Аутизм у детей – признаки, фото, методы лечения

Лечение аутизма у детей: как адаптировать ребенка в социуме?

Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом в сфере коммуникации и общения. В переводе слово «аутизм» означает — направленный во внутрь себя, ушедший в себя человек. В зависимости от формы и степени аутизма, когнитивные способности могут быть снижены или сохранены.

Аутизм или расстройство аутистического спектра часто заменяют аббревиатурой (РАС). РАС относится к группе расстройств развития нервной системы.

Простыми словами: «Аутизм — это нарушение психического развития, проявляется как дефицит социальных взаимодействий. При расстройствах аутистического спектра наблюдаются повторяющиеся действия и ограниченный круг интересов».

Виды расстройств аутистического спектра

На сегодня существует несколько разновидностей аутизма:

Ранний детский аутизм

Также, его называют синдромом Каннера. Чаще всего данный вид аутизма можно наблюдать в первые годы жизни ребенка, иногда даже в первые месяцы жизни.

При раннем детском аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • отказ от общения с близкими;
  • тотальная привязанность или полная отрешенность от коммуникации с мамой;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • отказ от еды;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • повторяющиеся движения, привязанность к ритуалам.

Атипичный аутизм

Такую форму аутизма можно наблюдать в более позднем возрасте ближе к подростковому периоду.

При атипичном аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • симптомы носят поверхностный характер, мало выражены;
  • средний уровень интеллекта;
  • наличие разного рода таланта, одаренность к какой-то деятельности;
  • заторможенность речи.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма встречается чаще у мальчиков. Данный вид аутизма считается легкой формой и достаточно легко поддается коррекции.

При синдроме Аспергера, наблюдаются такие особенности поведения:

  • низкий уровень эмпатии и умения сопереживать;
  • нарушена социальная активность, сложности в коммуникации. Часто ребенок не понимает, и не готов принимать правила и социальные нормы;
  • интеллект не страдает, чаще приобретает особый характер.

Синдром Ретта

Достаточно тяжёлая форма аутизма, встречается только среди девочек. При синдроме Ретта наблюдаются такие особенности поведения:

  • малоподвижность конечностей и однообразность их движений;
  • рассредоточенность внимания;
  • возможны судорожные припадки;
  • отсутствие речи, или очень маленький словарный запас.

Причины аутизма рассматриваются через призму разных теорий

Биологическая теория

В данной теории причиной появления аутизма выступает повреждение головного мозга. Ряд исследований показали, что мозг у детей с РАС имеет ряд структурных и функциональных особенностей.

Генетическая теория аутизма

Данная теория предполагает, что аутизм может проявиться при ломкой хромосоме Х, а также при высокой степени мутации генов или генного полиморфизма.

Теория поствакцинального появления аутизма

Данная теория не имеет особого научного подтверждения. Предположительно, развитию аутизма предшествует интоксикация ртутью. Данная гипотеза подтверждена только наблюдениями родителей, которые прослеживается связь между вакцинацией и проявлением аутистических особенностей поведения ребёнка.

Теория нарушения обмена веществ

Появление активных черт поведения наблюдается при фенилкетонурии, мукополисахаридозе, гистедемии.

Опиоидная теория возникновения аутизма

В таком случае появлению аутизма предшествует, попадание в организм опиоидов, которые оказывают огромную нагрузку на нервную систему человека.

Симптомы аутизма можно разделить на три группы

Нарушение в сфере социального взаимодействия:

  • отсутствие интереса к другим людям
  • отсутствие желания участвовать в какой-либо деятельности
  • низкий уровень интереса
  • отсутствие навыка копирования, как способа наследовать поведение значимых взрослых
  • ребёнок может не замечать отсутствие или присутствие родителей
  • отсутствие реакции при обращении к нему по имени
  • отсутствие желания и интереса к каким либо играм основанным на взаимодействии
  • проявление сопротивления при объятьях
  • нарушения в сфере коммуникации
  • избегание контакта «глаза в глаза»
  • эхолалии — автоматическое повторение каких либо слов без обращения к кому-либо
  • могут владеть богатым словарный запасов, но не используют его при общении и коммуникации

Нарушение в сфере коммуникации:

  • аутизм характеризуется стереотипностью и ограниченностью поведения и реакций
  • однообразие игр и интересов
  • присутствием навязчивых движений

«Единственной предсказуемой чертой аутизма является непредсказуемость, единственным постоянным признаком — непостоянство.»

Проявление нарушений действий:

  • продолжительное рассматривание какого-либо предмета в пространстве
  • раскачивание на месте, бег по кругу, кружение вокруг своей оси
  • отсутствие сюжета в играх на взаимодействие
  • желание есть несъедобное
  • хождение на цыпочках
  • нарушение мелкой моторики, сложности в удержания предметов
  • повышенное слюноотделение из-за сильно гипертонуса мышц
  • неприятие нового и незнакомого
  • неприятие прикосновений, объятий
  • самоповреждение
  • отсутствие ощущения опасности
  • нарушение сна
  • особенности пищевого поведение, сильная привязанность к определённом набору продуктов

Лечение аутизма у ребенка

Аутизм не поддается полному излечению. Но, подобрав подходящие психологические и педагогические методы и соответствующее медикаментозное лечение, мы можем достичь максимальной социализации и реабилитации ребенка, у которого есть аутистические черты поведения. Чтобы повысить качество жизни ребенка с РАС и дать ему шанс на полноценную жизнь в будущем, необходим комплексный подход в реабилитации и социализации, соединяющий в себе медикаментозную и не медикаментозную терапию.

Терапия для детей с РАС складывается из двух основных компонентов:

Немедицинская психотерапия

  • Поведенческая терапия – это основа социализации ребёнка с РАС. Данный вид терапии способствует коррекции особенностей поведения, что в последующем времени приводит к развитию навыков коммуникации.
  • Обучение по программе TEACCH. Метод заключается в визуальной подачи всего того, что необходимо освоить ребенку. Наглядные пособия, картинки, вызывают стойкий интерес у ребенка с РАС, тем самым способствуют развитию познавательной активности.
  • Логопедия, речевые занятия, улучшают речь и коммуникативные навыки. Часто занятия с логопедом способствуют повышению вербального общения.
  • Поведенческая терапия помогает приобрести навыки самообслуживания, социальные навыки и способствуют уменьшению симптомов неадаптивного поведение.
  • Прикладной анализ поведения (ABA) — широкого спектра методов, используемых для лечения аутизма и многих других форм поведения. Метод сосредоточен на обучении индивидуальным задачам с использованием принципа: стимул, реакция и вознаграждение.
  • Модель SCERTS — это образовательная модель для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Аббревиатура означает акцент на: SC, ER и TS. SC — социальная коммуникация, развитие функциональной коммуникации и эмоционального выражения. ER — эмоциональная регуляция — развитие хорошо регулируемых эмоций и способности справляться со стрессом. TS — транзакционная поддержка — реализация поддержки, чтобы помочь семьям, педагогам и терапевтам реагировать на потребности детей, адаптировать среду и предоставлять инструменты для улучшения обучения.
  • Анималотерапия. Применение анималотерапии, в особенности канистерапии обеспечивает положительную динамику в социализации и коммуникации при РАС. Получая в доступной игровой форме знания о естественных процессах в животном мире, ребенок с РАС учится самостоятельно наблюдать, анализировать, обобщать. Занятия с собакой – терапевтом способствуют повышению общительности и контактности детей с аутистическими чертами. Благодаря собаке ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь. Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться. После недолгого общения с ребенком с аутизмом можно заметить, что он сначала замечает собаку, а затем и своих родителей. До этого же он мог совсем не реагировал на окружающих. Посетить занятия с профессиональными собаками — терапевтами Вы можете,записавшись на занятие канистерпапиив наш центр.
Читайте также:
Хлоропирамин – инструкция по применению

Медикаментозная терапия

Это комплекс препаратов для улучшения работы головного мозга. Ранее мы подробно описали данный вид лечения при расстройствах аутистического спектра.

Второстепенная роль в лечении и реабилитации при аутизме отводится медикаментозной терапии. Данный вид лечения эффективен при использовании в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.

Основная задача медикаментозного лечения – это устранение и нейтрализация симптомов снижающих эффективность при педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, стереотипы, двигательная расторможенность, аутоагрессия, негативизм. Также некоторые медикаменты стимулируют деятельность головного мозга, тем сами активируют процессы памяти и мышления.

Группы препаратов, применяемых при комплексном лечении аутизма:

  • Ноотропные препараты. Медикаменты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости центральной нервной системы к психическим нагрузкам.
  • Антидепрессанты. Считается, что антидепрессанты седативного действия могут способствовать улучшению контакта с ребенком.
  • Транквилизаторы. Их применения показано при сильно выраженных страхах, высоком уровне тревоги.
  • Нейролептики. Данная группа медикаментов используется для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые способствуют повышению речевой активности, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.

ВАЖНО! Необходимость медикаментозного лечения, и назначения препаратов производится строго врачом после проведения диагностики. Помните, что самолечение опасно!

Диагностика РАС

На сегодняшний день не существует медицинских анализов, которые бы достоверно бы определили наличие расстройства аутистического спектра. Основная форма диагностики для выявления аутизма является интервью с родителями, а также наблюдение за поведением ребенка и особенностями его коммуникации. Помимо этого для определения вида и степени выраженности аутизма используют ряд опросников, опираясь на информацию из них можно определить наличие или отсутствие аутизма или расстройства аутистического спектра у ребенка.

Развернутая диагностика для определения наличия и степени выраженности расстройств аутистического спектра проводится комплексом следующих мероприятий:

  • Беседа, наблюдение за ребенком;
  • Тесты, анкеты;
  • Игра, конструирование;
  • МРТ, КТ мозга;
  • Исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.

Динамическое наблюдение за поведением ребенка является основным методом диагностики аутизма. Также в дополнение к этому методу рекомендуется проведение психологического, физического и неврологического обследование.

Помните, аутизм не приговор!

В комфортных условиях ребенок с РАС может социализироваться, освоить профессию и жить без дискомфорта и с минимальными ограничениями.

Аутизм не опасен для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильно подобранной терапии и методов реабилитации и коррекции.

Помните, особое значение имеет психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Профессиональное сопровождение психолога поможет адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими людьми и обеспечивать свои собственные потребности.

Аутизм у детей – признаки, фото, методы лечения

Когда в семье рождается ребенок – это всегда радостное событие. Все с радостью наблюдают, как он растет, развивается. Но иногда родителей может насторожить тот факт, что их кроха ведет себя как-то по-особенному, и что на самом деле в его поведении и развитии что-то идет не так, как надо. Малыш существенно отличается от окружающих детей, его поведение, речь и взаимодействие с социумом несколько не соответствует нормам данного возраста. Это заболевание называется аутизмом.

Аутизмом называют нарушение психического формирования личности. Уровень развития ребенка при таких расстройствах бывает абсолютно различным. Можно наблюдать как глубокую умственную отсталость, так и одаренность в некоторых сферах искусств. Такое разнообразие симптомов и проявлений заболевания позволяет считать воспитание таких детей одним из самых сложных разделов педагогики. Около 80% больных детей являются инвалидами.

Читайте также:
Огрубение черт лица, Акромегалия: причины, симптомы и лечение

В современном обществе принято считать, что одной из основных причин развития у детей аутизма являются не качественные профилактические прививки. Но подтверждения это предположение не получило. Напротив, считается, что у ребенка должны быть проставлены все прививки по графику, чтобы он был защищен от инфекционных заболеваний. Природа появления аутизма у детей никак не связана с вакцинацией.

Самое главное – не скрывать диагноз, убегая от проблемы. Следует отказаться от всех планов, выстроенных на ребенка и научиться принимать его таким, какой он есть. Создавать доброжелательную атмосферу вокруг него, организовывать такое окружение, которое будет привычно малышу.

У детей аутизм развивается в первые три года их жизни. Ребенок может просто немного отставать в развитии и начало развития заболевания можно попросту пропустить. В некоторых случаях происходит обратная картина: у совершенно нормального ребенка, который вел себя активно и подвижно, с удовольствием лопотал, вдруг наступает такое состояние, что приобретенные им до этого навыки просто утрачиваются.

Признаки аутизма у детей

Аутизм является достаточно неординарной болезнью и проявляется у каждого заболевавшего ребенка по-разному. Однако можно найти общие признаки, которые имеются у всех больных. Симптомы заболевания зависят от возрастной категории детей, потому данную болезнь можно разделить на ранний, детский и подростковый аутизм.

Ранний аутизм у детей

Раннему аутизму присущи следующие характерные признаки и симптомы:

  • Ребенок не отзывается на собственное имя.
  • Малыш любит играть в одиночестве.
  • При общении с другими детьми или людьми ребенок-аутист не смотрит в глаза собеседнику.
  • У детей-аутистов отсутствие чувства опасности.
  • У детей, страдающих этим заболеванием отмечается необычная привязанность к предметам.
  • Дети с аутизмом избегают тесного контакта, объятий.
  • В поведении детей с аутизмом может присутствовать неуместный смех.
  • Отмечается сниженная чувствительность к боли.

Детский аутизм

Для этого вида заболевания можно отметить следующие признаки:

  • Ребенок замкнут и не желает принимать участие в разговорах.
  • У него возникает желание заниматься только чем-то одним, определенным занятием, исключаю другие виды деятельности.
  • В речи наблюдается повтор одних и тех же слов, звуков.
  • Отмечается тяжелая адаптация ко всему новому.
  • Отмечается слабое усвоение нового материала, отсутствует способность запоминать материал.
  • Возникает причудливое поведение, например, он подолгу кружится, хлопает в ладоши и прочее.
  • У ребенка практически отсутствует какая-либо реакция на родителей, педагогов, воспитателей.

Подростковый аутизм

Подростковый аутизм характерен для более старших детей и обуславливается наличием следующих симптомов заболевания?

  • У ребенка отмечается явное нежелание общаться, принимать участие в разговорах.
  • Стадия полового созревания проходит более болезненно, нежели у сверстников.
  • Иногда у таких детей отмечаются приступы повышенной агрессии.
  • Вследствие перечисленных факторов может начаться развитие депрессии.
  • В тяжелых случаях не исключено развитие эпилепсии.

Причины развития заболевания

В большинстве случаев аутизм не связан с поражением головного мозга. Да и точных причин развития заболевания никто не может назвать. Самыми распространенными из них являются:

  • Наследственность. Если у кого-то из родственников уже диагностировали аутизм, то риски повторного его появления у ребенка возрастает в разы.
  • Перенесенные вирусные инфекции матерью во время беременности могут спровоцировать развитие недуга.
  • Неблагоприятным образом может сказаться ожирение беременной женщины.
  • Недоношенный плод.

Численность детей с аутизмом в последнее время значительно возросла. Что именно стало тому причиной, пока неизвестно. Возможно, такой толчок дало ухудшение условий окружающей среды, экологии. Кстати, более детальное изучение болезни показывает, что чаще всего аутизм наблюдается у мальчиков.

Как диагностировать аутизм у ребенка

Поставить точный диагноз можно только клинически. Для этого требуется провести наблюдения за ребенком, отметить возможные симптомы и признаки. Кроме того, в настоящее время имеется достаточное количество тестов, которые помогут провести диагностику.

При выполнении заданий на определение уровня развития, очень часто дети используют невербальное общение. И с тестами, в которых нужно что-то показать, а не сказать, справляются на ура. Именно поэтому следует выбирать несколько методов диагностики.

Если родители замечают симптомы аутизма, надлежит сразу же обратиться к психиатру, иначе диагноз может быть выставлен с опозданием, что существенно снизит шансы ребенка на успешное лечение.

Методы лечения аутизма у детей

Неотъемлемой частью на пути к излечению ребенка от аутизма являются процедуры, физические упражнения, регулировка питания. Такие действия научат малыша управлять телом и выполнять некоторые навыки, которые необходимы для развития самостоятельности. Тем не менее стандартизированных методов лечения нет, потому каждый прибегает к своим.

Следует помнить! То, что помогает одному, может не принести никакой эффективности другому. Если рекомендованный кем-то метод не показал результат, необходимо прибегнуть к следующему.

Родители должны выбирать способ лечения, опираясь на индивидуальность ребенка, обязательно согласовывая все свои действия с лечащим врачом малыша. Прежде чем согласиться на какой-то эксперимент, нельзя не подумать о том, как его воспримет малютка. При правильном выборе лечения высока вероятность успехов в развитии.

Читайте также:
Розацеа на лице - симптомы, лечение

Детей, страдающих аутизмом, учат управлять своим поведением. И чем раньше начать это делать, тем больше возможность достигнуть хороших результатов.

К сожалению, не стоит надеяться, что лечение будет быстрым, необходимо запастись терпением и силами. И главное, настрой родителей, их отношение к происходящему и принятие ситуации – уже 50% успеха.

Обучение ребенка-аутиста: особенности

Создание границ обучения необходимая часть, поскольку у многих детей возникают проблемы с адаптацией в новых для них условиях.

Вот несколько советов по обучению ребенка-аутиста.

  • Во всем соблюдать режим, график, чтобы ребенок знал, чего ему ожидать далее по его расписанию на день, можно сделать часы, на которых будут приклеены картинки. Изображения будут указывать на занятия и время их проведения.
  • Ни в коем случае нельзя мешать планам малыша, если он хочет читать с любимым предметом в руках, обязательно нужно это разрешить.
  • Следует рассказывать и читать истории, из которых ребенок сможет вынести правильную модель поведения и реакций. Целесообразно задавать вопросы, например: «Почему мальчик грустил?», «Что порадовало лисенка?»
  • При фиксировании внимания ребенка на определенном предмете используйте данную ситуацию с выгодой. Например, если это котенок, путешествуйте вместе с ним по разным странам. Так малыш сможет получить некоторые знания по географии.
  • Задания необходимо диктовать по мере их выполнения или же записывать, потому как длинные команды могут смутить ребенка.

Важно!
Не повышайте на больных детей голос, ведь у них очень чувствительный слух. Старайтесь выбирать творческие и интересные задания. При отсутствии желания разговаривать у ребенка, запаситесь картинками, с помощью которых он сможет выражать свои желания. Если малыш не реагирует на свое имя нет надобности повторять его несколько раз, он все равно не поймет, что обращаются именно к нему.

Какие прогнозы делают врачи

Ни один из врачей не сможет дать никаких прогнозов касаемо детского аутизма, ведь его точная причина до сих пор не ясна. Не существует и единой методики лечения, которая подошла бы всем. Никто не сможет пообещать родителям, что их ребенок успешно окончит школу, поступит в ВУЗ, ведь болезнь еще плохо изучена и как она поведет себя, никто не может спрогнозировать наперед.

Родителей детей-аутистов всегда волнует вопрос: эпилепсия встречается у всех детей, страдающих этим заболеванием? Около 30% детей имеют эпиактивность в мозге. Но если наблюдать за больными ночью, то можно заметить, что данное состояние встречается у 90%, но не доходит до приступов.

Атипичный аутизм у детей

Психические расстройства в детском возрасте сейчас не такое уж и редкое явление. Несмотря на развитие медицины в целом и психиатрии в частности, количество пациентов с особенностями развития аутического спектра, шизофренией и другими заболеваниями, постоянно увеличивается.

Атипичный аутизм у детей встречается реже, но и эта статистика продолжает расти. Впервые он был выделен как отдельное заболевание в МКБ-10. Ранее понятие «аутизм» применялось как признак шизофренических расстройств, психозов, умственной отсталости. Этот медицинский термин уже основательно вошёл в наш лексикон, но не каждый знает насколько это тяжелое заболевание. Однако тот факт, что страдающий им ребенок считается инвалидом, говорит о серьезности диагноза.

Понятие аутизма

Проще сказать, это одиночество. Больной теряет способность общения с людьми и взаимодействия с окружающим его миром в целом. Он уходит в себя, в собственное измерение, где больше никому нет места. Со стороны это выглядит как нежелание общаться с кем бы то ни было, но на самом деле, аутисты просто не умеют этого делать.

С физиологической точки зрения, это нарушение восприятия сигналов, поступающих через слуховые, зрительные, осязательные и другие рецепторы. Они либо полностью не доходят до нужных мозговых центров, либо делают это не в полном объеме. Соответственно, меняется реакция на происходящие события.

Аутизм, а вернее, расстройство аутистического спектра – это комплексное нарушение развития, которое обычно проявляется в раннем возрасте. Оно обусловлено патологией функционирования нервной системы.

Симптомы

Атипичный аутизм выявить сложнее, чем его классическую форму, поэтому часто установление диагноза затягивается. Упущенное начало болезни и поздно начатое лечение негативно влияет на дальнейший результат.

Самым удивительным и одновременно смущающим фактором является огромное разнообразие и индивидуальность симптомов.

Общими чертами заболевания выступают нарушения социальной включенности, коммуникации и взаимодействия с окружающими.

В домашних условиях распознать атипичный аутизм у детей довольно затруднительно. Чаще всего, родственники списывают некие странности и необычности поведения на возрастные изменения или особенности темперамента. С подобными проблемами они не спешат обращаться к специалисту, тем самым упуская начальную стадию заболевания.

Отличительными факторами атипичного детского аутизма считаются:

  1. Возрастные рамки. Этот тип расстройства имеет особенность развиваться не в раннем детстве, а в более поздние сроки – 3 года, 6–10 лет или переходный возраст. Это те периоды жизни ребенка, когда он испытывает стрессы по поводу адаптации к новому коллективу, необходимости общения с незнакомыми людьми, выстраивания взаимоотношений.
  2. Социализация. Несмотря на то, что больной полностью зависим от родителей, он слабо реагирует на них. По поводу отсутствия матери малыш может не тревожиться или, наоборот, проявлять беспокойство, а при ней вести себя холодно и недоброжелательно.
  3. Речь. Она либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов, в крайнем случае, словосочетаний. Построение предложений – слишком сложная задача.
  4. Эмоциональный сбой. При нормальной активности может наблюдаться абсолютная или избирательная неконтактность. Интенсивные внешние раздражители – яркий свет, громкие звуки, вызывают страх. Могут наблюдаться нехарактерные непредсказуемые реакции на события.
  5. Поведение. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Такие дети не стремятся копировать взрослых или сверстников, предпочитают одиночество.
Читайте также:
Гепатит B: причины, симптомы, лечение и профилактика гепатита типа Б

При нормальном физическом развитии чаще всего наблюдается умственная отсталость.

Оценка уровня интеллектуальных способностей бывает затруднительной, поскольку поставленный диагноз в раннем возрасте может поддаваться коррекции.

Усугубление диагностики происходит из-за нарушений речевого аппарата и коммуникативных навыков. Во время прохождения тестов ребенок, как правило, знает решение задачи, но не говорит его.

Особенности течения заболевания

Детям с аутизмом очень тяжело постичь бытовые навыки, которые всем кажутся сами собой разумеющимися. Обычный прием пищи вызывает затруднения. В еде они крайне избирательны и привередливы. К примеру, чадо ест только манную кашу, и никакое разнообразие блюд не убедит его попробовать что-то другое. Если нет каши, он будет голодать. В конце концов, мать ее сварит и накормит его.

Туалет – еще одна проблема. Дети не видят смысла хождения на горшок, не могут понять, почему взрослые настойчиво добиваются этого. Так происходит, поскольку с раннего детства у них очень слабая (или вообще отсутствует) реакция на такие раздражители, как:

  • холод;
  • мокрые пеленки
  • голод;
  • неприятные запахи;
  • прикосновения.

В игровой деятельности игрушки, чаще всего, полностью игнорируются. Вместо них ребёнок предпочитает использовать предметы обихода. Сюжет игры обычно отсутствует, наблюдаются лишь такие стереотипные движения, как верчение в руках или перекладывание с места на место. Новый предмет аутист может долго обнюхивать, щупать, облизывать, водить им перед глазами или ползать на коленях вокруг него.

Из-за нарушения речи с больным практически невозможно вести диалог, он его просто не поддержит. Однако малыш может запоминать довольно длинные фразы из фильмов и телепередач и безошибочно воспроизводить их. При обращении к нему с вопросом он может повторять его либо вообще не реагировать.

Причины развития

Главным фактором появления раннего аутизма считают недостаточность центральной нервной системы. Причины, по которым она возникает, заключаются в следующем:

  • генетическая предрасположенность;
  • хромосомные аномалии;
  • органические поражения ЦНС при патологиях беременности и родов;
  • преждевременный шизофренический процесс;
  • некоторые врожденные заболевания.

Подобных нюансов современной медицине уже известно около тридцати. Поэтому такие патологии, как умственная отсталость и расстройства аутистического спектра встречаются все чаще.

Вероятность рождения ребенка с особыми психологическими потребностями существует в каждой семье.

Действия различных факторов или же их совокупность вносят индивидуальные особенности в каждого больного. Характер и тип личности тоже накладывает отпечаток на течение заболевания. Даже при сходных симптомах в одинаковых ситуациях разные дети могут вести себя неодинаково.

Детский кататонический аутизм

Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:

  • однообразная ходьба, переходящая в бег;
  • крик;
  • смех, плач;
  • длительные стереотипные движения;
  • импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.

Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.

Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.

Постановка диагноза

Чем раньше будет выявлено расстройство, тем быстрее будет найден к нему правильный подход, выстроен алгоритм действий, ведущих к сближению и налаживанию контакта. В первую очередь, это задача родителей.

Дети априори не могут быть одинаковыми, но даже со скидкой на особенности характера или воспитания, они должны укладываться в общепринятые нормы развития.

К окончанию первого года жизни малыш без аутистических нарушений должен овладеть элементарными навыками:

  • знать свое имя и откликаться на него;
  • контактировать с окружающими;
  • эмоционально реагировать на различные ситуации.

Современные методы диагностики позволяют родителям еще до рождения ребенка исследовать панель генов, отвечающих за умственную отсталость и развитие расстройств аутистического характера. Генетическая панель дает возможность как точного подтверждения диагноза, так и дальнейшего детального обследования пациента.

Если подобных анализов родители не делали, а стали замечать аутистические проявления – однозначно необходима медицинская помощь. Первая инстанция, куда они должны обратиться – это детский психолог. При подтверждении негативной тенденции он дает направление к неврологу или психиатру.

Общая развернутая диагностика проводится следующими способами:

  • беседа, наблюдение за ребенком;
  • тесты, анкеты;
  • игра, конструирование;
  • МРТ, КТ мозга;
  • исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.

У детей с аутизмом длительное время может отсутствовать реакция на звуковые раздражители. По этой причине родители начинают подозревать проблемы со слухом. На начальной стадии диагностики важно убедиться в отсутствии проблем со слуховым восприятием информации либо же подтвердить их.

Коррекция поведения

Резервы адаптации ребенка также напрямую зависят от причин развития аутизма. Этому должны способствовать внешние факторы:

  • организован правильный подход;
  • коррекционная работа;
  • лечение, если это необходимо.
Читайте также:
Рак простаты у мужчин - симптомы, стадии, лечение, прогноз

Наилучший результат в борьбе с детским атипичным аутизмом, кататонической формой заболевания и другими расстройствами аутистического спектра достигается при командной работе. Добиться положительной динамики можно лишь при слаженных действиях трех составляющих: всех членов семьи, медицинских работников, педагогов.

Больного нужно учить социальной коммуникации. Каждый, у кого нет подобных отклонений, видит это с раннего детства на примере родителей, старших детей. Аутист не может этого сделать, к нему нужен специальный подход и особые коррекционные действия.

Методы лечения

Способ лечения, подобранный специалистом, будет зависеть от состояния больного и стадии расстройства. Положительный результат не наступает одномоментно, а требует терпения и значительных усилий.

Комплексный подход всегда имеет эффект. В первую очередь применяются терапевтические действия, направленные на коррекцию общения и поведения ребенка. Для этого используют следующие виды терапии:

  • речевая – занятия с логопедом;
  • поведенческая – основана на системе мотивации и поощрения;
  • оккупационная или трудотерапия – акцент на формировании навыков повседневной жизни;
  • социализации – умение общаться и строить отношения;
  • развивающая – способствует раскрытию интеллектуальных и эмоциональных способностей;
  • игровая – применяется для обучения;
  • визуальная – с использованием картинок, фотографий или видеоматериалов
  • сенсорная – стимулирует способность мозга обрабатывать информацию, полученную через прикосновения;
  • пет–терапия – тесное взаимодействие с животными: лошадьми, собаками, кошками, дельфинами.

Медикаментозное лечение стает актуальным лишь в случаях проявления приступов агрессии, судорог, эпиактивности. При отсутствии подобных симптомов лекарственные препараты не применяются.

Среди аппаратных методик следует выделить микротоковую рефлексотерапию, электрошоковую терапию. С их помощью происходит запуск неактивных зон головного мозга: лобных долей, речевых зон, серединно-стволовых структур.

Аутизм в различных проявлениях, как и шизофрения, относится к хроническим заболеваниям. Это означает, что полностью избавиться от него невозможно.

Однако люди ведь научились жить с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и прочими неизлечимыми недугами. То же самое происходит и с расстройствами аутического спектра. Современные методики коррекции поведения, применяемые на ранних стадиях болезни, позволяют вести активный образ жизни, самостоятельно обслуживать себя, быть полноценным членом общества.

Признаки аутизма у ребенка 3 лет

image

Первые признаки и симптомы аутизма могут проявиться у ребенка к 1,5-2 годам, а в 3, 4-х, 5 годам – стать ярко выраженными. В этом возрасте нужно пристально наблюдать за поведением малышей, чтобы распознать такую особенность их здоровья. Это поможет вовремя начать коррекцию или лечение. По мере взросления, с каждым годом ребенку труднее будет социализироваться, развить нужные навыки до уровня нормы.

Это скорее не заболевание, а расстройство деятельности мозга, затрагивающее восприятие мира ребенком. Вместе с этим, накладывающее отпечаток на интеллектуальные способности и особенности общения.

В зависимости от степени выраженности, люди с таким синдромом могут вести нормальную жизнь с небольшими особенностями, либо вообще утрачивают связь с реальным миром. Успех работы медиков зависит от раннего выявления болезни, проводимых мероприятий и отсутствия ухудшающих состояние заболеваний. Таких, как эпилепсия в детском возрасте.

Степени тяжести

Поведение ребенка-аутиста в 3-4 года, основные признаки, симптомы аутизма, различимые на фото и видео, позволяющие как распознать, так и лечить его, разнятся в зависимости от варианта заболевания.

Выделяют 2 формы расстройства, различающиеся по тяжести проявлений и наличию дополнительных болезней:

  • Легкая, которая позволяет успешно социализироваться, получить образование, работать. Имеются умеренные отклонения в поведении и специфике общения с окружающим миром. Отмечаются выдающиеся способности в какой-нибудь области, интеллектуальное отставание от сверстников минимальное или отсутствует.
  • Тяжелая, при которой аутичные черты у ребенка 3 лет уже ярко выражены. Он практически не говорит, не проявляет интереса к окружающему миру, к другим людям или животным. Есть нарушения поведения, не исключено заметное отставание умственного развития от сверстников. Таким деткам требуется обследование и лечение.

Девочка аутист лежит на камнях

В тяжелых случаях, когда отмечается дополнительная патология, стандартная терапия может не дать ожидаемых результатов. Тогда малыш, с эпилепсией или сопутствующей ЗПР, получит инвалидность.

В 3 года аутизм уже проявляется у ребенка, поэтому полезно знать, как определить его, распознать степень тяжести болезни.

Клинические проявления

Симптомы и признаки детского аутизма в 3-4 года:

  • Отсутствие желания идти на контакт с окружающими. Дело не только в развитии речи, но и в других проявлениях нежелания общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Малыш не смотрит в глаза, не проявляет интереса к родственникам, близким людям, не хочет самостоятельно контактировать.
  • Отсутствие сюжета в игре или нежелание малыша его объяснить.
  • Замена игрушек неигровыми предметами, часто своеобразными.
  • Эгоцентризм, ярко проявляющийся в общении со сверстниками. Ребенок не замечает, что вокруг есть кто-то еще. Не воспринимает остальных людей как живых существ с собственной волей.
  • Не формируется образное мышление.
  • Говорит о себе в третьем лице, не отзывается на свое имя.
  • Может долго молчать, а затем ответить на вопрос длинной сложной продуманной фразой.
  • Регулярно случаются истерики в новых местах или если что-то из привычного быта изменилось.
  • Пугается громких звуков, ярких вспышек. Страх быстро перерастает в истерику.

Ребенок выглядывает из шкафа

  • Чрезмерно привязан к матери, не проходит стадию «Я – сам».
  • Проявляет чрезмерную жестокость (не различает живое и не живое).
  • Присутствуют стереотипные, повторяющиеся движения, ритуалы.
  • Возникают трудности с координацией движений, особенно при подъеме по лестнице или при использовании мелкой моторики.
Читайте также:
Что лечит врач-уролог у мужчин и женщин? Где принимает врач

Признаки и симптомы детского аутизма в 3-4 года проявляются комплексно. Присутствие у ребенка 1 или 2 описанных признаков, не означает патологии. Это может быть акцентуация характера, особенность воспитания.

Когда отмечаются больше 2-х разнонаправленных проявлений, стоит начинать подозревать подобное отклонение.

Диагностика

Только в динамике. На фото, ребенок-аутист выглядит, как и все, признаки выделяться не будут. А вот на видео, аутизм уже проявится. Так как будут заметны отклонения в поведении, чрезмерная закрытость, отсутствие интереса к происходящему вокруг.

Основные признаки аутизма в три (3) года у детей выражены достаточной, чтобы можно было пройти диагностику и сделать верное диагностическое заключение.

Главный принцип при подозрении расстройств аутического характера – исключить другие заболевания, имеющие схожие проявления.

Малыш проходит через ряд процедур:

  • МРТ, показывающее, что мозг здоров и работает как надо, исключает наличие опухолей;
  • осмотр у отоларинголога, проверка сохранен ли слух;
  • рутинные анализы мочи, крови;
  • исследование электромагнитной активности мозга, чтобы исключить эпилепсию у детей методом ЭЭГ.

Ребенок с шапочкой электродов на голове

После исключения органической патологии, проводится тестирование по опроснику, составленному международной ассоциацией врачей.

Опрашивается не только сам пациент, но и его родители. Нюансы поведения, которые они считали не важными, могут открыть глаза на истинное положение дел.

Обращаться следует к врачам, целенаправленно работающим с детьми с такой особенностью. Педиатры и психиатры, не всегда знают точно, как выражается аутизм в 4 года. Могут поставить неправильный диагноз, время на реабилитацию будет упущено.

Лечение

Расстройство считается неизлечимым, это особенность восприятия мира человеком с определенными отклонениями в работе мозга. Однако проявления аутизма у ребенка 3-4 лет не означают, что его социальная жизнь исчерпывается.

Надлежащие меры лечения, коррекции, регулярные занятия, помогают таким ребятам социализироваться, стать успешными взрослыми. Да, определенные особенности сохраняются, но они не мешают жизни.

Основа лечения – работа с психологом/психиатром пациента и его родителями. Для успешной реабилитации нужно:

  • лечение, иногда с применением медикаментов, корректирующих поведение на протяжении месяцев, лет;
  • регулярные сеансы с психологом;
  • обучение в специализированных детских садах, школах;
  • соблюдение режима дня, деятельности, труда и отдыха;

Психолог проводит занятие с аутистом и его папой

  • повторение простых, нужных для жизни действий, так как аутист учится таким вещам медленнее сверстников;
  • касается как вещей, которые всегда должны лежать на своих местах, так и людей вокруг малыша;
  • регулярный отдых родителей, чтобы избежать эмоционального выгорания от общения с таким особенным ребенком.

В большинстве случаев, к средней или старшей школе при соблюдении всех рекомендаций врачей, детки с синдромом аутизма легкой степени полностью социализируются. Пациенты с тяжелой формой расстройства, могут быть утрачены для социума навсегда.

Аутизм: лечение, аутичные черты у детей, признаки аутизма, ранний детский аутизм (РДА)

Некоторые «светила» психиатрии утверждают, что аутизм у детей не поддается лечению. Но опыт родителей говорит обратное. У многих деток на фоне современных методов лечения и коррекционных занятий проявления аутизма постепенно сглаживаются. У ребенка с диагнозом аутизм – снижается возбудимость и стереотипная деятельность, начинает развиваться речь и социальные навыки.
И если нельзя «вылечить аутизм», то улучшить поведение, развить речь и социально адаптировать малыша не только можно, но и НУЖНО.

Признаки аутизма у детей, по которым ставится диагноз (синдром) аутизм:

1. Отрешенность. Ребенок с аутизмом, как будто бы пребывает в своем мире, не способен вступать в контакт, не может и не пытается попросить то, что ему нужно, привязан к своей маме в бытовом или эмоциональном плане (например, сам не может есть и одеваться или контактирует только с матерью, но избегает посторонних), однако при этом ребенок аутист может избегать телесного контакта (например, не позволяет себя обнимать). Аутизм у ребенка часто проявляется нарушением глазного контакта (дети не смотрят в глаза и даже специально их отводят в сторону или отворачиваются, если вы попытаетесь поймать его взгляд).

2. Расстройство речи. Расстройство речи. Дети с аутизмом либо не говорят вовсе, а только выкрикивают нечленораздельные звуки (вокализмы). Либо говорят лишь отдельные слова, повторяя их как бы ЭХОм за родителями или телевизором (это называемая эхолалия), не понимая смысла, у других детей аутистов есть шаблонные фразы (ребенок правильно произносит эту фразу и она может быть приближена к ситуации, например: «дай салатик» – просит поесть, но совсем не салатик, «конец фильма» – устал от вашего присутствия и хочет, чтобы вы ушли и еще множество подобных фраз). Некоторые дети с аутизмом могут шаблонно произносить целые предложения и даже пересказывать целиком сказки, однако при этом не отвечают на вопросы и не вступают в диалог. Все вышеперечисленное и принято называть расстройством речи и ее коммуникативной функции. В легких случаях ребенок с аутизмом разговаривает, но в речи не использует личные местоимения (например, про себя ребенок аутист говорит: «мальчик хочет кушать»).

3. Нарушение психического и речевого развития. Нарушение психического и речевого развития. Практически у всех детей с аутистическими проявлениями отмечается нарушение психического и речевого развития. Степень задержки развития очень индивидуальна и зависит от формы аутизма (так при Синдроме Каннера у детей отмечается очень грубая задержка развития, а при синдроме Аспергера, напротив, интеллектуальное развитие может быть практически нормальным). При раннем детском аутизме (РДА) малыш сначала развивался правильно, а потом навыки «распались» под воздействием различных негативных факторов (по наблюдениям родителей причиной распада у их детей аутистов послужило: прививка АКДС, ожоги большой площади, наркоз во время тяжелой операции, крайне болезненные процедуры, проводимые в стационаре, серьезный стресс или испуг — например грабители залезли в дом и прочие «экстремальные» ситуации). То есть при РДА: раньше ребенок говорил, сам кушал, играл в обычные детские игры …. а потом разучился и появилась стереотипная деятельность.

Читайте также:
Грипп 2020 - симптомы у взрослого и ребенка, лечение, профилактика

4. Нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом не контактирует с другими детьми и порой даже избегает их. Особенно заметно нарушение социальной адаптации становится в детском саду. Когда ребенка отдали в детский сад, вдруг оказалось, что у него есть аутистические проявления (ребенок отказывается есть в садике, часами сидит в стороне от детей, не играет с ним в игрушки, не выполняет требования и просьбы воспитателя, точнее сказать, никак на них не реагирует). У некоторых детей с аутизмом так же может быть агрессия к детям.

5. Стереотипная деятельность. Многие действия ребенка аутиста становятся стереотипными – то есть бесцельно повторяются. Так называемые «стереотипии» выглядят по-разному. Некоторые дети с аутизмом потряхивают ручками, другие бегают по кругу – «манежный бег», выстраивают по порядку предметы, часами пересыпают песок, рвут на тонкие полоски бумагу. Вариантов стереотипий у детей аутистов великое множество, но объединяет их зацикленность и бесцельное повторение.
В далеких 70-х психиатры считали, что аутизм у детей – это расстройство шизофренического спектра, так даже РДА (ранний детский аутизм) называли ранней детской шизофренией. Однако, в последние десятилетия, даже психиатры признали, что аутизм у детей – это не шизофрения.

Аутизм ли? Ошибочная диагностика аутизма.

Существует так же мнение, что многим детям д иагноз аутизм ставится ошибочно – это называется гипердиагностика.

Так если у ребенка есть повреждение головного мозга, вызванное внутриутробным инфицированием (например цитомегаловирусной инфекцией), недоношенностью, асфиксией в родах, родовой травмой, внутричерепной гипертензией и т.д . то внешние проявления у него будут схожи с аутизмом.
При применении современных комплексных методов реабилитации аутистические проявления начинают постепенно сглаживаться и от «аутизма» не остается и следа. А дальше предстоит длительная работа по восстановлению психоречевого развития ребенка.

Детей с аутистическими проявлениями (на фоне органического поражения головного мозга) можно довести до НОРМЫ.

Комментарий доктора медицинских наук,
Ведущего детского невролога центрального Самарского отделения «РЕАЦЕНТРа»,
Гавриловой Татьяны Алексеевны:

Развитие головного мозга ребенка-аутиста имеет свои особенности:

1. Лобные доли головного мозга отвечают за сознание, интеллект, логическое мышление и инициативу. У детей с аутистическими проявлениями (аутистов), как правило, резко снижена активность лобных долей . Поэтому у детей с аутизмом грубо снижена познавательная деятельность, выражена отрешенность, отсутствует интерес к окружающей среде. Нарушение логического мышления у детей с синдромом аутизма приводит к непониманию происходящих событий, именно по этой причине дети аутисты боятся всего нового и непривычного (перемен, новой обстановки, новых игрушек, новой пищи, новых людей), так как они не понимают: что это, откуда взялось и зачем нужно.

2. В норме лобные доли контролируют и направляют все остальные зоны головного мозга (речевые, двигательные, чувствительные (слух, зрение), речевые и т.д.).

  • Например: маленький ребенок залез в шкаф и разбросал книги по полу (лобные доли из любопытства дали команду двигательным зонам доползти до шкафа и вытащить книги из шкафа, зрительным зонам посмотреть, что внутри на страницах — после того как познавательный интерес был удовлетворен, книги и шкаф стали ребенку не интересны и он направился к другим предметам в комнате).

Однако, у детей аутистов лобные доли «спят», а не направляют другие зоны мозга на изучение окружающей действительности . Именно поэтому, деятельность ребенка аутиста стереотипна. Стереотипии – многократно повторяющиеся, не осознанные, бесцельные действия (потряхивания руками, пересыпание песка, механическое перелистывание страниц и т.д.)

3. Для того, чтобы разговаривать, нужна тесная взаимосвязь лобных долей с речевыми зонами мозга. Ведь все, что мы говорим – говорим осознанно. У обычных детей сначала возникает желание (хочу «конфету» или хочу «гулять») – это лобные доли придумали «задание», а речевые зоны мозга его реализуют – ребенок обращается с просьбой или требует.

У ребенка аутиста лобные доли «спят» и не дают речевым зонам «заданий» . В результате, ребенок с аутизмом не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не пытается обращаться с просьбами, ребенок аутист попросту не понимает, что можно попросить и получить желаемое. Речь отсутствует или становится стереотипной, например, ребенок с аутистическими проявлениями повторяет слова или даже целые предложения бесцельно, не понимая смысла произносимых слов (как заученные иностранные слова).

Читайте также:
Тонус матки при беременности - симптомы и лечение

4. У многих детей аутистов отмечается аутоагрессия — ребенок аутист направляет агрессию на самого себя (бьет сам себя или кусает себя). Тому есть две причины: ребенок злится, что окружающая действительность не соответствует его потребностям (например: он хотел привычно стереотипно перекатывать машину, а мама заставляет его повторять за ней слова, ребенок начинает кусать себе руку или бьет себя по лицу, не понимая, что протест можно выразить словами). Это и есть аутоагрессия.
Но бывает и так, что аутоагрессия это лишь «маска» , на самом деле у ребенка болит голова . Он не в силах терпеть, не понимает, что можно пожаловаться родителям, бьет себя по голове (головные боли, как правило, отмечаются у детей с поражением нервной системы на фоне гидроцефалии). При этом у детей хорошо видно вены на висках, они капризничают, выражение лица страдальческое.

5. У детей аутистов, как правило, отмечается высокая активность зрительных зон головного мозга . Именно поэтому, у них очень хорошая зрительная память (ее еще называют «фотографической») и выражена любовь к «созерцательству». Игры ребенка с аутизмом направлены на созерцание: дети аутисты рассматривают пальцы своих рук, или подбрасывают предметы и смотрят, как они «красиво падают», часами могут смотреть в любимом мультфильме один и тот же момент – как «красивую динамическую картинку». Современный «Айпад» – любимый предмет ребенка аутиста, ведь он буквально создан для созерцательства и это своего рода помощь при аутизме…

6. У ребенка с аутистическими проявлениями очень часто отмечаются эмоциональные нарушения. Так в чем же их причина?

Эмоции можно разделить на примитивные эмоции и сложные социальные эмоции.

  • примитивные эмоции необходимы для выживания в природе: агрессия, страх. Например, в критической ситуации нужно испугаться и трусливо убежать, или же агрессивно броситься на врага, и за эти примитивные эмоции отвечают срединно-стволовые структуры.
  • сложные социальные эмоции – любовь, забота, чувство юмора, стеснительность, зависть и пр., за эти эмоции отвечают лобные доли. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и сложных эмоций практически нет, именно поэтому ребенок не «испытавает» привязанности и нежности к близким людям, а самое главное к родителям. Ребенок с аутизмом не понимает шуток, ему тяжело адаптироваться в социуме. А вот «срединно-стволовые» структуры напротив расторможены и поэтому в поведении ребенка аутиста преобладают примитивные эмоции – страх или агрессия (аутоагрессия).

Лечение ребенка аутиста должно быть комплексным, коррекция аутизма возможна:

Микротоковая рефлексотерапия
проводится по индивидуальной программе, которая может включать:

1. Активизацию неактивных лобных долей у ребенка с аутизмом:

  • д ля понимания происходящих событий
  • для развития логического мышления
  • для развития сознательной инициативы
  • для развития сложных эмоций
  • (забота, стеснительность, сострадание, чувство юмора и пр.)
  • для выработки социально-бытовых навыков
  • (чтобы ребенок мог самостоятельно питаться, одеваться и ходить в туалет)

2. Активизацию неактивных речевых зон коры головного мозга у ребенка с аутизмом:

  • для улучшения понимания речи
  • для расширения активного словарного запаса
  • для повышения речевой инициативы (желание вступать в контакт)
  • для развития навыка создания речевых конструкций (фраз, предложений)
  • для развития навыка диалоговой речи.

3. Активизацию неактивных зон мозга, отвечающих за развитие учебных навыков:

  • для повышения интереса к коррекционным занятиям
  • (изучение с логопедом-дефектологом цвета, формы, размера, названий и свойств предметов и т.д. )
  • для развития навыков чтения, письма, счета.
  • для подготовки ребенка к процессу обучения в школе.

4. Снижение патологической активности срединно-стволовых структур головного мозга:

  • для купирования агрессии или аутоагрессии, страхов и невротизации.
  • для снижения патологической двигательной активности (стереотипных движений, гиперподвижности).

5. Купирование внутричерепной гипертензии (снижение внутричерепного давления):

  • Для прекращения головных болей
  • Для нормализации сна
  • Для снижения возбудимости

Аутизм (аутистические проявления) – помощь:

Для восстановления нормальной работы головного мозга ребенку аутистическими проявлениями необходимы систематические занятия с логопедом, дефектологом и детским психологом.
Длительность курса Микротоковой рефлексотерапии — 3 недели (15 сеансов).
Коррекционные занятия можно начинать уже во время 1 курса лечения аутизма, а продолжать их дома.
Стандартные перерывы между курсами Микротоковой рефлексотерапии:

  • между 1 и 2 курсом лечения – 3-4 недели
  • между 2 и 3 курсом лечения – 6-8 недель.

В перерывах между курсами Микротоковой рефлексотерапии детям с аутизмом подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам с аутистическими проявлениями подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).

Родители будьте бдительны:
Микротоковая рефлексотерапия проводится только в клиниках «РЕАЦЕНТРА»

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АУТИЗМА И РДА.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону
8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
для иностранных граждан: +7 (846) 692-66-02
Skype (бесплатный звонок через Интернет): medical_clinic_reacentr

Микротоковую рефлексотерапию для лечения аутизма, РДА и других аутичных (аутистических) проявлений проводят только в подразделениях «Реацентра». В городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Алматы, Нурсултан, Шимкент,Ташкент,Фергана.

Расстройство аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

Читайте также:
Розацеа на лице - симптомы, лечение

В МКБ-10 расстройства аутистического спектра не выделены в отдельную категорию, но они входят в раздел: Общие расстройства психологического развития (F84). В новой версии классификатора (МКБ-11) для РАС введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».

Основные причины развития

Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.

К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.

Есть и другие причины РАС:

  • Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы, фенилкетонурии.
  • Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
  • Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.

Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Был выявлен определенный перечень потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопной трубы автомобилей. Но пока не доказано точная связь этих веществ и развития РАС.

Классификация расстройств аутистического спектра

В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:

    . Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии. . Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.
  • Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек. Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
  • Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
  • Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.

Проявления расстройств аутистического спектра

РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.

У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.

Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.

К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:

  • Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.
  • Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.
  • Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.
  • Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т.д.).
  • Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
  • Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т.д.
  • Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.
Читайте также:
Рак простаты у мужчин - симптомы, стадии, лечение, прогноз

Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.

Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведенияребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т.д.

Как правило, используются следующие средства диагностики:

  • Тесты со специальными опросниками.
  • Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, т.к. аутистическое расстройство может сопровождаться эпилептическими припадками.
  • Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить аномалии строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС.
  • Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.

Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.

В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:

  • У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
  • Он не любит любые перемены в своей жизни. Испытывает дискомфорт при смене привычной для него ситуации, предпочитая выполнять монотонные и хорошо знакомые ему действия. Отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового.
  • Игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
  • Ребенок избегает зрительного контакта, испытывает раздражение при повышении голоса и любых прикосновений к нему.

Коррекция расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра – это специфические нарушения, для которых не придумано единой схемы терапии. В принципе, это состояние нельзя вылечить, но есть способы коррекции, которые могут улучшить состояние ребенка.

К основной цели коррекции относится формирование навыков, которые позволят ему максимально адаптироваться к окружающей среде, самостоятельно функционировать в быту. Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими людьми в той форме, которой будет достаточно для выстраивания нормальных социальных связей.

Проводятся следующие терапевтические мероприятия:

  • Поведенческая терапия. Специалист наблюдает за поведением ребенка, выясняя особенности его заболевания, реакции на те или иные раздражители. На основании этого анализа подбираются определенные стимулы, которые помогут скорректировать поведение. Это может быть любимая игрушка, какое-то развлечение, с помощью которых специалист подкрепляет необходимые реакции у ребенка (визуальный контакт, разговор, участие в игре). Освоение этих навыков раскладывается на мелкие действия, которые более доступны ребенку. В дальнейшем сложность увеличивается.
  • Медикаментозная терапия. Использование препаратов оправдано только в случае агрессии и различных деструктивных расстройств в поведении. Используются психотропные средства, легкие седативы.
  • Коррекция речи. Как правило, у большинства детей с РАС есть нарушения речевого развития, которые мешают нормальному общению и социальному взаимодействию. Задача логопеда – обучить пациента любым доступным средствам коммуникации. Регулярные упражнения позволят добиться правильности построения предложений, научат языку жестов и внятности речи.
  • Физиотерапевтические процедуры. ЛФК и массаж позволяют компенсировать нарушения двигательной сферы.

Профилактика и прогноз

Расстройства аутистического спектра – это набор разных нарушений, поэтому успешность терапии напрямую зависит от их специфики и того, насколько вовремя начата коррекция. Благоприятнее всего прогнозы у тех форм РАС, которые не сопровождаются тяжелыми нарушениями речевой функции и умственной отсталостью. Профилактика РАС не разработана, потому что основную роль в их развитии играет генетический фактор. Но детям, которые находятся в группе риска, нужно проходить обследование задержек развития в 9, 18 месяцев, а также в 2 и 2,5 года.

Важно понимать, что это не приговор. Современные способы коррекции позволяют сформировать необходимые навыки социального взаимодействия, поэтому человек сможет самостоятельно обслуживать себя, устроиться на работу и завести семью. Более того, многие люди, у которых диагностировано аутистическое расстройство, добиваются достаточно серьезных успехов в своей профессиональной деятельности. Этому способствует особенности самого расстройства, т.е. фокусировка на определенной задаче, склонность к выполнению монотонных действий и усидчивость.

К примеру, Микеланджело, Вольфганг Амадей Моцарт, Авраам Линкольн, Стенли Кубрик, Робин Уильямс, Альберт Эйнштейн, Энди Уорхол, Билл Гейтс – все эти гениальные известные люди в той или иной мере имели РАС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: