Биология человека

Анатомия как наука: специфика биологических закономерностей, анатомия как теоретическая основа медицины

Анатомия — это биология человека, наука, которая изучает как устроено человеческое тело.

Знания в области анатомии важны, так как с их помощью можно получить представления о жизнедеятельности человека в целом. По этой причине, в том числе, есть связь между анатомией и другими дисциплинами, такими как физиология, цитология, гистология.

Разделы и виды анатомии

В результате связи анатомии с другими дисциплинами возникли следующие разделы анатомии:

  • остеология. Занимается изучением костной системы;
  • ангиология. Исследует сосудистую систему человека;
  • миология. Изучает мышечную систему человека;
  • неврология. Раздел анатомии, изучающий нервную систему;
  • спланхнология. Занимается сразу несколькими системами человеческого организма: пищеварительной, мочеполовой, дыхательной.

По содержанию различают анатомию:

  • систематическую или описательную. Занимается изучением формы и строения органов;
  • топографическую. Рассматривает совокупность систем и органов, расположенных в определенной части тела;
  • пластическая. Исследует наружные формы тела;
  • нормальная. В поле ее зрения — только здоровые органы и системы органов;
  • патологическая. Занимается изучением болезненных органов или систем органов;
  • сравнительная. Ее интерес — в поиске и изучении происхождения и родственных связей между людьми и животными в ходе эволюции.

Специфика биологических закономерностей и биосоциальная природа человека

В биологии человек — существо социальное, поэтому его выживание обусловлено не только и не столько биологическими механизмами. В первую очередь выживание человека зависит от труда, общества, производства, расселения и благополучия. Социальность человека свидетельствует о том, что историческое развитие человечества идет не по биологическим законам, а по социальным.

Человек в современном понимании — единство биологического и социального. В человеческом организме происходят биологические процессы, которые выполняют основополагающую функцию: определяют жизненно необходимые факторы в жизнедеятельности и развитии человечества.

Анатомия как теоретическая основа медицины

Согласно Гиппократу, врачи должны знать и понимать природу. Это вполне объясняет, почему медицинская наука пользуется общебиологическими понятиями. Теоретические исследования проводят в различных областях биологии, а их результаты используются в практической медицине.

Многие врачи считают, что здоровье человечества — результат влияния среды обитания и образа жизни.

Взаимосвязь биологии и медицины начала изучаться в 19 веке, после того как была открыта клеточная теория. Р. Вихров — человек, который объединил клеточную теорию и патологию. Таким образом биология стала теоретической основой медицины.

В начале 20 века К. Бернар и И. Павлов обнаружили общебиологические основы физиологии и патологии. Развитие учений об инфекционной патологии позволили развить хирургию.

И. Мечников стоял у истоков биологических основ учения об иммунитете.

Связь биологии и медицины укрепилась благодаря генетике.

Также в 20 веке началось изучение наследственной патологии, встречающейся у людей.

Физиология, анатомия и прочие медико-биологические науки дали толчок развитию терапии и хирургии.

Иммунология, микробиология и паразитология развили эпидемиологию.

Данные анатомии, биохимии, физиологии и общей молекулярной генетики определяют теоретические основы диагностики, профилактику и лечение наследственных заболеваний.

Биологические системы

Энергетические процессы, протекающие в биологических системах, протекают в соответствии с первыми двумя законами термодинамики. Когда биологическая система достигает равновесия, энтропия доходит до максимума. Когда организмы растут и развиваются, то они отличаются низким значением энтропии. При этом живые организмы могут сохранять определенный уровень энергии — а это приводит к противостоянию энтропии.

Читайте также:
Урсодез - инструкция по применению, аналоги, отзывы

Когда энтропия снижается, то система становится неустойчивой — возникает угроза летального исхода.

Анатомия как наука: специфика биологических закономерностей, анатомия как теоретическая основа медицины

Анатомия — это биология человека, наука, которая изучает как устроено человеческое тело.

Знания в области анатомии важны, так как с их помощью можно получить представления о жизнедеятельности человека в целом. По этой причине, в том числе, есть связь между анатомией и другими дисциплинами, такими как физиология, цитология, гистология.

Разделы и виды анатомии

В результате связи анатомии с другими дисциплинами возникли следующие разделы анатомии:

  • остеология. Занимается изучением костной системы;
  • ангиология. Исследует сосудистую систему человека;
  • миология. Изучает мышечную систему человека;
  • неврология. Раздел анатомии, изучающий нервную систему;
  • спланхнология. Занимается сразу несколькими системами человеческого организма: пищеварительной, мочеполовой, дыхательной.

По содержанию различают анатомию:

  • систематическую или описательную. Занимается изучением формы и строения органов;
  • топографическую. Рассматривает совокупность систем и органов, расположенных в определенной части тела;
  • пластическая. Исследует наружные формы тела;
  • нормальная. В поле ее зрения — только здоровые органы и системы органов;
  • патологическая. Занимается изучением болезненных органов или систем органов;
  • сравнительная. Ее интерес — в поиске и изучении происхождения и родственных связей между людьми и животными в ходе эволюции.

Специфика биологических закономерностей и биосоциальная природа человека

В биологии человек — существо социальное, поэтому его выживание обусловлено не только и не столько биологическими механизмами. В первую очередь выживание человека зависит от труда, общества, производства, расселения и благополучия. Социальность человека свидетельствует о том, что историческое развитие человечества идет не по биологическим законам, а по социальным.

Человек в современном понимании — единство биологического и социального. В человеческом организме происходят биологические процессы, которые выполняют основополагающую функцию: определяют жизненно необходимые факторы в жизнедеятельности и развитии человечества.

Анатомия как теоретическая основа медицины

Согласно Гиппократу, врачи должны знать и понимать природу. Это вполне объясняет, почему медицинская наука пользуется общебиологическими понятиями. Теоретические исследования проводят в различных областях биологии, а их результаты используются в практической медицине.

Многие врачи считают, что здоровье человечества — результат влияния среды обитания и образа жизни.

Взаимосвязь биологии и медицины начала изучаться в 19 веке, после того как была открыта клеточная теория. Р. Вихров — человек, который объединил клеточную теорию и патологию. Таким образом биология стала теоретической основой медицины.

В начале 20 века К. Бернар и И. Павлов обнаружили общебиологические основы физиологии и патологии. Развитие учений об инфекционной патологии позволили развить хирургию.

И. Мечников стоял у истоков биологических основ учения об иммунитете.

Связь биологии и медицины укрепилась благодаря генетике.

Также в 20 веке началось изучение наследственной патологии, встречающейся у людей.

Читайте также:
Свищ заднего прохода - фото, симптомы и лечение

Физиология, анатомия и прочие медико-биологические науки дали толчок развитию терапии и хирургии.

Иммунология, микробиология и паразитология развили эпидемиологию.

Данные анатомии, биохимии, физиологии и общей молекулярной генетики определяют теоретические основы диагностики, профилактику и лечение наследственных заболеваний.

Биологические системы

Энергетические процессы, протекающие в биологических системах, протекают в соответствии с первыми двумя законами термодинамики. Когда биологическая система достигает равновесия, энтропия доходит до максимума. Когда организмы растут и развиваются, то они отличаются низким значением энтропии. При этом живые организмы могут сохранять определенный уровень энергии — а это приводит к противостоянию энтропии.

Когда энтропия снижается, то система становится неустойчивой — возникает угроза летального исхода.

Биология человека – определение, история и основные

Биология человека – это отрасль биологии, которая фокусируется на людях и людях; оно охватывает все аспекты человеческого организм включая генетика, экология, анатомия а также физиология, антропология и питание, среди других. Биология человека связана с другими областями биологии, такими как медицина, биология приматов и биологическая антропология.

История биологии человека

Люди были сосредоточены на понимании себя с тех пор, как они получили мыслительные процессы более высокого порядка. Можно сказать, что изучение биологии человека началось с эволюции человека. Однако термин «биология человека» не использовался для описания отдельного подполя биологии до 20-го века. Рэймонд Перл, профессор биометрии и статистики естественного движения в Университете Джона Хопкинса, был первым современным биологом, который использовал термин «биология человека». В 1929 году он основал рецензируемый научный журнал Human Biology, который существует и сегодня.

Большая часть человеческой биологии в прошлом была связана с проблемой расы. Начиная с эпохи исследования, различные этнические группы все чаще и чаще вступали в контакт друг с другом, и именно в это время стало развиваться понятие расы. В течение 19 и начала 20 веков биологи использовали типографскую модель расы. Эта концепция сгруппировала население мира в отдельные категории в зависимости от географического положения и небольшого количества физических характеристик. Это было основано на работе прошлых биологов. Например, в 18 веке отец таксономия Карол Линней сгруппировал людей мира по четырем категориям, заявив, что разные расовые категории являются разными подвидами человека. вид, Типографская модель сделала широкие, неточные обобщения о людях разных национальностей, но использовалась в течение примерно 100 лет, вплоть до 1940-х годов. С типографской моделью было тесно связано движение евгеники, целью которого было «улучшить» генетический облик человеческой расы посредством селекционное скрещивание и запрет определенных групп людей на воспроизведение. Программы стерилизации были проведены в Соединенных Штатах в начале 20-го века. Сначала эти программы были нацелены на психически больных, но они были расширены, чтобы охватить алкоголиков, проституток и даже людей, которых считали беспорядочными, слабоумными или страдающими хронической бедностью. Около 65 000 американцев, большинство из которых были меньшинствами, были стерилизованы против их воли. Евгеника потеряла благосклонность во время Второй мировой войны, особенно после того, как стали очевидными ужасы нацистской Германии и использование евгеническими принципами Гитлера.

Читайте также:
Паховая грыжа у мужчин - симптомы, признаки и лечение

В 1940-х годах Население Модель заменила типографскую модель. Эта модель была основана на идее, что группы людей, имеющих сходные черты, происходят от предков, которые в течение тысячелетий спаривались друг с другом в разных популяциях. Однако на протяжении всей истории человечества население часто мигрировало и вступало в брак, поэтому популяционная модель не совсем точна. Это действительно может быть использовано только для изучения очень немногих изолированных групп, которые существуют сегодня. В 1960-х годах была разработана клинальная модель, в которой говорится, что признаки постепенно меняются от одного географического местоположения к другому. Например, частота B аллель в кровь виды постепенно увеличивается по мере путешествия из Европы в Азию. Клиническая модель может описывать многие (но не все) черты человека. Сегодняшний взгляд, опирающийся на современные исследования в области генетики, заключается в том, что, поскольку все люди по крайней мере на 99,9% похожи друг на друга, отдельные расы людей в действительности не существуют; в то время как существуют разные этнические группы, раса является социальной конструкцией.

В настоящее время область человеческой биологии очень разнообразна, но большая часть изучения людей сейчас находится с генетической точки зрения и продолжает идти по пути многих научных достижений 20-го века, таких как открытие генетического материала ДНК и его структура. Некоторыми примерами исследований являются митохондриальная ДНК, которая передается исключительно по материнской линии, различия в состоянии здоровья между различными популяциями (которые могут быть вызваны различными генетическими и экологическими факторами), а также эволюция и миграция древних людей.

Основная биология человека

В некоторых университетах есть программы бакалавриата по биологии человека или биологии с акцентом на биологии человека. Программы по биологии человека, ведущие к получению степени бакалавра искусств (БА), предназначены для студентов, которые особенно интересуются биологией человека и хотят продолжить карьеру в областях, связанных со здравоохранением или государственной политикой. Тем не менее, те, кто заинтересован в поступлении в медицинскую, стоматологическую или ветеринарную школу, обычно должны получить степень бакалавра наук (BS), которая может иметь более интенсивные лабораторные курсы или требовать более технических курсов, таких как компьютерное программирование или математика. В некоторых школах предлагается выбор степени бакалавра или бакалавра, в то время как в других программах биологии человека ведется исключительно бакалавриат или бакалавриат, поэтому очень важно проверить, соответствуют ли конкретные требования школы и программы при рассмотрении вопроса о том, чтобы поступить в магистратуру. человеческая биология.

Карьера в области биологии человека включает научные исследования или работу врача, стоматолога или ветеринарного врача (для которого степень бакалавриата, как правило, больше подходит), такие должности в области здравоохранения, как генетический консультант, врач по трудотерапии или помощник врача, должности в области права и общественного здравоохранения. , В то время как программы по биологии человека, как правило, фокусируются более конкретно на биологии людей, чем на других живых организмах, существует широкий спектр курсов, доступных для изучения, поскольку область биологии человека является междисциплинарной и тесно связана с социальными науками. Как правило, люди, которые очень заинтересованы в проведении исследований, часто изучают основные направления биологии, но основные направления биологии человека могут быть полезны в исследованиях, если кто-то захочет продолжить биомедицинские исследования или стать врачом-ученым. Большинство профессий в области биологии человека требуют дальнейшего обучения, такого как степень магистра, доктора или доктора медицины; бакалавриат по биологии человека часто является лишь первым шагом к карьере в этой области.

Читайте также:
Траумель С - инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги

Человек

Лекция 1. Общее знакомство с организмом человека

Лекция 1. Общее знакомство с организмом человека

Строение и функции организма человека изучают такие разделы биологии, как анатомия, физиология, гигиена. Анатомия (от греч. Anatome — рассечение) изучает строение организма человека, его органы и системы органов. Физиология изучает функции целостного организма, систем органов и отдельных органов, клеток и межклеточных взаимодействий.

Лекция 10. Обмен веществ и энергии

Лекция 10. Обмен веществ и энергии

Лекция 11. Размножение и развитие человека

Лекция 11. Размножение и развитие человека

Лекция 12. Анализаторы. Органы чувств.

Лекция 12. Анализаторы. Органы чувств.

Одна из важнейших функций нервной системы — получение и анализ информации об изменениях условий внешней и внутренней среды. Эту функцию нервная система осуществляет с помощью анализаторов. Нервная система получает информацию, обрабатывает ее и на этой основе выполняется ответная программа деятельности организма.

Лекция 13. Высшая нервная деятельность

Лекция 13. Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность — еще одна, важнейшая, функция нервной системы. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга “Рефлексы головного мозга”. Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.

Лекция 2. Нервная система человека

Лекция 2. Нервная система человека

Анатомически подразделяется на центральную и периферическую, к центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, к периферической — 12 пар черепномозговых нервов и 31 пара спинномозговых нервов и нервные узлы.

Лекция 3. Эндокринная система

Лекция 3. Эндокринная система

Железы организма человека делят на две основные группы: экзокринные и эндокринные. Экзокринные имеют протоки и выделяют секреты на поверхность кожи или на поверхность слизистых оболочек полостей различных органов (печень, молочные, сальные, потовые, кишечные).

Лекция 4. Опорно-двигательная система (ОДС)

Лекция 4. Опорно-двигательная система (ОДС)

Скелет выполняет механические функции, связанные с опорой, движением и защитой внутренних органов. Метаболические функции связаны с участием в минеральном обмене веществ. Кроветворная функция связана с гемопоэзом, образованием клеток крови.

Лекция 5. Кровь

Лекция 5. Кровь

Лекция 6. Кровообращение

Лекция 6. Кровообращение

К органам кровообращения относятся кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры) и сердце. Артерии — сосуды, по которым кровь течет от сердца, вены — сосуды, по которым кровь возвращается в сердце.

Лекция 7. Дыхательная система человека

Лекция 7. Дыхательная система человека

Источником энергии в организме человека являются органические вещества. В клетках происходит их бескислородное окисление (гликолиз) и кислородное окисление (дыхание), которое сопровождается потреблением кислорода, выделением углекислого газа и энергии.

Читайте также:
Легочные нарушения у новорожденных

Лекция 8. Пищеварительная система

Лекция 8. Пищеварительная система

Для возмещения энергетических затрат, для роста и развития организму человека необходимы различные химические вещества. Эти вещества человек получает с пищей и водой. В пище содержатся высокомолекулярные соединения — белки, жиры, углеводы; вещества, богатые энергией и с различной дальнейшей судьбой.

Лекция 9. Выделительная система человека

Лекция 9. Выделительная система человека

Конечными продуктами расщепления жиров и углеводов являются вода и углекислый газ. При распаде белков, кроме того, выделяется еще и аммиак. В печени аммиак превращается в мочевину. Все эти вещества попадают в кровь и переносятся к почкам и легким, через которые и происходит их удаление из организма.

Человеческая биология

Биология человека – это междисциплинарная область академических исследований, которая изучает людей через влияние и взаимодействие многих различных областей, таких как генетика , эволюция , физиология , анатомия , эпидемиология , антропология , экология , питание , популяционная генетика и социокультурные влияния. [1] Это тесно связано с биомедицинскими науками , биологической антропологией и другими биологическимиобласти, связывающие различные аспекты человеческой функциональности. Только в 20 веке биогеронтолог Раймонд Перл , основатель журнала Human Biology , сформулировал термин «человеческая биология» таким образом, чтобы описать отдельный подраздел, помимо биологии. [2]

Это также термин-портфель, который описывает все биологические аспекты человеческого тела, обычно используя человеческое тело в качестве типового организма для млекопитающих , и в этом контексте он является основой для многих университетских степеней и модулей бакалавриата. [3] [4]

Большинство аспектов биологии человека идентичны или очень похожи на общую биологию млекопитающих. В частности, и как примеры, люди:

  • поддерживать температуру тела
  • иметь внутренний скелет
  • иметь кровеносную систему
  • иметь нервную систему, чтобы предоставлять сенсорную информацию, управлять и координировать мышечную деятельность.
  • имеют репродуктивную систему, в которой они рожают живых детенышей и производят молоко.
  • имеют эндокринную систему и вырабатывают и устраняют гормоны и другие биохимические сигнальные агенты
  • есть дыхательная система, в которой воздух вдыхается в легкие, а кислород используется для производства энергии.
  • иметь иммунную систему для защиты от болезней виде мочи и фекалий.

СОДЕРЖАНИЕ

Типичные человеческие качества [ править ]

Ключевые аспекты биологии человека – это те аспекты, которыми люди существенно отличаются от других млекопитающих. [5]

У людей очень большой мозг в голове, которая очень велика для размера животного. Этот большой мозг позволил использовать ряд уникальных качеств, включая разработку сложных языков и способность создавать и использовать сложный набор инструментов . [6] [7]

Вертикальная стойка и двуногие передвижения характерны не только для людей, но люди – единственные виды, которые почти полностью полагаются на этот способ передвижения. [8] Это привело к значительным изменениям в структуре скелета, включая сочленение таза и бедра, а также сочленение головы.

По сравнению с большинством других млекопитающих, люди очень долгожители [9] со средним возрастом смерти в развитом мире более 80 лет. [10] У людей также самое долгое детство среди всех млекопитающих, а половая зрелость занимает от 12 до 16 лет. в среднем предстоит завершить.

Читайте также:
Замирание сердца - что делать? Возможные причины и лечение

Людям не хватает меха . Хотя есть остаточный покров из тонких волос, который может быть более развитым у некоторых мужчин, и локальный волосяной покров на голове, подмышечных и лобковых областях, с точки зрения защиты от холода, люди почти голые. Причина этого развития до сих пор обсуждается.

Человеческий глаз может видеть объекты в цвете, но плохо приспособлен к условиям низкой освещенности. Обоняние и вкус присутствуют, но они относительно уступают широкому кругу других млекопитающих . Человеческий слух эффективен, но ему не хватает остроты зрения у некоторых других млекопитающих. Точно так же у человека хорошо развито осязание, особенно в руках, где выполняются ловкие задачи, но чувствительность все еще значительно ниже, чем у других животных, особенно тех, которые оснащены сенсорной щетиной, таких как кошки .

Научное исследование [ править ]

Биология человека пытается понять и продвигает исследования людей как живых существ как научную дисциплину. Он использует различные научные методы , такие как эксперименты и наблюдения , чтобы детализировать биохимические и биофизические основы человеческой жизни, описывать и формулировать лежащие в основе процессы с использованием моделей . Как фундаментальная наука, она обеспечивает базу знаний для медицины. Ряд дисциплин включают анатомию , цитологию , гистологию и морфологию .

Медицина [ править ]

Возможности человеческого мозга и ловкость человека в изготовлении и использовании инструментов позволили людям понять свою собственную биологию с помощью научных экспериментов, включая вскрытие , вскрытие , профилактическую медицину, что, в свою очередь, позволило людям продлить свою жизнь на понимание и смягчение последствий болезней .

Понимание биологии человека позволило и способствовало более широкому пониманию биологии млекопитающих и, как следствие, биологии всех живых организмов.

Питание [ править ]

Питание человека типично для всеядных млекопитающих, требующих сбалансированного поступления углеводов , жиров , белков , витаминов и минералов. Однако рацион человека имеет несколько очень специфических требований. К ним относятся две специфические аминокислоты, альфа-линоленовая кислота и линолевая кислота, без которых жизнь не будет устойчивой в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Все остальные жирные кислоты могут быть синтезированы из пищевых жиров. Точно так же человеческая жизнь требует ряда витаминов.должны присутствовать в пище, и если они отсутствуют или поступают в неприемлемо низком уровне, возникают метаболические нарушения, которые могут закончиться летальным исходом. Метаболизм человека аналогичен метаболизму большинства других млекопитающих, за исключением того, что ему необходимо принимать витамин С для предотвращения цинги и других заболеваний, связанных с дефицитом. В отличие от млекопитающих, человек может синтезировать витамин D3, используя естественный ультрафиолетовый свет солнца на коже. Эта способность может быть широко распространена в мире млекопитающих, но немногие другие млекопитающие имеют почти голую кожу человека. Чем темнее кожа человека, тем меньше он может вырабатывать витамин D3.

Другие организмы [ править ]

Биология человека также включает в себя все те организмы, которые живут в человеческом теле или внутри него. Такие организмы варьируются от паразитических насекомых, таких как блохи и клещи , паразитических гельминтов, таких как печеночные двуустки, до бактериальных и вирусных патогенов. Многие организмы, связанные с биологией человека, представляют собой специализированный биом в толстом кишечнике и биотическую флору кожи, глотки и носа. Многие из этих биотических комплексов помогают защитить людей от вреда и способствуют пищеварению, и теперь известно, что они оказывают комплексное влияние на настроение и самочувствие.

Читайте также:
Рвотные позывы - причины, диагностика, лечение

Социальное поведение [ править ]

Люди во всех цивилизациях являются социальными животными и используют свои языковые навыки и навыки изготовления инструментов для общения.

Эти коммуникативные навыки позволяют цивилизациям расти и создавать произведения искусства , литературы и музыки , а также развивать технологии . Все это полностью зависит от биологической специализации человека.

Использование этих навыков позволило человечеству доминировать над земным биомом [11] в ущерб большинству других видов.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Сара Стинсон, Барри Богин, Деннис О’Рурк. Биология человека: эволюционная и биокультурная перспектива . Издатель John Wiley & Sons, 2012. ISBN 1118108043 . Стр. 4-5.
  2. ^ “Биология человека – определение, история и основные” . Биологический словарь . 2017-05-26 . Проверено 22 марта 2019 .
  3. ^ “Бакалавр биологии человека” . Бирмингемский университет . Проверено 27 февраля 2021 года .
  4. ^ “SK299 Биология человека” . Открытый университет . Проверено 27 февраля 2021 года .
  5. ^ «Черты, которые делают человека уникальным» . BBC . Проверено 27 февраля 2020 года .
  6. ^ “Что делает людей особенными?” . Лондонская школа экономики и политических наук . Проверено 27 февраля 2021 года .
  7. ^ «Мы люди» . Австралийский музей. 2021 . Проверено 27 февраля 2021 года .
  8. ^ Харкорт-Смит, WHE (2010). «Первые гоминины и истоки двуногости» . Evo Edu Outreach 3 . 3 (3): 333–340. DOI : 10.1007 / s12052-010-0257-6 . S2CID 1015247 .
  9. ^ «Уловки, которые помогают некоторым животным жить веками» . BBC. 31 марта 2017 . Проверено 28 февраля 2021 года .
  10. ^ «Продолжительность жизни мужчин и женщин» . WorldData.info. 2018 . Проверено 28 февраля 2021 года .
  11. ^ Vitousek, PM (25 июля 1997). «Доминирование человека над экосистемами Земли» . Наука . 277 (5325): 494–499. DOI : 10.1126 / science.277.5325.494 . Проверено 28 февраля 2021 года .

Внешние ссылки [ править ]

  • Ассоциация биологии человека
  • Биологический словарь
  • Введение ( генетика , эволюция )
  • Контур
  • История
  • График
  • Индекс
  • Биосфера > Экосистема > Сообщество (Биоценоз) > Популяция > Организм > Система органов > Орган > Ткань > Клетка > Органелла > Биомолекулярный комплекс > Молекула ( макромолекула , биомолекула )> Атом
  • Клеточная теория
  • Экология
  • Преобразование энергии
  • Эволюция
  • Генетика
  • Гомеостаз
  • Таксономия
  • Приспособление
  • Самые ранние известные формы жизни
  • Функция
  • Генетический дрейф
  • Генетический поток
  • Макроэволюция
  • Микроэволюция
  • Мутация
  • Естественный отбор
  • Видообразование
  • Биоразнообразие
  • Биологическое взаимодействие
  • Сообщество
  • Экосистема
  • Среда обитания
  • Ниша
  • Динамика населения
  • Ресурсы
  • Передача сигналов клетки
  • Разработка
  • Эпигенетика
  • Генная регуляция
  • Мейоз
  • Митоз
  • Посттранскрипционная модификация
  • Углеводы
  • Фермент
  • Липиды
  • Метаболизм
  • Нуклеиновые кислоты
  • Фотосинтез
  • Белки
  • Анатомия
  • Астробиология
  • Биогеография
  • Биологическая антропология
  • Биомеханика
  • Биофизика
  • Биоинформатика
  • Биостатистика
  • Ботаника
  • Клеточная биология
  • Клеточная микробиология
  • Химическая биология
  • Хронобиология
  • Когнитивная биология
  • Вычислительная биология
  • Биология сохранения
  • Биология развития
  • Экология
  • Эпидемиология
  • Эпигенетика
  • Эволюционная биология
  • Эволюционная биология развития
  • Генетика
  • Геномика
  • Гистология
  • Человеческая биология
  • Иммунология
  • Липидология
  • Морская биология
  • Математическая биология
  • Микробиология
  • Молекулярная биология
  • Микология
  • Нанобиотехнологии
  • Неврология
  • Питание
  • Органическая химия
  • Палеонтология
  • Паразитология
  • Патология
  • Фармакология
  • Психология
  • Физиология
  • Психология
  • Квантовая биология
  • Репродуктивная биология
  • Социобиология
  • Структурная биология
  • Синтетическая биология
  • Систематика
  • Системная биология
  • Токсикология
  • Вирусология
  • Зоология
  • Биология
  • Ботанические термины
  • Экологические термины
  • Термины морфологии растений
  • GND : 4160775-2
  • LCCN : sh85062843
  • MA : 84084929 , 2909843507
  • НАРА : 10639766
Читайте также:
Мембрано-пролиферативный гломерулонефрит: симптомы, диагноз и лечение гломерулонефрита мембрано-пролиферативного

Эта статья по биологии незавершена . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .

Скелет человека

Оберегает внутренние органы от механических воздействий. Череп – вместилище головного мозга и органов чувств: надежно защищает их. Соединяясь друг с другом, позвонки образуют позвоночный (спинномозговой) канал, в котором располагается хорошо защищенный спинной мозг.

Спинной мозг в позвоночном канале

Опорная функция скелета заключается в прикреплении мягких тканей, внутренних органов к различным частям скелета.

Эту функцию скелета также называют – амортизирующая (фр. amortir – ослаблять, смягчать, заглушать). Строение скелета (изгибы позвоночника, сводчатая стопа, межпозвонковые диски) обеспечивает смягчение толчков и сотрясений при передвижении, равномерное распределение нагрузки.

Рессорная функция скелета

Кости в местах суставов (подвижных соединений) образуют рычаги, которые, сокращаясь, приводят в движение мышцы.

Работа трицепса и бицепса

Кости активно участвуют в минеральном обмене: кости – депо кальция, фосфора. При нарушении минерального обмена возникает множество заболеваний, наиболее известное – рахит, мы обсудим данное заболевание в этой статье.

Изучив строение костей, вы отлично понимаете, что губчатое вещество – место расположения красного костного мозга, в котором появляются и дифференцируются клетки крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Внутри трубчатых костей расположен костномозговой канал, в котором находится желтый костный мозг. Он выполняет питательную функцию (накопление жиров), в случае кровопотери способен превращаться в красный костный мозг (резервная функция).

Костный мозг

Осевой скелет
  • Шейный – 7 позвонков
  • Грудной – 12
  • Поясничный – 5
  • Крестцовый – 5
  • Копчиковый – 3-5

Строение позвоночника

Каждый позвонок (за исключением первого шейного – атланта, который имеет только переднюю и заднюю дуги) образован телом и дугой, которые ограничивают отверстие позвоночного канала с проходящим в нем спинным мозгом. В составе позвонка также находятся отростки: суставные и поперечные, остистый отросток. Соединяясь друг с другом суставными отростками, позвонки образуют позвоночный столб со спинномозговым каналом внутри – надежным вместилищем спинного мозга.

Строение позвонков

У поясничных позвонков наиболее массивные и большие тела: соразмерно нагрузке, которую им приходится выполнять (по сравнению с шейными позвонками).

Строение шейных, грудных и поясничных позвонков отличается между собой. Первый шейный позвонок – атлант (лат. atlantus – несущий) соединяется с затылочной костью черепа и образует с ней сустав. Атлант не имеет тела, у него есть только передняя и задняя дуги. Второй шейный позвонок – аксис (осевой позвонок, эпистрофей) имеет вырост тела – зуб, участвует в повороте головы.

Аксис и атлант

Вероятно, вы обратили внимание, что позвоночник человека непрямой: он имеет изгибы вперед и назад. Замечу, что позвоночник младенца этих изгибов не имеет – он абсолютно прямой. Эти изгибы начинают формироваться после того, как ребенок принимает вертикальное положение, начинает ходить.

В связи с прямохождением у человека формируются 4 физиологических изгиба, то есть у всех имеются в норме: шейный лордоз (изгиб вперед), грудной кифоз (изгиб назад), поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Кифозы и лордозы позволяют равномерно распределить нагрузку на весь позвоночник.

Читайте также:
Рвотные позывы - причины, диагностика, лечение

Чтобы легко запомнить для себя два новых термина, рекомендую воспользоваться следующей ассоциацией: спросите себя, как ходит английский лорд? Представьте всю его важность и пафосность, выставленную вперед грудь и выгнутую вперед спину (вот и лордоз!). Ассоциируя слово лорд со словом лордоз, вы не будете путаться ;)

Шарж петух-лорд

Осанкой называют привычное положение спины. Часто у подростков возникают нарушения осанки из-за слабого развития мышц спины. Могут быть слишком сильно выражены лордозы и кифозы, либо, наоборот, очень плохо выражены, плоская спина. Возможно искривление позвоночника вправо или влево: в этом случае говорят о наличии сколиоза.

Нарушения осанки

  • Не носить тяжелые предметы в одной руке, тяжелые сумки, портфели на одном плече
  • Правильно организовать учебное место – спина должна быть плотно прижата к спинке стула, слегка прогнута в пояснице
  • Плечи должны быть расположены на одном уровне, не напряжены
  • Девушкам следует избегать обуви на высоком каблуке – это приводит к возникновению поясничного гиперлордоза

Последствия неправильной осанки: нарушение кровоснабжения, смещение и сдавливание внутренних органов, деформация грудной клетки.

Нарушения осанки

Скелет грудной клетки состоит из 12 пар ребер, грудины. Череп подразделяется на два отдела: лицевой и мозговой.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловая, носовая, слезная, небная и подъязычная кости. Единственная подвижная кость черепа – нижняя челюсть, с зубами, расположенными в зубных альвеолах, служит для измельчения пищи.

Парные кости лицевого отдела черепа: скуловая, носовая, слезная, небная кости и верхняя челюсть. Непарные кости лицевого отдела черепа: нижняя челюсть, подъязычная кость.

Лицевой отдел черепа

Мозговой отдел черепа включает в себя затылочную, лобную, височную и теменную кости, а также решетчатую и клиновидную кость.

Парные кости мозгового отдела черепа: височная и теменная кости. Непарные кости мозгового отдела черепа: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая.

Мозговой отдел черепа

Скелет поясов конечностей

Мы переходим к изучению поясов конечностей, хочу заметить одну деталь. В главе зоология мы с вами изучали пояса конечностей, пользуясь терминами – пояс “передних, задних” конечностей. Поскольку человек занимает вертикальное положение, то изучая анатомию человека, мы будем говорить о поясе “верхних, нижних” конечностей.

Пояс верхних конечностей (плечевой) состоит из парных ключиц и лопаток. Ключица одним концом крепится к грудине, а другим – к акромиону (отростку лопатки). Плечевой пояс обеспечивает опору верхним конечностям и разнообразие их движений: к лопатке и ключице крепится большое количество мышц.

Пояс нижних конечностей (тазовый) состоит из двух тазовых костей, каждая из которых образована сросшимися подвздошной, лобковой и седалищной костями. Тазовый пояс служит опорой для внутренних органов, местом прикрепления многих мышц.

Плечевой и тазовый пояс человека

Скелет конечностей

Скелет нижней конечности включает в себя бедренную кость и надколенник (бедро), малоберцовую и большеберцовую кости (голень), предплюсну, плюсну и фаланги пальцев (стопа). Скелет верхней конечности состоит из плечевой кости (плеча), лучевой и локтевой кости (предплечья), запястья, пястья и фаланг пальцев (кисть).

Читайте также:
Мембрано-пролиферативный гломерулонефрит: симптомы, диагноз и лечение гломерулонефрита мембрано-пролиферативного

Верхняя и нижняя конечность человека

Бедренная кость сочленяется с тазовым поясом с помощью головки бедренной кости, образующей тазобедренный сустав с вертлужной впадиной тазовой кости. Головка плечевой кости образует плечевой сустав с суставной поверхностью лопатки.

Плечевой и тазобедренный суставы

Иногда на рисунке нужно определить, где лучевая и локтевая кости, это довольно несложно сделать, если вы запомните, что лучевая кость всегда расположена ближе к большому пальцу кисти, а локтевая – к мизинцу. При любом расположении на схеме руки это правило будет действовать.

Лучевая кость на рисунке

Особенности скелета человека

Мы уже изучили скелет человека, однако следует обратить внимание на некоторые его детали. Может быть, они покажутся вам незначительными и слишком очевидными, но именно они отличают человека от многих других животных. Некоторые из этих особенностей связанны с прямохождением и трудовой деятельностью.

  • Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым (у обезьян – наоборот)
  • Слабо выражены надбровные дуги
  • Менее массивная челюсть, чем у обезьян
  • Хорошо развит подбородочный выступ, что указывает на возможность членораздельной речи у человека
  • Череп сверху насаживается на позвоночник, а не подвешивается спереди, как у животных
  • Позвоночный столб имеет 4 физиологических изгиба: 2 кпереди (лордоз) и 2 кзади (кифоз)
  • Масса позвонков сверху вниз (от шейного отдела к поясничному) увеличивается соразмерно нагрузке
  • Грудная клетка уплощенная (в спинно-брюшном направлении)
  • Массивные нижние конечности
  • Широкий, низкий таз (у обезьян – узкий, высокий и длинный)

Таз человека и таз шимпанзе

Череп человека и обезьяны

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Наиболее часто при слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата, изменяется форма стопы, опускается ее поперечный и продольный свод: такое заболевание называется плоскостопием.

Причины: неправильная обувь, избыточный вес, длительное хождение или стояние (чрезмерно повышенная или пониженная нагрузка). Сопровождается болями в стопе, неестественной походкой. Из-за смещения центра тяжести организма плоскостопие может приводить к нарушению осанки.

Плоскостопие

Лечение: физические упражнения, ортопедические стельки (греч. orthos – прямой, правильный + paedos – ребенок).

Супинаторы (лат. supino – опрокидываю) – внутренняя деталь низа обуви, поднимающая внутренний край стопы, прикрепляемая к стельке, или между стелькой и полустелькой. Супинаторы предназначены для уменьшения нагрузки на свод стопы и формоустойчивости подошвы.

Ортопедические стельки, супинаторы

Рахит (греч. rhachis – позвоночник) – заболевание детей грудного и раннего возраста, связанное с нарушением костеобразования и недостаточностью минерализации костей.

Причины рахита: недостаточное получение витамина D с пищей, недостаточное нахождение на солнце (недостаточное облучение ультрафиолетом – необходимо для синтеза витамина D в организме), недоношенность ребенка.

Рахит, искривление нижних конечностей

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: