктивных социальных правил работа идет над закреплением результатов, предотвращением повторения фобии.

Психотерапевтические сеансы проходят в рамках индивидуальных и групповых встреч. По итогам терапии ход мыслей больного кардинально меняется: теперь он способен полностью контролировать ситуацию.

Помимо работы в классе, больной получает задание на дом. Пациент должен в реальности пережить пугающее событие, даже стать его инициатором по принципу: если боишься – сделай это обязательно. Например, если клиент боится заводить романтические отношения, ему дают задание: подойти к незнакомцу противоположного пола на улице, познакомиться.

Гипнотерапия – также довольно действенный способ в устранении социальной фобии, но требующий полного доверия пациента к гипнотизеру. Клиента вводят в транс, что позволяет изменить сознание. Измененный ум становится более «открытым». Благодаря податливости измененного сознания врач пробирается в подсознание больного, находя скрытые причины фобического поведения.

Читайте также:
Гепатит С: сколько живут с подобным заболеванием

В состоянии гипнотического транса пациент вновь проживает травмирующее событие. Специалист внушает ему правильную трактовку ситуации. Человек при этом уже не испытывает ужаса от происходящего и проживает роковой эпизод спокойно, без тревоги, соответственно социальным правилам.

Методы самовосстановления в качестве дополнения к психотерапии приветствуются. Залог их успешного использования – осознанность, тщательность исполнения.

Метод позитивных установок предполагает замену разрушительных стереотипов – я никчемный, не умею общаться с людьми, на конструктивные – я прекрасно схожусь с людьми, мне нравится общаться с новыми людьми. Такие мантры человек напевает себе каждый день.

Способы релаксации позволяют снять зажимы, напряжение, восстановить баланс нервной системы. Релаксировать можно через медитацию, расслабляющие процедуры, спорт, увлечения, путешествия. У каждого – свой метод избавления от стресса.

Социофобия вполне поддается адекватному лечению. Но все-таки следует понимать: чтобы избавиться от расстройства собственноручно, необходима особая сила воли, умение подавить страх здравыми рассуждениями. Если возникает сомнение по поводу самостоятельного разрешения ситуации, не теряя времени обратитесь к специалисту.

Медикаментозное лечение расстройства применяют, когда больной категорически отказывается от психотерапии. Психотропные препараты позволяют устранить тревожность, страх, последствия стресса, депрессию, но не способны изменить отношение больного к ситуации. Поэтому фармакотерапия в данном случае выступает в роли симптоматического метода, без влияния на причину болезни.

Социофобию официально признают редким расстройством. На деле все выглядит иначе: случаи болезни встречаются значительно чаще. Просто люди склонны принимать симптомы социальной фобии за особенности характера. Игнорируя признаки заболевания, отвергая профессиональную помощь, социофоб рискует лишиться своей ячейки в социуме. Это грозит полной изоляцией, отсутствием возможности получать истинное удовольствие от жизни.

Детские страхи

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Детские страхи

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Детские страхи

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Читайте также:
Приступы кашля у взрослого, ребенка - что делать, как снять?

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов.Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.
Читайте также:
Таблетки Корвалмент – показания, инструкция по применению

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Детские страхи и фобии: как помочь ребенку?

Детские страхи и фобии- АландМед

В чем отличие детского страха от фобии? Родители задаются таким вопросом, когда их ребенок начинает боятся обычных вещей. Как определить грань между нормальным эмоциональным процессом и патологическим проявлением?

Детские страхи и фобии. Их причины

Существует большое количество различных детских страхов. Они возникают еще в младенчестве, обусловлены возрастными особенностями и носят временный характер.

В возрасте, около 6 месяцев, ребенок боится потерять мать, и при ее исчезновении начинает плакать или тревожиться. Позже 6-ти месяцев, возникает страх одиночества.

В возрасте до 1 года ребенок боится громкого шума, незнакомых людей, а также смены обстановки.

В раннем возрасте, около 2 лет, к имеющимся страхам добавляется страх разлуки, который усугубляется, если ребенок идет в детский сад. Разрыв с мамой в это время — непосильное испытание для психики малыша.

Особенно много страхов у детей 5 — 8 лет. Детский страх — нормальное явление, если он продолжается не более 3-4 недель.

Важно отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка. Страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, ведут не только стойким деструктивным изменениям в дальнейшем, но и к возникновению неврозов и фобии.

Фобический страх возможно излечить в начале его возникновения, но он в свою очередь может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.
Чтобы выявить фобическое расстройство у пациента, психиатры используют тесты.

Часто встречающие фобии у детей.

  • Ахлуофобия (никтофобия, эклуофобия) — боязнь темноты, ночи.
  • Идаскалейнофобия (сколинофобия) — боязнь школы.
  • Доматофобия — боязнь домов вообще, пребывания в доме.
  • Экофобия — боязнь своего дома.
  • Ностофобия – боязнь возвращаться домой.
  • Антропофобия — боязнь людей.
  • Ятрофобия — боязнь врачей.
  • Трипанофобия — боязнь игл и уколов.
  • Вакцинофобия — боязнь прививок.
  • Базифобия (амбулофобия, базофобия) — боязнь ходить пешком.
  • Агрофобия – боязнь гнева.
  • Мастигофобия — боязнь порки, наказания.

Возможные причины возникновения детских страхов

  • Богатая фантазия ребёнка, (после услышанного или увиденного).
  • Негативный опыт, (например, укус собаки может стать причиной страха перед собаками).
  • Внушение, навязанное ребенку со стороны взрослых, так и со стороны других детей, (например, возможные высказывании ребенку «Придет серенький волчок и укусит за бочок», «Не гуляй один, тебя могут утащить плохие дяди», или «Если ты не будешь слушаться, я дам тебе по попе).
  • Детский страх зачастую вызывают явления, которые не пугают взрослых: (сказочные герои, темнота и т. п.).
  • Деструктивные семейные отношения между родителями.

Непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребенку, которое порождает в нем тревогу, а затем формирует враждебность к миру.

Почему ребенок боится горшка?

Для маленького ребенка это новый незнакомый предмет, к которому он еще не привык. Часто встречающийся страх у ребенка.

Мы выделили для вас основные причины возникновения страха и рекомендации, как помочь ребенку.

1я причина: Малыша приучают к горшку, когда по физиологическим причинам он еще не готов к этому.

Рекомендации: Можно использовать горшок как игрушку, подготавливая малыша к новому навыку, но ни в коем случае ни приучать.

Высаживать ребенка на горшок можно начинать после сна, как ребенок проснулся, затем после еды, перед дневным и ночным сном. После чего обязательно хвалить ребенка, если ему удалось сходить на горшок.

2-я причина: Когда воспитатель в детском саду неадекватно реагируют на то, что ребенок не успел или забыл дойти до туалета. Ребенок может элементарно заиграться и забыть, что хочет в туалет. Тогда ему легче не попроситься на горшок, а написать в памперс.

Рекомендации: В таком случае важно переговорить с воспитателем, чтобы прекратить подобное поведение, иначе причину в корне не исправить. С ребенком можно проводить напоминающие беседы, если проблема не исчезает, следует проконсультироваться с неврологом и урологом.

3-я причина: Ребенок может сдерживать позывы к дефекации и мочеиспусканию. Данное проявление приводит к физиологическим запорам, малыши чувствуют боль при дефекации из-за того, что каловые массы становятся плотными и травмируют слизистую прямой кишки. Из-за возникновения боли, ребенок также может бояться горшка.

Рекомендации: Ситуация требует обращения к педиатру.

Читайте также:
Мужской кандидоз - симптомы, причины и лечение молочницы у мужчин

4-я причина: Источником страхов у детей могут быть их собственные фантазии, которые часто не обходят стороной и горшок. Ребенку может казаться, что в унитазе кто-то живет и схватит его за попу, или при спуске воды его затянет в трубу. Подобные иллюзии у детей могут быть связаны и с обычным детским горшком.

Рекомендации: Необходимо доверительно поговорить с малышом и выяснить, чего конкретно он боится.

5-я причина: Излишняя застенчивость и стеснительность ребенка также может быть одной из причин боязни горшка.

Рекомендации: В этом случае достаточно создать ребенку комфортные, уединенные условия и проблема будет решена.

Фобии и стрессы у детей

Все дети боятся определенных ситуаций, предметов, людей, однако в ряде случаев страхи могут перерастать в настоящие фобии, когда ребенок при виде потенциального источника опасности впадает в панику, начинает задыхаться и биться в истерике. Родителям необходимо понять грань между здоровым страхом и фобией, требующей обращения к специалистам.

Фобии и стрессы у детей описание

Очень многие родители отмечают у своих детей страхи – ребенок может бояться темноты, животных, незнакомых, чудовищ или привидений. При этом многие страхи являются нормой в определенном возрасте. К примеру, с рождения и до года абсолютно нормальным бывает страх ребенка как ответная реакция на громкие звуки или незнакомые лица, в возрасте 2-4 лет боязнь темноты или животных (больших собак, например) также является нормой. В возрасте 6-9 лет ребенок может бояться одиночества, чудовищ, привидений. Тем не менее, родители всегда беспокоятся и хотят знать, где грань между страхом, фобией и стрессом у ребенка? Ответить на этот вопрос могут сами родители. Говорить о фобии и стрессе можно в том случае, если ребенок испытывает страхи в том возрасте, для которого они не характеры, если его страх не имеет под собой реальную основу, если ребенок избегает предмет страха и это сильно сказывается на его повседневной жизни, можно говорить о том, что у ребенка фобии и стресс. Отметим, что фобии и стресс связаны друг с другом неразрывно – патологический страх заставляет ребенка чувствовать тревогу, беспокойство, у него может нарушаться сон, он становится эмоционально неустойчивым, то есть, проявляются классические признаки стресса.

Фобии и стресс у детей причины

  • Родительское воспитание. Жестокость в семье или напротив, гиперопека могут привести к развитию фобий. К примеру, если мама или папа остро реагируют на плохую оценку ребенка в школе, может развиться фобия, связанная с посещением школы или ответом у доски.
  • Кинофильмы, телевизионные передачи, изобилующие жестокостью, кровавыми сценами или фильмы ужасов. Немалую роль в развитии фобий и стрессов у детей играют «ужастики» и реалистичные передачи с демонстрацией насилия.
  • Однократный и сильный испуг. К примеру, ребенка могла напугать большая лающая собака, после чего собаки стойко ассоциируются с опасностью, тревогой, ребенок начинает избегать встреч с собаками, обходить их стороной.
  • Психические заболевания или расстройства. Фобии могут развиться, например, на фоне тревожного состояния.
  • Непроработанные детские страхи. В норме любые страхи, возникшие в детстве, с взрослением ребенка должны проходить. Если этого не происходит, если в сознании ребенка страхи остаются необработанными, возникают фобии.

Общие причины стресса для детей

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы, травмы;
  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
  • применение насилия;
  • появление нового ребёнка в семье;
  • переезд;
  • гибель домашнего животного.

Проявления стресса у детей

  • частые изменения настроения, недоверие ко взрослым, скрытность;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • возникновение проблем со сном: бессонница, кошмары, трудности с просыпанием и вставанием с кровати;
  • постоянные конфликты с родителями, учителями и воспитателями, остальными взрослыми и сверстниками;
  • у маленьких детей: необъяснимые истерии, страх одиночества и темноты, боязнь животных, взрослых людей, невидимых чудовищ и т.д;
  • у подростков: возникновение желания отличаться от других людей, быть неформальным, перечить родителям и педагогам, вступление в конфликты со сверстниками.
  • психосоматические признаки стресса: скрип зубов во сне, неврозы, возникновение кожных заболеваний (нейродермита), энурез, головные боли и боли в желудке, заикание, нервный тик.

Стадии развития стресса у ребенка

  • Тревога
  • Сопротивление
  • Истощение

Работа нервной системы, эмоции при стрессе

Для детей и их незрелой нервной системы любые, казалось бы, незначительные и порой банальные, смешные причины могут стать причиной стресса. Нередко те события, которые вызывают негативные эмоции, переживания, страх или боль, существенно влияют на работу нервной системы и способствуют стрессу. Это не значит, что детей стоит отгораживать от всех эмоций — как положительных, так и отрицательных. Но в силах родителей сократить количество психотравмирующих ситуаций, потрясений и страха в жизни детей. Далеко не всегда захлестнувшие кроху эмоции он сумеет проконтролировать и удержать, если родители постоянно его одергивают, не давая выходу гневу, раздражительности или слезам — это также приводит к стрессу, от которого он просто не в силах избавиться. Поэтому нервная система детей должна получать разрядку, вполне нормально для маленького человека злиться, переживать или высказывать свое недовольство. Родители должны уважать его чувства и позволять иногда дать волю эмоциям. Но это не должно переходить определенных рамок дозволенного.

Читайте также:
Двоение в глазах - причины и лечение симптома

Последствия стресса у детей и подростков

  • Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25%.
  • Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов. Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети. Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.

Советы для родителей

  • Родителям нужно подавать пример детям, следить за своим поведением, контролировать злость и агрессию.
  • Всегда спрашивайте, как прошел день и что интересного произошло в школе.
  • Проводите вместе время.
  • Стресс у ребенка может появиться от неправильного питания, контролируйте рацион.
  • Родителям необходимо проявлять больше заботы к детям, показывать им свою любовь, обнимать и часто разговаривать по душам. Сделать все, чтобы они почувствовали себя нужными.
  • Разрешить ребенку побыть самостоятельным, чтобы он почувствовал, что вы ему доверяете.
  • Одобряйте его решения.
  • Снимите дополнительные нагрузки, пусть посещает только ту секцию, которую он сам выберет.

Фобические приступы у детей

  • Отказ ходить в школу вплоть до истерик и соматических проявлений в виде заболеваний
  • Отказ появляться в общественных местах
  • Ночные кошмары или плохой, тревожный, прерывистый сон
  • Чрезмерная реакция на резкие звуки
  • Избегание каких-либо предметов, объектов или ситуаций
  • Отказ от пищи

Лечение фобий и стресса у детей

  1. Фобии, связанные с насекомыми или животными.
  2. Фобии, связанные с природой или окружающей средой – боязнь темноты, грома, высоты и т.д.
  3. Фобии, связанные с посещением врача и видом крови – боязнь уколов, ссадин, медицинских инструментов.
  4. Фобии, связанные с определенной ситуацией – боязнь летать на самолете, ездить в метро, боязнь закрытых пространств.
  5. Другие фобии – боязнь резких звуков, боязнь чудовищ, боязнь клоунов, боязнь задохнуться и т.д.

Лечение детских фобий в Израиле

В Израиле детская психиатрия находится на очень высоком уровне не только благодаря высокопрофессиональным специалистам, но и современным и действенным методикам лечения. Очень важно, что все врачи и психологи клиники «IsraClinic» говорят на русском языке – это ключевой фактор для успешного контакта с ребенком, а значит, эффективного лечения. Методики клиники включают в себя работу ребенка с психологом, беседы психолога с родителями и инструктаж родителей, рекомендации для школьных или детсадовских педагогов, наблюдение детского психиатра за процессом лечения. Большая ответственность лежит на родителях – по возвращении ребенка домой они должны обеспечить ему максимально комфортную психологическую обстановку. Поэтому огромное внимание уделяется профилактике фобии и стресса у детей. Иногда в программу профилактики фобии и стресса у детей включают семейную психотерапию мамы и папы ребенка со взрослым психотерапевтом, который поможет им взглянуть на причину фобии ребенка, при необходимости изменить атмосферу в семье на более комфортную, научиться распознавать дискомфортные для ребенка ситуации и купировать развитие патологических состояний.

Список наиболее распространённых фобий (страхов) в практике психотерапевта

Распространённость фобий (страхов) очень высокая. Для некоторых людей это лишь некоторая особенность, например при слабовыраженной андрофобии женщина неосознанно избегает общества мужчин. Но при выраженном проявлении, фобии мешают человеку жить, вызывая тяжелую вторичную патологию, в виде депрессий, полной социальной дезадаптации и инвалидности. Фобии мешают даже обратиться к врачу за помощью. В моей практике иногда приходится сталкиваться с ятрофобией (боязнь врача). Не говоря уже об агорафобии (страх пространства, людей), страху езды в метро, в транспорте вообще, которые не дают пациенту добраться до доктора.

Основная причина фобий — невроз. Его называют фобическим и он представляет собой частный случай невроза навязчивых состояний. Об это подробно написано в соответствующей статье.

Вот основные фобии (страхи):

аблютофобия— боязнь купания, стирки или чистки в воде.

агирофобия(англ.) (дромофобия) — боязнь улицы, пересекать улицу

агорафобия— боязнь пространства, открытых мест, площадей, толпы людей, рынков

аграфобия(англ.) (контрелтофобия) — боязнь сексуальных домогательств

айлурофобия(галеофобия, гатофобия) — боязнь кошек

айхмофобия(англ.) — боязнь острых предметов

аквафобия— см. гидрофобия

акрофобия— боязнь высоты

акустикофобия(англ.) (лигирофобия, фонофобия) — боязнь громких звуков

ахлуофобия— см. никтофобия

андрофобия— боязнь мужчин

антофобия— боязнь цветов

Читайте также:
Несахарный диабет нефрогенный: симптомы, диагноз и лечение нефрогенного несахарного диабета

антропофобия— боязнь людей или компании людей, форма социальной фобии

арахнофобия— боязнь пауков; частный случай зоофобии

астрафобия(англ.) (астрапофобия, бронтофобия, кераунофобия или тонитрофобия) — боязнь грома и молний

атихифобия(англ.) — боязнь совершить ошибку

аутофобия— боязнь одиночества

афефобия— см. гаптофобия

аэрофобия(авиафобия, авиатофобия) — боязнь полётов

бронтофобия — см. астрафобия

верминофобия — боязнь бактерий, микробов, заразиться; частный случай зоофобии

вомитофобия — см. эметофобия

галеофобия, гатофобия — см. айлурофобия

галитофобией(англ.) — боязнь неприятного запаха изо рта

гаптофобия(афефобия, гафефобия, гафофобия, гапнофобия, гаптефобия, тиксофобия) — боязнь прикосновения окружающих людей

гексакосиойгексеконтагексафобия— страх числа 666

гелиофобия(англ.) (гелеофобия) — боязнь солнца, солнечного света

гелотофобия— страх оказаться объектом юмора, насмешек

гемофобия(гематофобия, гемафобия) — боязнь крови

генофобия(англ.), коитофобия — страх секса, сексуальных контактов

геронтофобия(гераскофобия) — страх или ненависть к пожилым людям или собственному старению

гермофобия— см. мизофобия

герпетофобия— боязнь рептилий, пресмыкающихся, змей; частный случай зоофобии

гетерофобия— боязнь противоположного пола

гефирофобия(англ.) — боязнь мостов

гидрозофобия— боязнь вспотеть

гидрофобия(аквафобия) — боязнь воды, сырости, жидкостей

гилофобия(англ.) (ксилофобия, никтогилофобия, хилофобия) — боязнь леса, заблудиться в лесу

гимнофобия(англ.) — боязнь наготы

гинекофобия(англ.) (гинефобия, гинофобия) — боязнь женщин

гипенгиофобия— страх ответственности.

глоссофобия(пейрафобия) — боязнь публичного выступления

гоплофобия(англ.) (хоплофобия) — боязнь оружия

гравидофобия— боязнь встречи с беременной, беременности

демофобия(охлофобия) — боязнь скопления людей, толпы

дентофобия(англ.) (одонтофобия) — боязнь стоматологов, лечения зубов

децидофобия(англ.) — боязнь принимать решения

дисморфофобия— боязнь собственной внешности

дромофобия— см. агирофобия

зоофобия— боязнь животных

иатрофобия— см. ятрофобия

канцерофобия(карцинофобия, кацерофобия) — боязнь заболеть раком, злокачественной опухолью

кераунофобия— см. астрафобия

кинофобия— боязнь собак

клаустрофобия— боязнь замкнутого пространства

климакофобия(климактофобия) — боязнь ходьбы по лестнице, лестниц

коитофобия— см. генофобия

контрелтофобия— см. аграфобия

копрофобия— боязнь фекалий

коулрофобия(англ.) — боязнь клоунов

ксилофобия— см. гилофобия

лаканофобия(лаханофобия) — боязнь овощей

липофобия— боязнь жирной пищи

лигирофобия— см. акустикофобия

логофобия(вербофобия) — фобия говорить публично или с незнакомыми людьми

мизофобия(гермофобия) — боязнь заразиться инфекционным заболеванием, грязи, прикосновения к окружающим предметам

некрофобия(англ.) — боязнь смерти и умёрших

неофобия(англ.) — боязнь нового, перемен

никтогилофобия— см. гилофобия

номофобия(англ.) — боязнь остаться без мобильного телефона, без связи

нозофобия(англ.) — боязнь заболеть

нозокомефобия(англ.) — боязнь больниц

никтофобия(англ.) (ахлуофобия, скотофобия, эклуофобия) — боязнь темноты, ночи

одонтофобия— см. дентофобия

ойкофобия(англ.) — боязнь дома, возвращения домой

осмофобия(англ.) — боязнь телесных запахов

охлофобия— см. демофобия

панфобия(англ.) (панафобия, панофобия, пантофобия) — боязнь всего или постоянный страх по неизвестной причине

параскаведекатриафобия— боязнь пятницы

парурез— боязнь мочеиспускания на людях

педиофобия(англ.) — боязнь кукол

пейрафобия— см. глоссофобия

радиофобия— боязнь радиации

ситофобия- боязнь приёма пищи

сколецифобия— боязнь червей, заразных насекомых; частный случай зоофобии

скопофобия(англ.) (скоптофобия) — боязнь пристального разглядывания другими

скотофобия— см. никтофобия

сомнифобия(англ.) — боязнь спать

социофобия— боязнь общества, контактов, оценки окружающими

спектрофобия(англ.) — 1) боязнь призраков

спектрофобия— 2) см. эйсоптрофобия

танатофобия(англ.) — боязнь смерти

тафофобия— боязнь быть погребенным заживо, похорон

тахофобия— боязнь скорости

телефонофобия(англ.) — боязнь телефона, ожидания телефонного звонка

тетрафобия— боязнь числа 4

технофобия— боязнь техники

тиксофобия— см. гаптофобия

токофобия(англ.) — страх перед родами

тонитрофобия— см. астрафобия

травматофобия(англ.) — боязнь травмы

трипанофобия(англ.) — боязнь игл и уколов

трискаидекафобия(тердекафобия) — боязнь числа 13

трихофобия(англ.) — боязнь попадания волос в пищу, на одежду, на поверхность тела

фагофобия(англ.) — боязнь глотания, подавиться пищей

фармакофобия(англ.) — боязнь лечиться, принимать лекарства

филофобия(англ.) — боязнь влюбиться

фобофобия(англ.) (фобиофобия) — боязнь фобий (страхов), появления симптомов страха, боязнь испытать испуг

фонофобия— см. акустикофобия

фриггатрискаидекафобия— см. параскаведекатриафобия

хилофобия — см. гилофобия

эйсоптрофобия(спектрофобия) — боязнь собственного отражения в зеркале

эклуофобия— см. никтофобия

эметофобия(англ.) (вомитофобия) — боязнь рвоты

эргазиофобия(англ.) — боязнь оперировать (у врачей-хирургов)

эргофобия(англ.) — боязнь работать, совершать какие-либо действия

эритрофобия(англ.) — боязнь покраснения лица

эротофобия— боязнь секса или вопросов о сексе

эфебифобия— боязнь подростков

ятрофобия — боязнь врача

Фобии (страхи) в той или иной степени, достаточно распространение явление. Многие пытаются лечить их самостоятельно, принимая алкоголь либо пытаясь найти и купить транквилизаторы без рецепта (успокоительные , седативные препараты). Кому то рекомендуют психолога психоаналитика, который годами пытается беседами выйти на основную причину конфликта. Иногда используют гипноз в программе гипнотерапии. В моей практике наиболее эффективным методом лечения фобий стала GI психотерапия. Хотя и здесь существует правило, что нет панацеи. Всегда следует помнить, что лечит не метод, а доктор.

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: